В 5 — 1-х классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Этот возраст является переходным. Учащиеся понимают, что они учатся в школе, которая значительно отличается по содержа­нию от общеобразовательной. Они хотят получать хорошие оцен­ки, быть замеченными учителями, воспитателями. Любят похва­лу, стараются выполнять просьбу, пожелание воспитателя. По-прежнему основным видом деятельности является игра. Играют, обучаясь, играют, воспитываясь. Вот почему воспитатель должен вдумчиво использовать игру в процессе реализации всей програм­мы воспитания.

Дети пытаются дружить друг с другом, но не знают, как вы­брать друга, какие качества ценить в избраннике. Некоторые вос­питанники не желают включаться в общие виды деятельности, мотивируя свое отношение усталостью. В такой ситуации воспи­тателю необходимо переключить детей на другой вид деятельно­сти и, самое главное — изменить отношение к ней. Тогда учащиеся среднего звена «прощают» воспитателя, они думают: нежелатель­ная ситуация была случайной и больше она не возникнет. Дове­рие — главное условие воспитания в этот период.

Подростки 11 — 13 лет более демонстративно проявляют свое Я. Любая жизненная позиция им небезразлична, они делают вид, что все могут. Но им нужен воспитатель, а в какой мере восполь­зоваться его помощью, они не знают. Потребность действовать в коллективе снижается, учащиеся требуют индивидуальной помо­щи в каждом индивидуальном проявлении. Именно этот возраст детей с нарушениями интеллекта требует открытой помощи, но без ущемления личностного Я.

У подростков-акселератов наступают соматические изменения. Они могут угрожать своим сверстникам, пытаются завоевать авто­ритет с позиций силы. Меняется отношение к учебе, характер реакции на совет, просьбу, приказание — вплоть до агрессии. Та­кие изменения происходят и у подростков с нормальным интел­лектом, но у школьников этого возраста с нарушениями интел­лекта негативные проявления носят стойкий характер. Особенно их раздражают замечания по поводу их внешности. Опасность это­го возраста заключается еще и в том, что в этот период наступает интеллектуальная лень. Многое из того, что они делают, носит импульсивный характер. Особенно это сказывается на отношении к поручениям: подросткам хочется что-то выполнять, но они, счи­тая, что результат будет все равно отрицательным, часто вместо себя предлагают кого-то другого, подчас того, кому хотят за что-то отомстить.

Непослушание, неподчинение выливаются в форму бесприн­ципного упрямства, каприза; из ситуационных они превращают­ся в интеллектуально-агрессивные или безразличные.

В этот трудный период подростку нужна помощь педагога, ко­торый осуществляет анализ его действий с позиции уровневого подхода, где четко определяются личностные показатели поведе­ния и деятельности — учебной и трудовой.

Г. М. Дульнев отмечал: «Ничто так положительно не влияет на подростка, как деятельность, особенно трудовая»'. Чувство взрос­ления у подростков с нарушением интеллекта возникает лишь тогда, когда воспитатель «советуется» с ними, уважая в них лич­ность, просит выступить в роли самовоспитателя, помогает в пла­нировании режимных моментов, организации школьного само­управления.

Основные направления и содержание воспитательной работы в 5 — 7-м классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Направления воспитательной работы Содержание воспитательной работы

Развитие личности 1. Интеллектуальное созревание.

2. Формирование потребностей.

3. Развитие интереса.

4. Культура поведения.

5. Труд — основа развития личности.

Человек и окружающий мир. 1. Деятельность как выражение собст­венного утверждения.

2. Взаимоотношения в мире. Жизнь близких

людей.

3. Общение с природой, ценности природы.

4. Забота о сохранении природы.

5. Красота природы, отражение ее в искусстве,

литературе, кино.

6. Экологические проблемы. Участие школьников

в экологической жизни.

Охрана и укрепление здоровья, 1. Гигиена как условие сохранения здоровья. физическое развитие

2. Физическая культура — обязатель­ный

учебный предмет

3. Использование физических упраж­нений для

развития двигательных качеств.

4. Погода и занятия в различные вре­мена года.

