За проведение тематического классного часа ставится отметка классным руководителем, и по возможности, им анализируется (делается запись в дневнике педагогической практики)

Рекомендации по прохождению производственной практики

(4 курс)

Студенты проходят данную производственную практику в качестве помощника классного руководителя.

В период прохождения практики студент оказывает помощьклассному руководителю в воспитательной работе класса:

– организация ежедневной жизнедеятельности класса (организация межличностного взаимодействия учащихся в деловых отношениях в связи с подготовкой и проведением различных мероприятий класса, параллели классов, общешкольных; помощь в решении личных проблем школьников; сопровождение в столовую; организация подготовки классного кабинета к урокам /доска, чистота рабочего места ученика, учителя и т.п./; оперативная связь с учениками по изменению расписания уроков и режимных моментов в учебно-воспитательной работе; разрешение конфликтных ситуаций в классе; взаимодействие с учителями-предметниками);

– оформление документации (классный журнал, личные дела учащихся, социальный паспорт семьи, социальный паспорт класса и т. д.);

– включение учащихся в разнообразные направления и виды внеурочной деятельности (спортивные, познавательные, досуговые и т. д.) с использованием технологий КТД, интерактивных форм взаимодействия;

– помощь слабоуспевающим детям;

– работа с детьми «группы-риска» (одаренные дети, дети-сироты, дети с ограниченными возможностями здоровья и т. д.);

– организация дежурства по классу и по школе;

– проверка и оформление дневников;

– контроль посещаемости и успеваемости учащихся;

– индивидуальные беседы с учащимися, родителями и т. д.

При выполнении заданий по педагогике следует придерживаться следующего плана работы (примечание: студент должен планировать не менее 2 часов в день воспитательной работы в качестве классного руководителя).

На первой неделе проводится беседа с классным руководителем, изучаются и анализируются план воспитательной работы с классом, классный журнал, дневники и личные дела учащихся. Изучаются особенности работы классного руководителя с классным коллективом.

Планируется и проектируется деятельность студента-практиканта на период практики с оформлением дневника педагогической практики.

Подбирается комплекс диагностических методик (не менее 5) на выявление уровня воспитанности учащегося. Определяется учащийся для проведения исследования по выявлению уровня воспитанности (студент может выбрать учащего самостоятельно или по рекомендации классного руководителя).

Отчетная документация по первой неделе практики:

– дневник педагогической практики с перспективным и индивидуальным планом (с конкретным содержанием организаторской работы не менее, чем 2 часа на каждый день практики в индивидуальном плане);

– комплекс диагностических методик на выявление уровня воспитанности учащегося;

На второй-третьей неделе (содержательно процессуальный этап) осуществляется сбор и оформление исследовательского материла по выявлению уровня воспитанности учащегося (оформляются протоколы исследования (образец представлен в приложении 2)). По результатам исследования разрабатываются рекомендации классному руководителю (по предложенной схеме) с целью повышения уровня воспитанности школьника.

Изучаются направления и функции деятельности классного руководителя.

Определяется дата проведения и ведется подготовка тематического классного часа, согласно плану воспитательной работы классного руководителя. Обязательным требованием является согласование темы и содержания воспитательного мероприятия с методистом по педагогике. Студент обязательно сообщает методисту по педагогике дату, время и место проведения классного часа. При не выполнении данных требований методист по педагогике имеет право на снижение оценки.

Отчетная документация по второй-третьей неделе практики:

–Протоколы исследования и рекомендации по повышению уровня воспитанности учащегося.

На четвертойнеделе проводится тематический классный час. Оформляется конспект и делается самоанализ(по предложенной схеме (см. приложение)), проведенного классного часа.

За проведение тематического классного часа ставится отметка классным руководителем, и по возможности, им анализируется (делается запись в дневнике педагогической практики).

Отчетная документация по результатам прохождения практики на четвертой неделе:

– Конспект тематического классного часа с видеоматериалами

– Самоанализ тематического классного часа

На пятой неделе подводится итог изучению основных функций и направлений деятельности классного руководителя.

Отчетная документация по пятой неделе практики:

– Аналитическая справка об изучении функций и направлений деятельности классного руководителя с приложением выписки из плана работы классного руководителя на период ПП

На заключительной неделе подводятся итоги своей работы, оформляется документация педагогической практики в форме портфолио.

На последней неделе производственной педагогической практики организуется защита портфолио. За отсутствие на защите документации по педагогической практике, снижаются баллы.

Формы отчетности:

Методисту по педагогике необходимо предоставить

– дневник педагогической практики с перспективным и индивидуальным (в котором имеются записи конкретного содержания организаторской работы не менее чем на 2 часа на каждый день практики) планами;

– аналитическая справка об изучении функций и направлений деятельности классного руководителя с приложением выписки из плана воспитательной работы (см. приложение 3);

– протоколы (не менее 5) и рекомендации по результатам исследования уровня воспитанности учащегося (см. приложение 2);

– конспект тематического классного часа с видеоматериалами и самоанализом (см. приложение 4);

Студенты, не предоставившие отчетной документации по педагогике, получают отметку «неудовлетворительно». За отсутствие на защите документации по педагогической практике и нарушение сроков сдачи отчетной документации без уважительной причины, студентам снижаются баллы.

При оформлении документации можно воспользоваться методическим материалом, размещенным в блоке «Педагогическая практика» («Педагогический блок») – «Методическое обеспечение производственной практики», приложением данного документа.

