Развитие способностей в человеке
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.Для многих способностей это развитие начинается с первых дней жизни человека и, если она продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца жизни. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов.На одних происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других - идет становление задатков небиологического плана, на третьих - складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность.Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга. Попробуем проследить эти этапы на примере развития таких способностей, в основе которых лежат явно выраженные анатомо-физиологические задатки, хотя бы в элементарной форме представлены с рождения.
Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно приходится на дошкольное детство, охватывающая период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет.В это время происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, прежде руками.Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых является предпосылкой (задатками) для последующего развития специальных способностей.
Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах.Сначала развития способностей помогают различного рода игры, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают много двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных, других творческих способностей.Виды творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.
Важным моментом в развитии способностей у детей является комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких способностей, взаимно дополняют друг друга.Развивать какую-то одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Например, хотя тонкие и точные ручные движения сами по себе являются способностью особого рода, но они же влияют на развитие других, требующих соответствующих движений.Умение пользоваться языком, совершенное владение ею также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, большинство творческих способностей, обогащая их.
Многоплановисть и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, - важнейшие условия комплексного и разностороннего развития его способностей. В связи с этим следует обсудить основные требования, предъявляемые к деятельности, развивающей способности человека.Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее тяжести для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании ее выполнения.
Если деятельность ребенка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей.Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в себе новых возможностей. Она становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложения необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей.Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то он вызывает развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский называл зоной потенциального развития.Деятельность, не находится в пределах этой зоны, гораздо меньшей степени приводит к развитию способностей.Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже существующих способностей, если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, соответственно, также приводит к формированию новых умений и навыков.
Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека.В русле теории социального обучения, уже рассматривалась, особенно подчеркивалась обстоятельство, что для приобретения и закрепления у человека новых форм поведения, необходимое обучение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит.Становление и развитие способностей - это тоже результат обучения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие.Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следуют эмоционально подкрепляемые успехи,причем их количество в целом является большим,чем число неудач.