5. Игры и игровая деятельность школьников.

6. Плавание — важнейший компонент здорового

образа жизни.

Трудовое обучение и воспитание.

1. Кем ты хочешь быть?

2. В труде — счастье человека.

3. Физический труд. Основы

профес­сионального труда.

4. Отношение людей к труду.

5. Трудовые нормы жизни: помощь взрослых в труде; результаты труда.

6. Труд как способ удовлетворения бытовых, учебных, интеллектуаль­ных

запросов человека.

Человек как общественная личность. 1. Общение людей. Понятия мораль­ных и нравственных критериев.

Условия жизни и деятельности 2. Отношения между людьми.

человека 3. Выбор друзей.

Отечество. Родина. 1. Понятие Родины. Люди близкие, родные, родственники.

Твои родители. 2. Ты и твоя Родина.

В чём заключается 3. Край, город, село, дом, школа —

счастье человека? Родина.

4. Труд на благо Родины.

5. Гордость за Родину, ее проявле­ния.

Содержание воспитательной работы расширяется за счет более подробного планирования по четвертям.

Планирование воспитательного процесса по четвертям

Развитие личности

1-я четверть

1. В мире вежливых, терпеливых, воспитанных.

2. Азбука взросления.

3. Уважай других, заслужишь внимание и ты.

4. Справедливость и сочувствие.

5. Доверием надо дорожить.

2-я четверть

1. Здесь интересно, весело.

2. Дела необходимые, полезные.

3. Будь внимателен к советам.

4. В чем ты сомневаешься?

5. Спрашивай, советуйся.

3-я четверть

1. Твои успехи и неудачи. Как их упрочить и преодолеть?

2. Кому и как помочь?

3. Какие книги тебя интересуют, есть ли у тебя личная библиотека?

4. Советуйся с близкими, друзьями.

5. Во всех делах ты утверждаешь себя.

4-я четверть

Итоговые беседы, праздники, сборы.

Человек и окружающий мир. Реальность и жизнь

1-я четверть

1. Мир счастья, тревог и надежд.

2. Сильный и слабый, научись уставать.

3. Взаимоотношения человека с окружающим миром.

4. Познай себя.

5. Твой день, его содержание.

2-я четверть

1. Школа, твои дела.

2. Что тебя интересует (по выбору).

3. Что потерял, то не вернуть.

4. Умей устоять перед соблазном.

3-я четверть

1. Проверь себя. Чем ты полезен природе.

2. Ты в транспорте, кино, в походе.

3. В природе все взаимосвязано.

4. Жизнь человека, его отношение к природе, животным, птицам.

5. Человек — творец мира.

4-я четверть

1. Твое поведение в различных ситуациях.

2. Человек творит, создает, умножает (экономические праздники, викторины).

3. Один день с природой.

Охрана и укрепление здоровья, физическое развитие

1-я четверть

1. В мире игр, спорта, побед.

2. В чем секрет молодости и здоровья.

3. Гигиена — важное условие занятий физической культурой и спортом.

4. Гимнастика — жизнь и успех.

5. Выбери сам, посоветуйся.

2-я четверть

1.Праздник здоровья, твое участие.

2. Чаще смотри в зеркало.

3. Обувь — красота, здоровье, удобство.

4. Умей себя представить.

5. В мире игры.

3-я четверть

1. Погода не терпит слабых.

2. Эх ты, зимушка-зима (снежный праздник).

3. Ты взрослый. Предметы личной гигиены.

4. Готовь себя к лету.

5. Гармония развития, ее слагаемые.

4-я четверть

1. Солнце, воздух и вода — наши друзья.

2. Гигиенические требования в условиях весны, лета.

3. Уход за телом в разных погодных условиях.

4. Летняя спартакиада. Твое участие.

Трудовое обучение и воспитание

1-я четверть

1. Смотр результатов труда. Итоги обучения в мастерских за прошед­ший учебный год.

2. Ты не ошибся в выборе профессии?

3. Как ты представляешь себя взрослым — рабочим?

4. Как ты провел трудовое лето?

2-я четверть

1. Твоя помощь школе.