Основная литература

1. Еремина, Р. А. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.– М.: Владос, 2012.– 245 с.

2. Дик, Н. Ф. Настольная книга классного руководителя 8-11-х классов: воспитание в условиях профильного обучения / Н. Ф. Дик, Т. И. Дик. – 4-е изд. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 316 c.

3. Никишина, И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И. В. Никишина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 91 с.

4. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М.: Владос, 2009. – 256 с.

5. Стефановская, Т. А. Классный руководитель: функции и основные направ-ления деятельности : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т. А. Стефановская. - 3–е изд., стер. – Москва : Академия, 2009. - 192 с.

Дополнительная литература

1. Афанасьев, С. Педагогическая азбука: в помощь организаторам детского досуга / С. Афанасьев, С.Коморин, А. Тимонин, Л. Тимонина. – Н.Новгород: МЦ "Вариант", 1997. – 100 с.

2. Витишко, Е. В. Дневник классного руководителя / Е. В. Витишко. – Классный руководитель. – № 1.– 2013.– С. 23-27

3. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2005. – 336 с.

4. Воспитательная система класса: теория и практика / под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Сфера, 2005. – 160 с.

5. Воронова, Е. А. Школа смеется! Необычные сценарии праздников, капустников, КВНов. / Е. А. Воронова. – 6-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 371 с.

6. Дик, Н. Ф. Воспитательная работа со старшеклассниками / Н. Ф. Дик, Т. И Дик. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 352 с.

7. Как проводить родительские собрания в школе / авт.-сост. О. С. Олендарь. – М. : АСТ ; Донецк : Сталкер, 2005. - 205 с.

8. Максимов, В. Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / В. Г. Максимов. – М.: Академия, 2002. – 272 с.

9. Методика воспитательной работы: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 144 с.

10. Поляков, С. Д. Технологии воспитания: учеб-метод.пособие / С. Д. Поляков. – М.: Владос, 2002. – 144 с.

11. Работа классного руководителя: методич. пособие / под ред. Е. А. Слепенковой. – М.: Академия, 2005. – 123 с.

12. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие \ Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

13. Селевко, Г. К. Социально-воспитательные технологии \ Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 176 с.

14. Сгибнева, Е. П. Классные часы в выпускных классах / Е. П. Сгибнева. – 4-изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 320 с.

15. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов. - М.: АРКТИ, - 2003. – 272 с.

16. Степанов, Е. Н. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности. Учебно-методическое пособие. / Е. Н. Степанов – М.: Педагогический поиск, 2007. – 160 с.

17. Стефановская, Т. А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений /Т. А. Стефановская. – М. : Академия, 2006. – 192 с.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. http://festival.1september.ru/ - педагогический форум Фестиваль педагогических идей «открытый урок»

2. http://www.pedlib.ru/ – Педагогическая библиотека

3. http://umk-spo.biz/articles/klryk/klcas/ – разработка внеклассных воспитательных мероприятий.

4. http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

5. http://www.edu.ru – Каталог образовательных интернет-ресурсов

6. http://pedagogy.ru – справочные материалы по педагогике

7. http://www.4todakak.ru/md/mod/tex/view/1753/ – Российская педагогическая энциклопедия

8. .http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=5951 – Теория и методика воспитательной работы: Методические рекомендации для студентов заочного отделения факультета педагогики и психологии / Сост. Е.В. Шахторина.

9. http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=11969&catalogid=27 – Курганский, С.М. Анализ эффективности воспитательной работы в школе.

10. http://pedsovet.su/load/10 – база разработок (воспитательные мероприятия, родительские собрания и т. д.) для классных руководителей.

11. http://io.nios.ru/old/index.php?num=19 – интерактивное образование : электронная газета (КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя) – разработки классных часов

12. http://kinozails.ru/?code_id=7060&banner=0&host=chikge.ru&rf=201668 – учебно-методический кабинет – рекомендации по организации воспитательных мероприятий

13. http://dubrova-school.narod.ru/klasnomu.html#классный%20час – специфика работы классного руководителя

14. http://www.proshkolu.ru/club/classru/file2/1815603 – документация классного руководителя

15. http://klruk.uroki.org.ua/ – разработки классных часов

16. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat no~l lgi&tmpl^com — сеть творческих учителей / Классный руководитель XXI века.

17. http://klass.resobr.ru – журнал «Справочник классного руководителя».

18. http ://www. debryansk.ru/-lpsch/klruk - материалы к классным часам.

19. http://belyakovaev.21203s17.edusite.ru/p3aal.html - Организация вос­питательной работы в классе: методическое пособие для классного руководителя.

Приложение

Приложение 1

Дневник практикиявляется одним из самых важных отчетных документов по практике. В нем планируется педагогическая деятельность студента, деятельность ребенка и детского коллектива, намечаются педагогические перспективы.

Ведение дневника способствует осмыслению студентом своей педагогической работы. Полное отражение в дневнике результатов повседневной работы позволяет глубже проникнуть в суть своей профессии.

Дневник практики проверяется групповым руководителем и методистом по педагогике. Состояние дневников учитывается при выставлении итоговой оценки по педагогике.

Примерная схема оформления дневника практики приведена в Приложении 1.

Примерный вариант оформления дневника педагогической практики

ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

Факультет иностранных языков

ДНЕВНИК

________________________________ практики

(указать вид практики)

Наши рекомендации