В 5 — 1-х классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
Этот возраст является переходным. Учащиеся понимают, что они учатся в школе, которая значительно отличается по содержанию от общеобразовательной. Они хотят получать хорошие оценки, быть замеченными учителями, воспитателями. Любят похвалу, стараются выполнять просьбу, пожелание воспитателя. По-прежнему основным видом деятельности является игра. Играют, обучаясь, играют, воспитываясь. Вот почему воспитатель должен вдумчиво использовать игру в процессе реализации всей программы воспитания.
Дети пытаются дружить друг с другом, но не знают, как выбрать друга, какие качества ценить в избраннике. Некоторые воспитанники не желают включаться в общие виды деятельности, мотивируя свое отношение усталостью. В такой ситуации воспитателю необходимо переключить детей на другой вид деятельности и, самое главное — изменить отношение к ней. Тогда учащиеся среднего звена «прощают» воспитателя, они думают: нежелательная ситуация была случайной и больше она не возникнет. Доверие — главное условие воспитания в этот период.
Подростки 11 — 13 лет более демонстративно проявляют свое Я. Любая жизненная позиция им небезразлична, они делают вид, что все могут. Но им нужен воспитатель, а в какой мере воспользоваться его помощью, они не знают. Потребность действовать в коллективе снижается, учащиеся требуют индивидуальной помощи в каждом индивидуальном проявлении. Именно этот возраст детей с нарушениями интеллекта требует открытой помощи, но без ущемления личностного Я.
У подростков-акселератов наступают соматические изменения. Они могут угрожать своим сверстникам, пытаются завоевать авторитет с позиций силы. Меняется отношение к учебе, характер реакции на совет, просьбу, приказание — вплоть до агрессии. Такие изменения происходят и у подростков с нормальным интеллектом, но у школьников этого возраста с нарушениями интеллекта негативные проявления носят стойкий характер. Особенно их раздражают замечания по поводу их внешности. Опасность этого возраста заключается еще и в том, что в этот период наступает интеллектуальная лень. Многое из того, что они делают, носит импульсивный характер. Особенно это сказывается на отношении к поручениям: подросткам хочется что-то выполнять, но они, считая, что результат будет все равно отрицательным, часто вместо себя предлагают кого-то другого, подчас того, кому хотят за что-то отомстить.
Непослушание, неподчинение выливаются в форму беспринципного упрямства, каприза; из ситуационных они превращаются в интеллектуально-агрессивные или безразличные.
В этот трудный период подростку нужна помощь педагога, который осуществляет анализ его действий с позиции уровневого подхода, где четко определяются личностные показатели поведения и деятельности — учебной и трудовой.
Г. М. Дульнев отмечал: «Ничто так положительно не влияет на подростка, как деятельность, особенно трудовая»'. Чувство взросления у подростков с нарушением интеллекта возникает лишь тогда, когда воспитатель «советуется» с ними, уважая в них личность, просит выступить в роли самовоспитателя, помогает в планировании режимных моментов, организации школьного самоуправления.
Основные направления и содержание воспитательной работы в 5 — 7-м классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
Направления воспитательной работы Содержание воспитательной работы
Развитие личности 1. Интеллектуальное созревание.
2. Формирование потребностей.
3. Развитие интереса.
4. Культура поведения.
5. Труд — основа развития личности.
Человек и окружающий мир. 1. Деятельность как выражение собственного утверждения.
2. Взаимоотношения в мире. Жизнь близких
людей.
3. Общение с природой, ценности природы.
4. Забота о сохранении природы.
5. Красота природы, отражение ее в искусстве,
литературе, кино.
6. Экологические проблемы. Участие школьников
в экологической жизни.
Охрана и укрепление здоровья, 1. Гигиена как условие сохранения здоровья. физическое развитие
2. Физическая культура — обязательный
учебный предмет
3. Использование физических упражнений для
развития двигательных качеств.
4. Погода и занятия в различные времена года.
5. Игры и игровая деятельность школьников.