2. Труд — основа жизни.

3. Твое отношение к обслуживающему, бытовому труду.

4. Успехи учебного труда, радости и огорчения.

3-я четверть

1. Наш субботник, участие в нем.

2. Участие в празднике труда.

3. Профессия — серьезный выбор.

4. Что ты знаешь о близлежащих предприятиях? Экскурсии.

5. Твой трудовой день.

4-я четверть

1. Физический и интеллектуальный труд.

2. Труд женщин и мужчин.

3. Поможем школе.

4. Трудовая деятельность — основа жизни человека.

Человек как общественная личность. Условия жизни и деятельности человека

1-я четверть

1. Мы хорошо знаем друг друга.

2. Мое первое поручение. Тревога. Справлюсь ли я?

3. Содержание прожитого дня.

4. Достоинство и недостатки человека.

5. Наши общие дела.

2-я четверть

1. Каким он человеком был (о Ю.Гагарине).

2. Как познакомиться с человеком.

3. В мире трудовых дел.

4. Наш гражданский долг.

3-я четверть

1. Чем мы похожи и чем отличаемся.

2. Понятия «бедный», «богатый», «обеспеченный» и «счастливый».

3. Красота человека, в чем она.

4. Праздник Труда.

4-я четверть

1. Человек человеку. Дружба, выручка, помощь.

2. Мужчина в обществе. Его трудовые дела.

3. Женщина в обществе. Ее важное предназначение.

4. Профессиональный труд как средство жизни и созидания.

Отечество—Родина. Твои родители. В чем заключается счастье человека

1-я четверть

1. Моя семья. Взаимоотношения в семье.

2. Родственники. Родословная.

3. Дом, где ты родился, вырос.

2-я четверть

1. Все, что вокруг нас, — общее.

2. Ты гражданин своей страны.

3. Забота о Родине.

4. Приумножить славу Родины.

5. С чего начинается

Родина.

3-я четверть

1. Человек и его положение в обществе.

2. Правовые отношения в обществе.

3. Человек как патриот Родины.

4. Край, город, село, дом, улица — моя Родина.

5. Подвиг, его проявления.

4-я четверть

1. Умей гордиться, сопереживать и проявлять участие.

2. Люди, их история.

3. Самое дорогое для тебя место на планете Земля.

4. Страна, отчизна — Родина.

5. Праздник «В семье дружбы и равенства».



Результат воспитательного воздействия педагога — развитие личности учащегося. Это возможно только при взаимном дове­рии, участии педагога в делах класса, группы. Педагог должен быть ласков с воспитанниками и вместе с тем требователен. Его просьбы, советы должны быть понятны, доступны ученику. Он вместе с ним играет, трудится, радуется и огорчается, пережи­вает неудачи.

Воспитатель просит: «Проведи утреннюю зарядку», «Проверь чистоту кабинета, спальни», «Составь график дежурства по клас­су, обсуди его с ребятами». Эти на первый взгляд простые поруче­ния помогают формировать у подростков правильные взаимоот­ношения в коллективе, потребность в общении, такие качества, как ответственность, терпение, пунктуальность и т.д. У мальчи­ков появляется интерес к девочкам, иногда даже конфликтный. Взаимоотношения у детей складываются в большинстве случаев на основе подсказок родителей или даже воспитателей. Напри­мер, родители могут сказать своей дочери: «Не дружи с ним, он плохо учится», — хотя и их дочь учится неважно. Или воспитатель говорит девочке: «Ты же знаешь, что на школьной линейке Витю чаще всех ругают за нарушение дисциплины на уроках».

Культура общения у детей с нарушениями интеллекта часто бывает низкой. Осложнение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми обусловлено не только условиями семейного и школь­ного воспитания, но и свойственной таким детям потребитель­ской жизненной позицией, а также сложившимися стереотипны­ми отношениями дефектологов к детям.

В системе специального образования школьников с нарушения­ми интеллектуального развития настоящий учитель, воспитатель — тот, кто нашел путь к уму и сердцу таких детей, кто помог ему поверить в то, что он человек. Вот почему учителей, воспитателей дети коррекционных школ делят на хороших и добрых, честных и злых, невыдержанных и безразличных. Нравственным отноше­ние между учителем и учеником, воспитателем и воспитанни­ком в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида мо­жет быть лишь при постоянной заботе о детях, теплом отношении к ним.

