Педагогическая практика в среднем звене школы (5-8 классы)

Варианты заданий

Задание 1.

Проанализировать организованное и проведенное внеклассное мероприятие.

Примерная схема анализа (самоанолиза) внеклассного мероприятия

1. Тема внеклассного мероприятия, для какого возраста и класса предназначено, время и место его проведения.

2. Особенности данного коллектива. Чем вызвано проведение данного занятия?

3. Самостоятельно ли велась разработка плана и содержания внеклассного мероприятия? Перечислите школьные подразделения, участвующие в данном мероприятии.

4. Оцените содержание, использованные методы, приемы. Дайте обоснование выбранным методам проведения мероприятия, на решение каких задач они были направлены, их эффективность.

5. В какой степени и с помощью каких средств информировались школьники и школьная общественность о данном внеклассном мероприятии?

6. В чем выразилась общая и индивидуальная подготовка к данному занятию? Как были учтены возрастные и психологические особенности детей?

7. Как и какими средствами выдерживалась основная цель на протяжении всего мероприятия? Проследите внутреннюю логическую связь всех частей материала.

8. Какими приемами осуществлялось воздействие на эмоционально-чувственную и познавательную сферу деятельности детей? Какие новые знания, умения, навыки были использованы? Каково их нравственное значение.

9. Охарактеризуйте эмоциональную обстановку во время занятия, как и какими средствами она было достигнута и в чем нашла свое выражение?

10. Какие оценочные отношения были выработаны у школьников на данном внеклассном мероприятии? Была ли достигнута поставленная цель?

11. Охарактеризуйте музыкально-исполнительскую и музыкально-педагогическую деятельность анализируемого руководителя данного мероприятия. Какие профессиональные качества учителя музыки проявились прежде всего.

12. Что следует учесть и продумать в организации последующих мероприятий?

Примечание: к плану прилагается конспект внеклассного мероприятия (художественно-педагогическая идея, цель, задачи, форма, виды музыкальной деятельности, методы, использованный музыкальный материал, средства технического обеспечения и т.д.), а так же характеристика классного руководителя или учителя музыки с оценкой за внеклассную деятельность.

Задание 2.

Используя приведенную в первом задании схему в качестве примера, провести комплексный (рефлексивный) анализ урока музыки и самостоятельно разработать технологическую карту урока.

Основная литература:

1. Абдуллин, Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. – М.: Академия, 2004.

2. Абдуллин, Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. – М.: Музыка, 2006.

3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. –М.: Владос, 2000.

4. Безбородова, Л.А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М.: Академия, 2002.

5. Осеннева, М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001.

6. Музыкальное образование в школе / под. Ред. Л.В.Школяр. – М., 2001.

Приложение 9

Конспект урока музыки в 6 «А» классе

(программа Кабалевского Д.Б.)

От __ 20___г.

В классе 30 учеников

Отсутствовали 3 ученика

Тема урока:В чем сила музыки В.А.Моцарта?

Цель урока:Убедить учащихся в том, что музыка может влиять на мысли, чувства и поступки людей.

Задачи урока:

1) показать, что сила музыки В. Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости, а также в способности мобилизовать возможности человеческого организма;

2) развивать вокально-хоровые навыки;

3) способствовать осознанию связи времен, различных культур, воспитывать музыкально-эстетический вкус учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, аналитический.

Оборудование: портрет В. Моцарта, аудиозаписи произведений

В.А. Моцарта, видеофильм «Амадей», Музыкальный центр, телевизор.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Урок начался с музыкального приветствия:

Учитель пропел: «Здравствуйте, ребята»

Дети: «Здравствуйте Ольга Валентиновна»

2. Изучение нового материала. Знакомство с музыкой В.А. Моцарта

Сегодня нам предстоит узнать о жизни великого австрийского композитора, приобщиться к миру прекрасной классической музыки В.А. Моцарта, разобраться в причинах и механизмах положительного влияния (при прослушивании и исполнении) произведений Моцарта на наше настроение.

В.А. Моцарта, даже попытаемся напеть одно из них и, конечно, попробуем после прослушивания описывать наши ощущения, наше состояние.

Учитель: Сейчас мы прослушаем несколько известнейших произведений

Слушание музыки: «Менуэт» В.А. Моцарта (фрагмент).

Учитель:

- Опишите ваши ощущения, ваше настроение.

(Ответы детей)

- Что привлекает в этом произведении?

(Красота музыки, мелодичность)

- Воздействие музыки В. Моцарта на человека названо «Эффектом Моцарта». В узком смысле слова «Эффект Моцарта» относится к особому месту музыки Моцарта среди музыки других классических композиторов. Эта музыка более гармонична и сильнее воздействует на нас, что подтверждено многочисленными независимыми исследованиями. Под влиянием этой музыки младенцы развиваются быстрее, дети лучше учатся и более спокойны, взрослые проявляют чудеса изобретательности и исцеляются от болезней.