6. Плавание — важнейший компонент здорового
образа жизни.
Трудовое обучение и воспитание.
1. Кем ты хочешь быть?
2. В труде — счастье человека.
3. Физический труд. Основы
профессионального труда.
4. Отношение людей к труду.
5. Трудовые нормы жизни: помощь взрослых в труде; результаты труда.
6. Труд как способ удовлетворения бытовых, учебных, интеллектуальных
запросов человека.
Человек как общественная личность. 1. Общение людей. Понятия моральных и нравственных критериев.
Условия жизни и деятельности 2. Отношения между людьми.
человека 3. Выбор друзей.
Отечество. Родина. 1. Понятие Родины. Люди близкие, родные, родственники.
Твои родители. 2. Ты и твоя Родина.
В чём заключается 3. Край, город, село, дом, школа —
счастье человека? Родина.
4. Труд на благо Родины.
5. Гордость за Родину, ее проявления.
Содержание воспитательной работы расширяется за счет более подробного планирования по четвертям.
Планирование воспитательного процесса по четвертям
Развитие личности
1-я четверть
1. В мире вежливых, терпеливых, воспитанных.
2. Азбука взросления.
3. Уважай других, заслужишь внимание и ты.
4. Справедливость и сочувствие.
5. Доверием надо дорожить.
2-я четверть
1. Здесь интересно, весело.
2. Дела необходимые, полезные.
3. Будь внимателен к советам.
4. В чем ты сомневаешься?
5. Спрашивай, советуйся.
3-я четверть
1. Твои успехи и неудачи. Как их упрочить и преодолеть?
2. Кому и как помочь?
3. Какие книги тебя интересуют, есть ли у тебя личная библиотека?
4. Советуйся с близкими, друзьями.
5. Во всех делах ты утверждаешь себя.
4-я четверть
Итоговые беседы, праздники, сборы.
Человек и окружающий мир. Реальность и жизнь
1-я четверть
1. Мир счастья, тревог и надежд.
2. Сильный и слабый, научись уставать.
3. Взаимоотношения человека с окружающим миром.
4. Познай себя.
5. Твой день, его содержание.
2-я четверть
1. Школа, твои дела.
2. Что тебя интересует (по выбору).
3. Что потерял, то не вернуть.
4. Умей устоять перед соблазном.
3-я четверть
1. Проверь себя. Чем ты полезен природе.
2. Ты в транспорте, кино, в походе.
3. В природе все взаимосвязано.
4. Жизнь человека, его отношение к природе, животным, птицам.
5. Человек — творец мира.
4-я четверть
1. Твое поведение в различных ситуациях.
2. Человек творит, создает, умножает (экономические праздники, викторины).
3. Один день с природой.
Охрана и укрепление здоровья, физическое развитие
1-я четверть
1. В мире игр, спорта, побед.
2. В чем секрет молодости и здоровья.
3. Гигиена — важное условие занятий физической культурой и спортом.
4. Гимнастика — жизнь и успех.
5. Выбери сам, посоветуйся.
2-я четверть
1.Праздник здоровья, твое участие.
2. Чаще смотри в зеркало.
3. Обувь — красота, здоровье, удобство.
4. Умей себя представить.
5. В мире игры.
3-я четверть
1. Погода не терпит слабых.
2. Эх ты, зимушка-зима (снежный праздник).
3. Ты взрослый. Предметы личной гигиены.
4. Готовь себя к лету.
5. Гармония развития, ее слагаемые.
4-я четверть
1. Солнце, воздух и вода — наши друзья.
2. Гигиенические требования в условиях весны, лета.
3. Уход за телом в разных погодных условиях.
4. Летняя спартакиада. Твое участие.
Трудовое обучение и воспитание
1-я четверть
1. Смотр результатов труда. Итоги обучения в мастерских за прошедший учебный год.
2. Ты не ошибся в выборе профессии?
3. Как ты представляешь себя взрослым — рабочим?
4. Как ты провел трудовое лето?
