Педагогическая практика в среднем звене школы (5-8 классы)
Варианты заданий
Задание 1.
Проанализировать организованное и проведенное внеклассное мероприятие.
Примерная схема анализа (самоанолиза) внеклассного мероприятия
1. Тема внеклассного мероприятия, для какого возраста и класса предназначено, время и место его проведения.
2. Особенности данного коллектива. Чем вызвано проведение данного занятия?
3. Самостоятельно ли велась разработка плана и содержания внеклассного мероприятия? Перечислите школьные подразделения, участвующие в данном мероприятии.
4. Оцените содержание, использованные методы, приемы. Дайте обоснование выбранным методам проведения мероприятия, на решение каких задач они были направлены, их эффективность.
5. В какой степени и с помощью каких средств информировались школьники и школьная общественность о данном внеклассном мероприятии?
6. В чем выразилась общая и индивидуальная подготовка к данному занятию? Как были учтены возрастные и психологические особенности детей?
7. Как и какими средствами выдерживалась основная цель на протяжении всего мероприятия? Проследите внутреннюю логическую связь всех частей материала.
8. Какими приемами осуществлялось воздействие на эмоционально-чувственную и познавательную сферу деятельности детей? Какие новые знания, умения, навыки были использованы? Каково их нравственное значение.
9. Охарактеризуйте эмоциональную обстановку во время занятия, как и какими средствами она было достигнута и в чем нашла свое выражение?
10. Какие оценочные отношения были выработаны у школьников на данном внеклассном мероприятии? Была ли достигнута поставленная цель?
11. Охарактеризуйте музыкально-исполнительскую и музыкально-педагогическую деятельность анализируемого руководителя данного мероприятия. Какие профессиональные качества учителя музыки проявились прежде всего.
12. Что следует учесть и продумать в организации последующих мероприятий?
Примечание: к плану прилагается конспект внеклассного мероприятия (художественно-педагогическая идея, цель, задачи, форма, виды музыкальной деятельности, методы, использованный музыкальный материал, средства технического обеспечения и т.д.), а так же характеристика классного руководителя или учителя музыки с оценкой за внеклассную деятельность.
Задание 2.
Используя приведенную в первом задании схему в качестве примера, провести комплексный (рефлексивный) анализ урока музыки и самостоятельно разработать технологическую карту урока.
Основная литература:
1. Абдуллин, Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. – М.: Академия, 2004.
2. Абдуллин, Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. – М.: Музыка, 2006.
3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. –М.: Владос, 2000.
4. Безбородова, Л.А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М.: Академия, 2002.
5. Осеннева, М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001.
6. Музыкальное образование в школе / под. Ред. Л.В.Школяр. – М., 2001.
Приложение 9
Конспект урока музыки в 6 «А» классе
(программа Кабалевского Д.Б.)
От __ 20___г.
В классе 30 учеников
Отсутствовали 3 ученика
Тема урока:В чем сила музыки В.А.Моцарта?
Цель урока:Убедить учащихся в том, что музыка может влиять на мысли, чувства и поступки людей.
Задачи урока:
1) показать, что сила музыки В. Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости, а также в способности мобилизовать возможности человеческого организма;
2) развивать вокально-хоровые навыки;
3) способствовать осознанию связи времен, различных культур, воспитывать музыкально-эстетический вкус учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, аналитический.
Оборудование: портрет В. Моцарта, аудиозаписи произведений
В.А. Моцарта, видеофильм «Амадей», Музыкальный центр, телевизор.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Урок начался с музыкального приветствия:
Учитель пропел: «Здравствуйте, ребята»
Дети: «Здравствуйте Ольга Валентиновна»
2. Изучение нового материала. Знакомство с музыкой В.А. Моцарта
Сегодня нам предстоит узнать о жизни великого австрийского композитора, приобщиться к миру прекрасной классической музыки В.А. Моцарта, разобраться в причинах и механизмах положительного влияния (при прослушивании и исполнении) произведений Моцарта на наше настроение.
В.А. Моцарта, даже попытаемся напеть одно из них и, конечно, попробуем после прослушивания описывать наши ощущения, наше состояние.
Учитель: Сейчас мы прослушаем несколько известнейших произведений
Слушание музыки: «Менуэт» В.А. Моцарта (фрагмент).
Учитель:
- Опишите ваши ощущения, ваше настроение.
(Ответы детей)
- Что привлекает в этом произведении?
(Красота музыки, мелодичность)
- Воздействие музыки В. Моцарта на человека названо «Эффектом Моцарта». В узком смысле слова «Эффект Моцарта» относится к особому месту музыки Моцарта среди музыки других классических композиторов. Эта музыка более гармонична и сильнее воздействует на нас, что подтверждено многочисленными независимыми исследованиями. Под влиянием этой музыки младенцы развиваются быстрее, дети лучше учатся и более спокойны, взрослые проявляют чудеса изобретательности и исцеляются от болезней.
