Показатели нервно-психического развития детей 1 года 3 месяцев – 3 лет
Памятка-вопросник для оценки поведения детей
Настроение:бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.
1. Бодрое, жизнерадостное настроение. Положительно относится к окружающим, с интересом активно играет, дружелюбен; реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими.
2. Спокойное настроение. Положительно относится к окружающим, спокоен, активен; реакции менее эмоционально окрашены, чем при бодром состоянии, меньше контактирует с окружающими по своей инициативе.
3. Раздражительное, возбужденное состояние. Неадекватно относится к окружающим, возможна бездеятельность или деятельность неустойчива, может вступать в конфликт; наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик.
4. Подавленное настроение. Ребенок вял, бездеятелен, пассивен, неактивен, замкнут, грустен, может плакать тихо и долго.
5. Неустойчивое настроение. Весел, смеется, быстро может заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, переходить от одного настроения к другому.
Сон:засыпание, характер сна, продолжительность.
1. Засыпание. Медленное (более 10-15 минут), быстрое, спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.
2. Характер сна. Глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.
3. Длительность сна. Короткий, длительный, соответствующий возрасту.
Аппетит:хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище.
Характер бодрствования:ребенок активный, малоактивный, пассивный.
Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребенка.
Социальные связи – контактен или застенчив, дружелюбен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен и т.п.
Познавательные способности – любознателен, проявляет ко всему интерес, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво (неустойчиво) и др.
Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.
Имеются отрицательные привычки – сосет палец, раскачивается и др.
Показатели нервно-психического развития детей 1 года 3 месяцев – 3 лет
Разработано Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной
возраст | Линии развития | ||||||||
Понимание речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра и действие с предметами | Движения | Навыки | Конструктивная деятельность | Изобразительная деятельность | Социальное развитие | |
1год Змее. | Запас понимаемых слов быстро увеличивается | Пользуется лепетом, облегченными словами | Ориентируется в двух величинах предметов (2 куба) | Воспроизводит в игре разученные действия | Ходит длительно, меняя положения | Самостоятельно ест густую пищу | Накладывает один кубик на другой, кладет плашмя, воспроизводит действия взрослых | Оставляет карандашом след на бумаге | Легко отвечает на контакты взрослого в совместной деятельности, иногда проявляет собственную инициативу |
1 год 6 мес. | Отыскивает по слову взрослого однородные предметы | Пользуется словом в момент сильной заинтересован-ности | Ориентируется в четырех контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) | Отображает отдельные действия | Перешагивает препятствия приставным шагом | Самостоятельно ест жидкую кашу | Воспроизводя действия взрослых, ребенок ставит кирпичик на узкую грань (делает забор) | Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге | Постоянно проявляет инициативу при общении со взрослым по разным поводам |
1 год 9 мес. | По слову взрослого отыскивает изображения знакомых действий | Пользуется двухсловными предложениями. Облегченные слова заменяет правильными | Ориентируется в трех контрастных величинах предметов | Использует в игре предметы- заместители | Умеет ходить по узкой доске (шириной 15—20 см, высокой от пола) | Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого | Воспроизводит несложные постройки (скамейка) | Оставляет карандашом след на бумаге, не выходя за пределы листа | Эмоционально контактирует со сверстниками |
2 года | Понимает короткий рассказ( без показа) о событиях, многократно повторявшихся, .имевших место в собственном опыте | Пользуется предложениями из 3 слов | Ориентируется в трех контрастных цветах, подбирает к образцу парные предметы одного цвета | В игре воспроизводит ряд последовательных действий | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом | Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки) | Воспроизводит несложные постройки (стол, стул, кровать) | Подражая взрослому, рисует горизонтальные и вертикальные линии | Проявляет интерес к играм сверстников, играет рядом, занимается одним видом деятельности (как другие дети, кормит кукол, втыкает грибочки в отверстие, строит) |
возраст | Линии развития | |||||||||||
Понима-ние речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра и действия с предме-тами | Движения | Навыки | Конструктивная деятельность | Изобразительная деятельность | Социальное развитие | ||||
грамматика | вопросы | цвет | форма | еда | одевание | |||||||
2года 6мес. | Понимает рассказ без показа о событиях, опираю-щихся на прошлый опыт в новой ситуации | Пользуется многослов-ными предложе-нииями (более 3 слов) | Где? Куда? | Подбирает к образцу предметы 4-х цветов | Ориентируется в 6-ти контрастных формах предметов | Сюжетная игра (3 и более действий) элементы воображения | Перешагивает через палку или веревку, приподнятую над полом на высоте 28-30см. | Ест довольно аккуратно | Самостоя-тельно одевается (не застегивает пуговицы) | Самостоятель-но делает постройки и называет их (дом, диван) | Рисует горизон-тальные, вертикаль-ные линии | Дети ориентиру-ются на оценку взрослыми их деятель-ности |
3года | Понимает содержание рассказов, сказок о событиях, которые сам не видел, но отдельные элементы знакомы | Пользуется придаточными предложе-нииями | Почему? Когда? | Называет 4 цвета | Использует по назначению геометричес-кие фигуры (путем наложения) | Начало ролевой игры | Перешагивает через палку или веревку, приподнятую над полом на высоте 30-35см. | Пользует-ся салфеткой при еде | Самостоя-тельно одевается с небольшой помощью взрослого | Делает сложные постройки (дом, лестница, гараж) называет и обыгрывает их | С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их (яблоко, солнышко, домик) | Проявляет самостоя-тельность, независи-мость, часто употребляет «Я сам» |
Карта нервно-психического развития детей 1 года 3 месяцев – 3 лет(примерная)
Фамилия, имя ребенка__________________________
Дата рождения __ Возраст при поступлении________
Возраст | Уровень нервно-психического развития | Поведение | Заключение (группа разв.по эпикр.ср.) | |||||||
Понимание речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра | Движения | Навыки | Конструк-тивная деят-ть | Изобразительная деят-ть | |||
1год Змес. | ||||||||||
1 год 6 мес. | ||||||||||
1 год 9 мес. | ||||||||||
2 года. | ||||||||||
2года 6мес. | ||||||||||
3года |
Назначения