Задачи и функции классного руководителя
Повседневное руководство учебно-воспитательной работой в классе осуществляет классный руководитель, назначенный администрацией школы из числа учителей, преподающих в нем Он должен обеспечить решение таких х задач: воспитание у школьников культуры поведения, формирование у них высоких моральных качеств, обеспечение единства педагогических требований со стороны семьи и школы, организация в случае необходимости помощи учащимся (на учебные, материальной, моральной), проведение мероприятий, предусматривающих укрепление здоровья учащихся, организация общественно полезного труда учащихся, ведение документации класса; строительства взаимоотношений с учениками и их родителями на демократических принципах, сотрудничестве, содействие развитию самоуправления ученикив.
Классный руководитель выполняет диагностическую, организаторскую, воспитательную, координационный, стимулирующую функции
Диагностическая функция классного руководителя предполагает изучение особенностей учеников своего класса, их интересов, склонностей, потребностей, уровня воспитанности, мотивов поведения и других качеств, что позволяет составить ты целенаправленный и действенный план воспитательной работы, организовать результативный ежедневный воспитательное воздействие на ученический коллектив и на каждого учащегося в Для выявления индивидуальных особенностей учащихся в икористовують методы научно-педагогического исследованияя.
Организаторская функция заключается в умении привлекать коллектив класса к различным видам воспитательной деятельности: познавательной, что обогащает представления учащихся об окружающей действительности; общественно полезной, направленной й на общую пользу и благо; ценностно-ориентационной, которая раскрывает ученикам духовные и материальные социально значимые ценности и ориентирует на них их поведение; художественно-творческой, что позволяет ученикам р еализуваты индивидуальные творческие задатки и способности; свободного общения, организации досуга учащихся, взаимно й.
Для организации этого вида деятельности и обеспечения воспитательного результата педагог должен обладать необходимыми организационными умениями и навыками
Воспитательная функция сложной в деятельности классного руководителя План воспитательной работы в классе определяет содержание, формы и методы воспитательной деятельности Классный руководитель составляет его с учетом общего с содержания и методики воспитания учащихся в национальной школе Прежде воспитательная деятельность классного руководителя предполагает подготовку и проведение запланированных воспитательных мероприятий, которые являются действенным средством формирования у учащихся социально ценных мотивов поведения, здоровых интересов, духовных потребностей, чувств, положительных нравственных, правовых, трудовых, эстетических и других Как-тотей. Классный руководитель должен продумать, как привлечь как можно больше членов детского коллектива по подготовке и проведению воспитательного мероприятия, найти каждому конкретное дело, ибо только при таких условиях это станет сп правой самих учащихся, за которую они болеть, к которой относиться с чувством ответственности Умелая подготовительная работа с четким распределением обязанностей уже сама по себе воспитывает учеников, поскольку потребность является соответствующей дисциплины как самой условия интересной жизни, успехе общего дела, признание человека по его отношением к труду, ответственности при выполнении порученного дела, помощи товарищам и др. При таких условиях воспитательное мероприятие е завершающим актом определенного периода воспитательной роботти.
Чтобы воспитательное мероприятие было эффективным, а его идеи осознали ученики, важно выяснить степень их подготовленности к восприятию предлагаемых им моральных, правовых, эстетических и других норм, положений, поня пять Если они уже известны учащимся, необходимо учитывать их понимание, взгляды на них, чтобы внести необходимые коррективыи.
Каждый воспитательное мероприятие имеет свою структуру, которая зависит от метода или формы его проведения Важным структурным элементом такого мероприятия является подготовительный этап, на котором распределяют обязанности между учениками с с учетом их возможностей, детально продумывают программу воспитательного мероприятия в пределах отведенного для него времени, подбирают необходимую литературу и наглядное оформление, контролируют подготовленность учащихся д в выполнение порученных заданийь.
Успех воспитательного мероприятия во многом зависит и от надлежащего оформления помещения, в котором его проводят Удачно оформлено помещение, выставка ученических технических изделий или рисунков, плакаты с выс словлюваннямы выдающихся людей, музыкальное сопровождение, вазы с цветами, эстетически оформленное приглашение вызывают интерес к его содержанию, пробуждают ответные чувствая.
Содержание воспитательного мероприятия должен быть доступным для соответствующей возрастной категории учащихся, способствовать достижению конкретной цели, нести в себе новую для воспитанников информацию, особенно это касается традиционных в воспитательных мероприятий, которые проводят ежегодно (Дня матери, Дня учителя, 8 Марта и др.).