2-я четверть
1. Твоя помощь школе.
2. Труд — основа жизни.
3. Твое отношение к обслуживающему, бытовому труду.
4. Успехи учебного труда, радости и огорчения.
3-я четверть
1. Наш субботник, участие в нем.
2. Участие в празднике труда.
3. Профессия — серьезный выбор.
4. Что ты знаешь о близлежащих предприятиях? Экскурсии.
5. Твой трудовой день.
4-я четверть
1. Физический и интеллектуальный труд.
2. Труд женщин и мужчин.
3. Поможем школе.
4. Трудовая деятельность — основа жизни человека.
Человек как общественная личность. Условия жизни и деятельности человека
1-я четверть
1. Мы хорошо знаем друг друга.
2. Мое первое поручение. Тревога. Справлюсь ли я?
3. Содержание прожитого дня.
4. Достоинство и недостатки человека.
5. Наши общие дела.
2-я четверть
1. Каким он человеком был (о Ю.Гагарине).
2. Как познакомиться с человеком.
3. В мире трудовых дел.
4. Наш гражданский долг.
3-я четверть
1. Чем мы похожи и чем отличаемся.
2. Понятия «бедный», «богатый», «обеспеченный» и «счастливый».
3. Красота человека, в чем она.
4. Праздник Труда.
4-я четверть
1. Человек человеку. Дружба, выручка, помощь.
2. Мужчина в обществе. Его трудовые дела.
3. Женщина в обществе. Ее важное предназначение.
4. Профессиональный труд как средство жизни и созидания.
Отечество—Родина. Твои родители. В чем заключается счастье человека
1-я четверть
1. Моя семья. Взаимоотношения в семье.
2. Родственники. Родословная.
3. Дом, где ты родился, вырос.
2-я четверть
1. Все, что вокруг нас, — общее.
2. Ты гражданин своей страны.
3. Забота о Родине.
4. Приумножить славу Родины.
5. С чего начинается
Родина.
3-я четверть
1. Человек и его положение в обществе.
2. Правовые отношения в обществе.
3. Человек как патриот Родины.
4. Край, город, село, дом, улица — моя Родина.
5. Подвиг, его проявления.
4-я четверть
1. Умей гордиться, сопереживать и проявлять участие.
2. Люди, их история.
3. Самое дорогое для тебя место на планете Земля.
4. Страна, отчизна — Родина.
5. Праздник «В семье дружбы и равенства».
Результат воспитательного воздействия педагога — развитие личности учащегося. Это возможно только при взаимном доверии, участии педагога в делах класса, группы. Педагог должен быть ласков с воспитанниками и вместе с тем требователен. Его просьбы, советы должны быть понятны, доступны ученику. Он вместе с ним играет, трудится, радуется и огорчается, переживает неудачи.
Воспитатель просит: «Проведи утреннюю зарядку», «Проверь чистоту кабинета, спальни», «Составь график дежурства по классу, обсуди его с ребятами». Эти на первый взгляд простые поручения помогают формировать у подростков правильные взаимоотношения в коллективе, потребность в общении, такие качества, как ответственность, терпение, пунктуальность и т.д. У мальчиков появляется интерес к девочкам, иногда даже конфликтный. Взаимоотношения у детей складываются в большинстве случаев на основе подсказок родителей или даже воспитателей. Например, родители могут сказать своей дочери: «Не дружи с ним, он плохо учится», — хотя и их дочь учится неважно. Или воспитатель говорит девочке: «Ты же знаешь, что на школьной линейке Витю чаще всех ругают за нарушение дисциплины на уроках».
Культура общения у детей с нарушениями интеллекта часто бывает низкой. Осложнение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми обусловлено не только условиями семейного и школьного воспитания, но и свойственной таким детям потребительской жизненной позицией, а также сложившимися стереотипными отношениями дефектологов к детям.