Учителей и воспитателей в системе школьного специального обучения можно разделить на два типа: автократический и авто­ритетный.

Учителя и воспитатели первого типа сдерживают проявление самостоятельности ученика, их требования сводятся лишь к со­блюдению определенных правил. Их типичные команды: «Делай, как говорю!», «Меньше рассуждай!», «Работу, задание надо вы­полнить срочно». Они конфликтуют с учащимися, раздражение возникает обоюдно, дети не подчиняются их требованиям, осо­бенно ученики 7 —9-х классов (старший школьный возраст — 14 — 16 лет).

Учителя и воспитатели второго типа действуют с учетом лич­ностных данных учащихся. «Делай, как я, — говорят они. —В чем ты сомневаешься, прислушайся к моему совету, просьбе, пред­ложению!» Они ласковы к детям и вместе с тем требовательны. Их просьбы, советы понятны, доступны ученику. С такими педагога­ми дети чувствуют себя защищенно, комфортно. И это очень важ­но, ведь подростковый возраст у умственно отсталых детей — пора взросления, меняются их интересы, оценка собственного Я, вза­имоотношения со сверстниками. И совершенно необходимо по­мочь им преодолеть неуверенность и страх, развить коммуника­тивные способности и самостоятельность.

7.8. Направления и содержание воспитательного процесса в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Старший подростковый возраст в условиях специального вос­питания является критическим, так как происходит бурное раз­витие всех систем организма, а интеллектуальный потенциал находится на низком уровне. У детей снижается интерес к обуче­нию, возникают новые влечения, появляется отрицательная мо­тивация. Личностные проявления либо резко проявляются, либо носят скрытый характер.

Возникают новые идеалы для подражания, например: подрос­ток из массовой школы, кто-то из членов семьи, учитель, воспи­татель. Бурное половое созревание вызывает изменение во внешно­сти, голосе, походке; при этом индивидуальная выраженность очень заметна. У мальчиков возникает интерес к противоположному полу, девочки могут вести себя намеренно грубо, но хотят нравиться. Не владея своими эмоциональными проявлениями, мальчики край­не категоричны, замкнуты; девочки более активны, назойливы. В такой ситуации невнимательное отношение взрослых к подрост­кам способствует формированию у них дурных привычек.

В этот период очень важно быть особенно требовательным к гигиене девочек и мальчиков; помогать им советом, держать под постоянным контролем подростков из неблагополучных семей; по­стоянно консультироваться с психологом, врачом школы.

Возникает проблема с учебой. Дети не желают выполнять до­машние задания, их мало интересует оценка, у них формируется отрицательное отношение к учителям, воспитателям, которые требуют выполнения режимных моментов, неадекватное соотно­шение между уровнем знаний и личностными притязаниями. Един­ственное средство, с помощью которого подросток может про­явить себя как личность, — это трудовое обучение, свободная деятельность.

Среди подростков 14—16 лет коррекционной школы встреча­ются учащиеся с тревожными и навязчивыми состояниями. У од­них это защитная реакция, у других — болезненное проявление. Таких учащихся во все дела класса, группы следует вовлекать осто­рожно.

Изучение личности подростка может осуществляться с по­мощью различных методов: наблюдения, беседы, анализа про­дуктов деятельности, составления характеристик, изучения ме­дицинских документов. Ниже приводим образец диагностической карты, которую можно использовать при изучении личностных характеристик подростка специальной (коррекционной) школы VIII вида (табл. 4).

Собрав данные на каждого подростка, можно составить про­грамму воспитания с учетом индивидуальных различий и обоб­щенных показателей.

Следует заметить, что данные группового обследования не все­гда бывают объективными. Это вызвано тем, что не все подростки в состоянии проявить коллективные чувства. Общение детей вос­питатель должен строить с учетом уровня воспитанности детей,

Таблица 4

Наши рекомендации