Координационная функция заключается в направлении классным руководителем воспитательных усилий всех педагогов, родителей и представителей общественности на положительные результаты в воспитании учащихся Классный руководитель прежде им добивается, чтобы коллектив учителей, который работает с учащимися класса, руководствовался едиными требованиями к ним, производил индивидуальный подход Он изучает особенности учебно-воспитательной работы учителей, ознакомить млюеться с их требованиями и отношениями с учениками, обменивается мнениями о поведении отдельных учащихся, методов воздействия на них Объединение и направление воспитательной деятельности является важнейшим его задачаням.
Успех воспитательной деятельности классного руководителя зависит также от того, насколько тесно он сотрудничает с родителями, может обеспечить единство школьного и семейного воспитания, от связей с предприятия ами и учреждениями, которые шефствуют над школами, помощи в организации воспитания учащихся по месту жительства, в преодолении безнадзорности школьников тощ.
Стимулирующая функция заключается в своевременном выявлении положительных моментов в развитии каждого ученика класса и соответствующем поощрении его к последующим полезных действий и поступков
Разнообразная деятельность классного руководителя требует высокого уровня культуры и надлежащей психолого-педагогической подготовки Прежде всего он должен иметь твердые убеждения, быть преданным педагогической дел е, чувствовать течение времени, знать о событиях, происходящих в Украине и за ее пределами Эту информацию он должен своевременно передавать ученикам, формируя у них определенное отношение к нееї.
Классный руководитель должен быть высоконравственной личностью, честным, справедливым, порядочным во всех своих помыслах и поступках Он должен хорошо знать своих воспитанников, понимать их духовный мир и душевное состояние н, жить их радостями и печалями, быть деликатным и тактичным в отношениях с ними, любить их и одновременно быть требовательным к ним и к себе Глубокие знания по педагогике и психологии обеспечат ему возможность в быстро находить контакт с учителями и учениками, умело организовывать воспитательный процесс, привлекать учащихся к различным видам деятельности, выявлять уровень их воспитанности, вносить в программу воспитания соответствующих ни коррективы, побудить их к самообразованию и самовоспитаниюня.
11
Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в определенном порядке. Классифицируются по:
1. Количеству учащихся - массовые, групповые и индивидуальные.
2. Месту учебы - школьные и внешкольные.
3. Продолжительности - классический урок 45 минут, пара 90 минут.
История развития школы знает разные формы организации обучения:
- индивидуально-групповые (репетиторство, гувернерство);
- дифференцированного обучения по способностям - Мангеймская система Зиккенгера;
- Белл-ланкастерская (Англия, Индия), где разновозрастные группы и старшие учат младших;
- Бригадное обучение (советская школа в 20-е годы);
- американский «план Трампа» - 40% времени в больших группах, 20% в малых, 40% самостоятельная работа.
Школе понадобились тысячелетия, чтобы великий Ян Амос Коменский сделал открытие: детей лучше учить в классе, когда они работают сообща. Появилась классно-урочная система (17 век). Ее особенности:
- постоянный состав учащихся одного уровня подготовки и возраста - класс;
- каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;
- учебный процесс осуществляется в виде уроков, каждый из которых посвящен одному предмету;
- постоянное чередование уроков;
- руководящая роль учителя.
Преимущества классно-урочной системы: строгая оргструктура, экономична, создает предпосылки для взаимообучения, коллективная деятельность, соревновательность, возможности для воспитания и развития. Недостатки: ориентация на среднего ученика, отсутствие индивидуальной учебно-воспитательной работы (второгодники), навязывает жесткий ритм и искусственную организацию работы (по Н.К. Куписевичу).
Культурологический феномен, созданный педагогической мыслью - урок - это законченный в смысловом, организационном и временном отношении этап учебного процесса. Именно уроки составляют в школе основу целостного педагогического процесса. Дадим характеристику уроку. Современный урок - это:
1. Открытие истины, поиск истины и ее осмысление. Это организованное духовное общение, содержанием которого является научное знание, а результатом - интеллект каждого субъекта, духовное обогащение. Истина не вкладывается в ученика как в мешок, истина постигается, наполняется личностным смыслом. Приемы: недописанный тезис, трансляция «я» учителя, мотивация.
2. Часть жизни ребенка и проживание ее должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Формирование поведенческих привычек - приветствие, взаимное внимание, доброжелательность, этикет. Воспитание - это вхождение ребенка в современную культуру совместно с учителем и с его помощью.
3. Свободный урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить свободу для индивидуального развития. Ученик всегда выступает в роли цели и никогда - в роли средства. Личностный подход.
4. Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений. Приемы: авансирование, оценка детали, снятие страха, доброжелательность, не сравнивать с другим.
5. Полоролевое воспитание.
6. Организация групповой деятельности.
7. Гармоничный урок, соответствие содержательной стороны урока и его внешней формы, чувство меры. Благоприятная психологическая атмосфера урока. Приемы: корректировка педагогических ситуаций, игры, приемы саморегуляции, привнесение ценностей - утвердить истину, проявить добро, обозначить красоту.
Общие требования к уроку в соответствие с функциями обучения конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях к уроку.
Дидактические требования к уроку:
- четкое определение образовательных целей и задач;
- учет принципов обучения;
- оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
- опора на достигнутый уровень;
- сочетание видов, методов и форм обучения;
- сочетание коллективной и индивидуальной самостоятельной деятельности;
- установление межпредметных связей;
- тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.
Воспитательные требования к уроку:
- постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала;
- формирование жизненно необходимых качеств - внимательности, честности, коммуникативности, самостоятельности, усидчивости, ответственности, воспитание на общечеловеческих ценностях;
- внимание к личности ученика.
Развивающие требования к уроку:
- формирование и развитие положительных мотивов, интересов, творческой инициативы и активности учащихся;
- занятия на «опережающем» уровне;
- проектирование «зоны ближайшего развития»;
- прогнозирование «скачков» в развитии;
- оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в развитии.
Классификация уроков:
- по содержанию;
- способу проведения;
- дидактическим целям.
Главные типы уроков:
- урок изучения новых знаний;
- урок формирования новых умений;
- урок обобщения и систематизации;
- урок контроля и коррекции;
- урок практического применения знаний и умений;
- комбинированный урок.
Структура комбинированного урока берет начало от Я.А. Коменского и Г. Гербарта - 4-х звенная. Ее этапы: организационный момент и повторение изученного, изучение нового, закрепление и систематизация, задание на дом. Комбинированный урок гибкий, решает широкий круг задач, составляет 80% от общего числа уроков. Однако имеет недостаток, такой как нехватка времени на все этапы.
Подготовка урока - разработка комплекса мер организации учебного процесса, которые в данных условиях обеспечивают наивысший конечный результат. Содержит 3 этапа:
1. Диагностика.
2. Прогнозирование.
3. Планирование.
Составляется план-конспект урока:
1. Дата проведения и номер по тематическому плану.
2. Название темы и класса, где он проводится.
3. Цели и задачи образования, воспитания и развития.
4. Тип и структура урока с этапами и временем на каждый этап.
5. Содержание учебного материала. Уровень его раскрытия.
6. Реализация принципов обучения на уроке.
7. Методы и приемы работы на каждом этапе, их эффективность и целесообразность.
8. Способы взаимодействия учителя и учащихся, сотрудничество.
9. Учебное оборудование, реквизит.
10. Задание на дом.
11. Результаты урока: достижение целей и задач, выводы.
12
Педагогические требования к уроку
Урок как форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, прочно занял свое место в советской школе в качестве основной организационной формы обучения.
Среди многообразия используемых в общеобразовательной школе организационных форм обучения урок продолжает сохранять ведущее значение.
Хороший урок — дело не простое даже для опытного учителя. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок. Требования эти определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения.
Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. К дидактическим, или образовательным, требованиям относятся:
1. Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов, а также места конкретного урока в общей системе уроков.
2. Определение оптимального содержания урока в соответ ствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на от дельных его этапах.
3. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся.
4 Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности межпредметных связей.
Воспитательные требования к уроку:
1. Постановка воспитательных задач урока, обеспечение идейно-политической направленности, коммунистической идейности и партийности.
2. Формирование у учащихся на основе приобретенных научных знаний диалектико-материалистического мировоззрения, высоких моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства.
3. Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями переноса знаний, творческой инициативы и активности.
4. Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и др.)
5. Соблюдение учителем педагогического такта.
Следует иметь в виду, что требования, выражающие воспи тательные задачи школы, реализуются и в других формах организации обучения и во всей системе внеучебной воспитательной работы с учащимися, проводимой школой и семьей.
Организационные требования к уроку:
1 Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования.
2. Организационная четкость проведения урока (своевре менность начала, максимальное использование каждой его мину ты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока).
3. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и ТСО.
Выполнение перечисленных требований является необходи мым условием эффективности урока, т. е достижения же лаемых результатов. Учитель должен хорошо знать эти требования, обеспечивать их выполнение при подготовке к уроку и его проведении.