В системе специального образования школьников с нарушениями интеллектуального развития настоящий учитель, воспитатель — тот, кто нашел путь к уму и сердцу таких детей, кто помог ему поверить в то, что он человек. Вот почему учителей, воспитателей дети коррекционных школ делят на хороших и добрых, честных и злых, невыдержанных и безразличных. Нравственным отношение между учителем и учеником, воспитателем и воспитанником в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида может быть лишь при постоянной заботе о детях, теплом отношении к ним.
Учителей и воспитателей в системе школьного специального обучения можно разделить на два типа: автократический и авторитетный.
Учителя и воспитатели первого типа сдерживают проявление самостоятельности ученика, их требования сводятся лишь к соблюдению определенных правил. Их типичные команды: «Делай, как говорю!», «Меньше рассуждай!», «Работу, задание надо выполнить срочно». Они конфликтуют с учащимися, раздражение возникает обоюдно, дети не подчиняются их требованиям, особенно ученики 7 —9-х классов (старший школьный возраст — 14 — 16 лет).
Учителя и воспитатели второго типа действуют с учетом личностных данных учащихся. «Делай, как я, — говорят они. —В чем ты сомневаешься, прислушайся к моему совету, просьбе, предложению!» Они ласковы к детям и вместе с тем требовательны. Их просьбы, советы понятны, доступны ученику. С такими педагогами дети чувствуют себя защищенно, комфортно. И это очень важно, ведь подростковый возраст у умственно отсталых детей — пора взросления, меняются их интересы, оценка собственного Я, взаимоотношения со сверстниками. И совершенно необходимо помочь им преодолеть неуверенность и страх, развить коммуникативные способности и самостоятельность.
7.8. Направления и содержание воспитательного процесса в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
Старший подростковый возраст в условиях специального воспитания является критическим, так как происходит бурное развитие всех систем организма, а интеллектуальный потенциал находится на низком уровне. У детей снижается интерес к обучению, возникают новые влечения, появляется отрицательная мотивация. Личностные проявления либо резко проявляются, либо носят скрытый характер.
Возникают новые идеалы для подражания, например: подросток из массовой школы, кто-то из членов семьи, учитель, воспитатель. Бурное половое созревание вызывает изменение во внешности, голосе, походке; при этом индивидуальная выраженность очень заметна. У мальчиков возникает интерес к противоположному полу, девочки могут вести себя намеренно грубо, но хотят нравиться. Не владея своими эмоциональными проявлениями, мальчики крайне категоричны, замкнуты; девочки более активны, назойливы. В такой ситуации невнимательное отношение взрослых к подросткам способствует формированию у них дурных привычек.
В этот период очень важно быть особенно требовательным к гигиене девочек и мальчиков; помогать им советом, держать под постоянным контролем подростков из неблагополучных семей; постоянно консультироваться с психологом, врачом школы.
Возникает проблема с учебой. Дети не желают выполнять домашние задания, их мало интересует оценка, у них формируется отрицательное отношение к учителям, воспитателям, которые требуют выполнения режимных моментов, неадекватное соотношение между уровнем знаний и личностными притязаниями. Единственное средство, с помощью которого подросток может проявить себя как личность, — это трудовое обучение, свободная деятельность.
Среди подростков 14—16 лет коррекционной школы встречаются учащиеся с тревожными и навязчивыми состояниями. У одних это защитная реакция, у других — болезненное проявление. Таких учащихся во все дела класса, группы следует вовлекать осторожно.
Изучение личности подростка может осуществляться с помощью различных методов: наблюдения, беседы, анализа продуктов деятельности, составления характеристик, изучения медицинских документов. Ниже приводим образец диагностической карты, которую можно использовать при изучении личностных характеристик подростка специальной (коррекционной) школы VIII вида (табл. 4).
Собрав данные на каждого подростка, можно составить программу воспитания с учетом индивидуальных различий и обобщенных показателей.
Следует заметить, что данные группового обследования не всегда бывают объективными. Это вызвано тем, что не все подростки в состоянии проявить коллективные чувства. Общение детей воспитатель должен строить с учетом уровня воспитанности детей,
Таблица 4