Источник духовных и физических сил

Отношение студенческой молодежи к браку, предбрачным отношениям и гражданскому браку

Курсовая работа

Исполнитель:

студент 31группы дневного отделения

Галькевич Геннадий Владимирович

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Качан Галина Алексеевна

Витебск, 2008

СОЖЕРЖАНИЕ

стр.

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВА…………...7

1.1 Понятия «семья», «брак», «гражданский брак» и брачно-семейные

отношения в научной литературе………………………………………………......7

1.2 Готовность молодых людей к семейной жизни…………………………...…24

ГЛАВА II. ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ

СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К СЕМЬЕ И БРАКУ………………………..…37

2.1 Ценностные ориентации в области семейно-брачных отношений...…....….37

2.2 Влияние родителей на отношение молодежи к семье…………………….....46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….51

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….53

ВВЕДЕНИЕ

Семья - это уникальный институт,

Союзник общества в решении его коренных проблем,

Утверждении нравственных устоев,

источник духовных и физических сил.

Из Послания

Президента Республики Беларусь

А. Г. Лукашенко

Белорусскому народу в Международный день семьи

Тема исследования «Отношение современной студенческой молодежи к браку предбрачным отношениям и гражданскому браку» выбрана не случайно. Учитывая курс, который государства выбрало на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, изучение отношения молодежи к браку и семьи представляет огромный интерес.

Отношение к любви каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. По мнению специалистов «непрочность современных браков в значительной степени определяется тем, что у молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи. Кроме того, общая беда молодых - неосведомленность в вопросах брака, а общая ошибка в том, что они, создавая семью, полагаются лишь на силу чувств»[1, c.5].

Современный этап развития нашего общества, который характеризуется крупными преобразованиями в основных сферах его жизнедеятельности, трансформацией социокультурных норм и традиций, вносит существенные изменения в полученные ранее результаты. Навязчивая "сексуализация" отечественной литературы и кино, наблюдающаяся в последние годы и не свойственная белоруской культуре, изменения в стиле и образе жизни не могли не отразиться на отношении молодых людей к институту семьи и брака.

Семейные отношения, брак всегда являлись важным моментом в жизни людей. Каждый человек, так или иначе, стремится завести семью. В свете проблем современного общества, смены системы ценностей большое распространение получило такое явление как гражданский брак. Существование этой формы отношений вызывает противоречивые взгляды и мнения, что говорит об актуальности проблемы. Сейчас такое время, когда большинство молодёжи вступают в брак необдумав своё решение на столько серьёзно, на сколько требует данный вопрос. Многие считают, что получив паспорт, могут считать себя взрослыми и жить по своим правилам и принципам, не зависимо от родителей. Мало того, что часть из них вступает в брак не достигнув совершеннолетия, но и делают это без согласия родителей. Прожив некоторое время, у многих из них это приводит к разводу. Поэтому необходим поиск подходов к раскрытию семейной проблематики. Один из таких подходов — ценностный. Суть его заключается в том, чтобы рассмотреть семью как ценность, выработанную человечеством, осознать реальную достижимость этой ценности уже сегодня и предвидеть ее дальнейшее распространение в качестве составляющей прогресса. Ценностный подход к семье как к социокультурному явлению осуществим в рамках социологии. Известно, что семья поаспектно включена в рассмотрение многих наук — философии, психологии, этики, демографии, сексологии (список можно продолжить). Социология видит семью как особую целостность, и эта ее заинтересованность в исследовании семьи как целого, как системы ставит социологию в особое к ней отношение, ибо системное, целостное рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение своего (наряду с другими) аспекта.

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи. Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников. Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях). Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов. Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

Общеизвестны факты, свидетельствующие о росте количества разводов, глубоком кризисе института семьи и снижении рождаемости. Более того, семейные проблемы увеличивают риск возникновения душевных и физических недугов, как у взрослых, так и у детей. Проблемы и напряженность в семьях влияют на всех нас. Трудно оспорить то, что многие беды общества уходят корнями к негативным факторам, порожденным супружескими конфликтами и развалом семей.

Сегодня в Республике Беларусь насчитывается около 32 тысяч социальных сирот, что в полтора раза больше, чем в послевоенный период, в 1946 г[4, с.8]. Ежегодно увеличивается количество неполных семей: в 1980 г. количество родившихся внебрачных детей составляло 6,4 % от общего числа новорожденных, в 2006 г. - 23,9%; достаточно высоким остается количество разводов (в 2006 г. на 1000 человек населения приходилось 6,1 брака и 3 развода) [17, с.72].