- Даже холодное сердце трогает искусство. Искусство точно передает, копирует то, что в жизни?
- Можно ли поставить между ними знак равенства?
- Красота в искусстве – это действительно что-то прекрасное.
- Как можно представить себе правду в музыке? Что должна передать музыка?
(Правда музыки – это, прежде всего, правда внутреннего мира человека.)
- Сейчас услышим фрагмент произведения, которое знаете вы, и все люди знают. Музыка вырастает из интонации трех нот, в которых можно уловить состояние человека.
- Слушайте, вслушивайтесь, прислушивайтесь и просто наслаждайтесь!
Слушание «Симфонии №40» В.А. Моцарта (фрагмент).
- Какое настроение несут в себе эти звуки?
(Печальное, взволнованное, трепетное)
- Каков внутренний мир человека, написавшего эту музыку?
- В.Моцарт – вечный свет … Так уже в течение нескольких столетий говорят об этом композиторе. Музыка венского классика продолжает нас радовать и сегодня.
- Но почему музыка В.Моцарта так популярна до сих пор?
(Красивы, удивительны мелодии, которые можно спеть)
Слушание музыки В.А. Моцарта «Турецкое рондо» (фрагмент).
- Жизнь В.Моцарта удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант и постоянное творческое горение дали необычайные в своем роде результаты: 70 томов составляют его сочинения за 35 лет жизни.
Особенностью всех выдающихся композиторов является широта жизненного содержания музыки. Есть музыка трагическая, шутливая, драматическая, лирическая, есть и маленькие пустячки. При этом каждый композитор имеет свои характерные черты, творческий стиль. Музыку В.Моцарта мы узнаем по ее особой чистоте, ясности, прозрачности, гармонии.
- Определить по характеру музыки жизненное значение произведения. Когда люди могли слушать такую музыку?
(Легкая, танцевальная, изящная, светлая, музыка для праздников)
- Обобщение о прослушанной музыке. Выводы.
3. Вокально-хоровая работа.
Учитель:
1) -Многие из вас знают детскую песенку «Жил-был у бабушки серенькийкозлик». Автором музыки к этой песенке является В.Моцарт.
Исполнение этой темы:
- по полутонам вверх на слоги «ла», «да».
- legato, non legato.
2)Песня «Потихоньку, понемногу…» (шуточная песня).
Учитель:
- Попробуем передать в исполнении веселое настроение.
Работа над песней. Повторение текста в ритме песни.
- В чем смысл песни?
- Назовите действующих лиц в этой песне.
4. Закрепление изученного.
Обобщение. Высказывания детей о влиянии музыки на их самочувствие, настроение. Предположения о причинах воздействия музыки В. Моцарта на организм человека и его способности.
Учитель:
- Жизнь никогда не бывает только светлой, ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования.
Яркая, интересная, полная творческих достижений жизнь композитора В. Моцарта имела и другую сторону. Это материальная необеспеченность, нужда. Издание произведений оплачивались скудно. Но Моцарт всегда был готов помочь товарищу, попавшему в беду, как добрый, отзывчивый и доверчивый человек. Сам же впадал все в большую нужду.
Непрерывная творческая и исполнительская деятельность и вместе с тем лишения и невзгоды быстро подтачивали силы композитора.
Моцарт был похоронен в общей могиле.
Просмотр фрагмента видеофильма «Амадей».
5. Проверка усвоения знаний, полученных на уроке.
- В чем же сила музыки Моцарта?
Как вы это поняли?
(Выводы учащихся)
- Получили вы удовольствие от прослушанной музыки?
- Назовите произведение, которое оказало наибольшее влияние на ваше настроение, состояние сегодня.
- Улучшилось ли ваше настроение? Почему?
- Ощущаете ли вы себя более здоровыми?
- Готовы ли вы справиться с любой задачей?
Учитель:
- Сила музыки В. Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и глубокой жизненной правде, а также в сильном лечебном влиянии на организм человека.
Музыка одного композитора может заставить нас улыбаться, радоваться, восхищаться и испытывать печаль.
Поистине всемирную славу творчество Моцарта снискало уже после смерти композитора. Его безмерный нечеловеческий талант, исключительная одаренность стали символом проявления высших творческих сил, воплотившихся в глубоко жизненных произведениях Моцарта.
5. Заключительный этап урока.
Детям объявляются оценки за активное участие на уроке, вокально-хоровую работу и объявляется домашнее задание на выбор:
Узнать интересные факты из жизни В. Моцарта.
Составить кроссворд о жизни и творчестве В. Моцарта.
Нарисовать свои впечатления от прослушанной на уроке музыки.
Слушать музыку В.А. Моцарта.
Учитель пропевает: «До свидания, мальчики и девочки»
Дети: «До свидания, Ольга Валентиновна»