- Даже холодное сердце трогает искусство. Искусство точно передает, копирует то, что в жизни?

- Можно ли поставить между ними знак равенства?

- Красота в искусстве – это действительно что-то прекрасное.

- Как можно представить себе правду в музыке? Что должна передать музыка?

(Правда музыки – это, прежде всего, правда внутреннего мира человека.)

- Сейчас услышим фрагмент произведения, которое знаете вы, и все люди знают. Музыка вырастает из интонации трех нот, в которых можно уловить состояние человека.

- Слушайте, вслушивайтесь, прислушивайтесь и просто наслаждайтесь!

Слушание «Симфонии №40» В.А. Моцарта (фрагмент).

- Какое настроение несут в себе эти звуки?

(Печальное, взволнованное, трепетное)

- Каков внутренний мир человека, написавшего эту музыку?

- В.Моцарт – вечный свет … Так уже в течение нескольких столетий говорят об этом композиторе. Музыка венского классика продолжает нас радовать и сегодня.

- Но почему музыка В.Моцарта так популярна до сих пор?

(Красивы, удивительны мелодии, которые можно спеть)

Слушание музыки В.А. Моцарта «Турецкое рондо» (фрагмент).

- Жизнь В.Моцарта удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант и постоянное творческое горение дали необычайные в своем роде результаты: 70 томов составляют его сочинения за 35 лет жизни.

Особенностью всех выдающихся композиторов является широта жизненного содержания музыки. Есть музыка трагическая, шутливая, драматическая, лирическая, есть и маленькие пустячки. При этом каждый композитор имеет свои характерные черты, творческий стиль. Музыку В.Моцарта мы узнаем по ее особой чистоте, ясности, прозрачности, гармонии.

- Определить по характеру музыки жизненное значение произведения. Когда люди могли слушать такую музыку?

(Легкая, танцевальная, изящная, светлая, музыка для праздников)

- Обобщение о прослушанной музыке. Выводы.

3. Вокально-хоровая работа.

Учитель:

1) -Многие из вас знают детскую песенку «Жил-был у бабушки серенькийкозлик». Автором музыки к этой песенке является В.Моцарт.

Исполнение этой темы:

- по полутонам вверх на слоги «ла», «да».

- legato, non legato.

2)Песня «Потихоньку, понемногу…» (шуточная песня).

Учитель:

- Попробуем передать в исполнении веселое настроение.

Работа над песней. Повторение текста в ритме песни.

- В чем смысл песни?

- Назовите действующих лиц в этой песне.

4. Закрепление изученного.

Обобщение. Высказывания детей о влиянии музыки на их самочувствие, настроение. Предположения о причинах воздействия музыки В. Моцарта на организм человека и его способности.

Учитель:

- Жизнь никогда не бывает только светлой, ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования.

Яркая, интересная, полная творческих достижений жизнь композитора В. Моцарта имела и другую сторону. Это материальная необеспеченность, нужда. Издание произведений оплачивались скудно. Но Моцарт всегда был готов помочь товарищу, попавшему в беду, как добрый, отзывчивый и доверчивый человек. Сам же впадал все в большую нужду.

Непрерывная творческая и исполнительская деятельность и вместе с тем лишения и невзгоды быстро подтачивали силы композитора.

Моцарт был похоронен в общей могиле.

Просмотр фрагмента видеофильма «Амадей».

5. Проверка усвоения знаний, полученных на уроке.

- В чем же сила музыки Моцарта?

Как вы это поняли?

(Выводы учащихся)

- Получили вы удовольствие от прослушанной музыки?

- Назовите произведение, которое оказало наибольшее влияние на ваше настроение, состояние сегодня.

- Улучшилось ли ваше настроение? Почему?

- Ощущаете ли вы себя более здоровыми?

- Готовы ли вы справиться с любой задачей?

Учитель:

- Сила музыки В. Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и глубокой жизненной правде, а также в сильном лечебном влиянии на организм человека.

Музыка одного композитора может заставить нас улыбаться, радоваться, восхищаться и испытывать печаль.

Поистине всемирную славу творчество Моцарта снискало уже после смерти композитора. Его безмерный нечеловеческий талант, исключительная одаренность стали символом проявления высших творческих сил, воплотившихся в глубоко жизненных произведениях Моцарта.

5. Заключительный этап урока.

Детям объявляются оценки за активное участие на уроке, вокально-хоровую работу и объявляется домашнее задание на выбор:

Узнать интересные факты из жизни В. Моцарта.

Составить кроссворд о жизни и творчестве В. Моцарта.

Нарисовать свои впечатления от прослушанной на уроке музыки.

Слушать музыку В.А. Моцарта.

Учитель пропевает: «До свидания, мальчики и девочки»

Дети: «До свидания, Ольга Валентиновна»

Наши рекомендации