Основной причиной кризиса семьи большинство исследователей называет финансовое неблагополучие. Однако в европейских странах, достаточно благополучных в экономическом отношении, имеют место такие же негативные тенденции: на 100 браков приходится от 40 до 60 разводов; растет численность холостяцких хозяйств, внебрачных детей, внебрачных сожительств и однополых браков; падает рождаемость [5, с.414–415].

Исследования семьи, брака, рождаемости ведутся в социологии, психологии, демографии, этнографии, других общественных науках. Многие из классиков социологии считали семью частью социальной структуры, рассматривали её как фактор изучаемых ими процессов, но не исследовали институты брака и семьи специально (М. Вебер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, В. Парето). В то же время проблема теоретического представления семьи и брака поднималась в работах известных социологов, демографов, антропологов. Например, П. Сорокин ещё в 1913 г. в статье «Кризис современной семьи» приводит эмпирические свидетельства того, что он называет «углубляющимся кризисом» института семьи. П. Сорокин обсуждает такие явления, как растущий показатель разводов, уменьшение числа заключаемых браков, удовлетворение полового влечения вне брака, рост числа внебрачных детей, абортов, проституции; уменьшение числа детей в браке, эмансипация женщин, превращение брака в светский институт, передача государству воспитательных, образовательных и опекунских функций[2, с.41– 47].

В психологии проводились фундаментальные исследования, направленные на изучение развития личности, даны ее основные характеристики, необходимые для формирования установок на репродуктивное здоровье учеными Л.И. Божовичем, Л.С. Выготским, А.Я. Леонтьевым; Т.М. Афанасьева, А.А. Бодалев, Э.Г. Эйдемиллер - раскрыли психологические особенности семьи и психология семейных отношений. Важными для понимания сущности проблем подготовки молодежи к семейной жизни являются идеи Ж.–Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци о половом воспитании как важнейшей составляющей добрачного просвещения молодежи.

Проблемой изучения социально-педагогических условий для подготовки молодежи к семейной жизни, раскрытием социальной сущности семьи и важнейших аспектов ее жизнедеятельности занимались такие видные ученые как: В.А. Борисов, Э.К. Васильев, А.Г. Вишневский, процесс социализации ребенка в семье, его подготовку к будущему супружеству и родительству изучали В.И. Барский, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, общие аспекты добрачного полового воспитания исследовали Р.Борман, И.С. Кон, В.С. Круглов, Т.А. Куликова, особенности представлений молодежи о будущей семейной жизни изучали А.М. Прихожан, Т.И. Юферева, П.М. Якобсон.

Актуальность проблем и обусловило выбор темы нашего исследования: «Отношение студенческой молодежи к браку и предбрачным отношениям, гражданскому браку».

Цель исследования: Выявить и проанализировать факторы обуславливающие отношение молодежи к семье и браку.

Объектом исследования является семья и брак.

Предмет исследования: факторы, влияющие на отношение студенческой молодежи к семье и браку.

Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1) Раскрыть сущность понятий «семья», «гражданский брак» и «предбрачные отношения».

2) Выявить отношение молодежи к гражданскому браку.

3) Раскрыть сущность понятия «готовность» и охарактеризовать составляющие готовности молодых людей к семейной жизни.

4) Выявить и охарактеризовать доминирующие факторы, влияющие на отношение молодежи к семье и браку.

5) Проанализировать ценностные ориентации молодежи в области брачно-семейных отношениях и охарактеризовать роль семьи во влиянии на молодежь.

В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой существует круг факторов обуславливающих отношение молодежи к семье, браку и предбрачным отношения.

Базой нашего исследования явился Витебский государственный университет им. П.М. Машерова.

В курсовой работе использовался комплекс методов, адекватных целям и задачам исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы в аспекте темы исследования; методы психолого-педагогической диагностики: анкетирование, тестирование, метод статистической обработки информации.

Научная значимость исследования заключается в поиске и анализе факторов влияющих на становления готовности молодежи к семейной жизни, что включает: выявление ценностного содержания представления о семье как основы подготовки студентов к семейной жизни; обоснование содержания, структуры и критериев становления готовности молодежи к семейной жизни в современных условиях развития общества; выявление социально-педагогических условий становления готовности учащейся молодежи к семейной жизни. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана: анкета «Определение отношения студентов к браку, предбрачным отношениям, гражданскому браку», которая может проводиться не только в ВУЗе, но, и может быть адаптирована для общеобразовательных и специальных учебных заведений.

Поставленные цели и задачи обусловили структуру исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Наши рекомендации