И организация психолого-педагогического исследования

Тематика семинарских занятий

Методология и методы ОРГАНИЗАЦИИ

Научного исследования

Семинарское занятие № 1-2

Классификация методов исследования

Вопросы для рассмотрения

1. Общая характеристика методов психолого-педагогического исследования. Предмет и методы исследования в различных направлениях психологии.

2. Классификация методов. Разные подходы к классификации методов.

3. Характеристика методов исследования

Основная литература

1. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 320 с.

2. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования : учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. - М. : Академический Проект, Фонд Мир, 2011. - 352 с.

3. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 033400 (050701) - Педагогика / В. И. Загвязинский. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 176 с.

4. Кожухар В. М. Основы научных исследований [Текст]: учеб. пособие / В. М. Кожухар – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010.

5. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования – М.: Наука, 2011.

6. Оконешникова, О. В. Методология и методика психологического исследования / О. В. Оконешникова. – М.: АПКиППРО, 2011.

Дополнительная литература

1. Барсков А.Г., Научный метод: возможности и иллюзии. – М.: 1994.

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., Академия, 2007, - 208с.

3. Коржуев, А. В. Научное исследование по педагогике. Теория, методология, практика : [учеб. пособие для слушателей системы доп. проф. образования преподавателей высш. шк.] - М. : Академ. Проект : Трикста, 2011. - 287 с.

4. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004. – 268 с.

5. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил – М.: ГУ ВШЖ: ИНФРА – М, 2001.

6. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб. : Речь, 2010. - 350 с. (и др. издания)

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Книги по методологии http://www.methodolog.ru/books.htm

2. Крысанова О.А. Методология психолого-педагогических исследований http://www.publisher.ssu.samara.ru/archive/2006/files/20060332.pdf

3. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб-но-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология»)./ Сост. Н.В. Долгова. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. – 150 с. http://dis.podelise.ru/pars_docs/diser_refs/101/100548/100548.pdf

4. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]: информационный портал / ООО "РУНЭБ", Санкт-Петербургский государственный университет. - М : [б. и.], 2010. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: www.eLibrary.ru

5. Педагогика.ру [Электронный ресурс]: справочный сайт. – М.: [б. и.], [2000]. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: http://pedagogy.ru

6. Университетская библиотека Online [Электронный ресурс] / ООО "Директ-Медиа". - М : [б. и.], 2006. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: www.biblioclub.ru

7. Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=11&ved=0CDIQFjAAOAo&url=http%3A%2F%2Fwww.novsu.ru%2Ffile%2F506672&ei=GmkvUqrxIoKOtQbIk4DoDw&usg=AFQjCNFKiuvNjolG2r_DgtW8-4grRidjFg&bvm=bv.51

8.Электронная библиотека МГППУ [Электронный ресурс]: информационная система / МГППУ. – М.: [б. и.], 2007. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL:http://psychlib.ru

Семинарское занятие № 3-4

Тема 4. Принципы, виды, основные этапы

и организация психолого-педагогического исследования

Вопросы для рассмотрения

1. Принципы, структура, виды, направления, типы исследования.

2. Этапы психолого-педагогического исследования.. Подготовительный этап. Формулирование проблемы.

3. Этапы порождения научной проблемы: выявление нехватки научного знания о реальности, описание проблемы на уровне обыденного языка, формулирование проблемы в терминах научной дисциплины. Проблемы реальные, «псевдопроблемы», неразрешимые проблемы.

4. Определение задач и рабочей гипотезы исследования. Требования к гипотезе, ее виды, содержание.

5. Разработка методики. Этап сбора фактических данных. Исследовательские возможности различных методов. Требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик. Способы представления данных.

6. Этап обработки данных, количественный, качественный анализ. Применение математических методов обработки данных: определение средних величин, меры рассеивания, коэффициенты корреляции, построение графиков.

7. Этап анализа и интерпретации результатов исследования и формулирование выводов. Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных.

8. Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования. Основные требования предъявляемые к организации психолого-педагогического исследования.

9. Виды научных исследований в образовании: структура педагогической и психологической науки; выбор научной деятельности.

Основная литература

1. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 320 с.

2. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования : учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. - М. : Академический Проект, Фонд Мир, 2011. - 352 с.

3. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 033400 (050701) - Педагогика / В. И. Загвязинский. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 176 с.

4. Кожухар В. М. Основы научных исследований [Текст]: учеб. пособие / В. М. Кожухар – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010.

5. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования – М.: Наука, 2011.

6. Оконешникова, О. В. Методология и методика психологического исследования / О. В. Оконешникова. – М. : АПКиППРО, 2011.

Дополнительная литература

1. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов – М.: Академия, 2000.

2. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

3. Кузин Ф.А., Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – М.: 1999.

4. Кузнецов, И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: Методика подготовки и оформления: Учеб.- метод. пособие. – М.: Дашков и К, 2002.

5. Курсовые и дипломные работы: от выбора темы и до защиты: Справ. Пособие / Авт – сост. И.Н. Кузнецов. – Минск: Мисанта, 2003.

6. Новиков А.М. Как работать с диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ИПКиПРНО МО, 1996.

7. Павлова Е.П. От реферата к курсовой, от диплома к диссертации: практическое руководство по подготовке, изложению и защите: научное пособие. - М.: - «Книга сервис», - 2003. – 156 с.

8. Рогожин, М. Как написать курсовую и дипломную работу. – СПб.: Питер, 2005.

9. Справочник для студента: 1000 советов на все случаи жизни: от первого появления в аудитории до защиты диплома / Сост. А.А. Немировский и др. – М.: АСТ «Астрель», 2000

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Книги по методологии http://www.methodolog.ru/books.htm

2. Крысанова О.А. Методология психолого-педагогических исследований http://www.publisher.ssu.samara.ru/archive/2006/files/20060332.pdf

3. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб-но-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология»)./ Сост. Н.В. Долгова. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. – 150 с. http://dis.podelise.ru/pars_docs/diser_refs/101/100548/100548.pdf

4. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]: информационный портал / ООО "РУНЭБ", Санкт-Петербургский государственный университет. - М : [б. и.], 2010. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: www.eLibrary.ru

5. Педагогика.ру [Электронный ресурс]: справочный сайт. – М.: [б. и.], [2000]. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: http://pedagogy.ru

6. Российское образование [Электронный ресурс] : федеральный портал / ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". – М.: [б. и.], 2002. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: www.edu.ru

7. Университетская библиотека Online [Электронный ресурс] / ООО "Директ-Медиа". - М : [б. и.], 2006. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL: www.biblioclub.ru

8. Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=11&ved=0CDIQFjAAOAo&url=http%3A%2F%2Fwww.novsu.ru%2Ffile%2F506672&ei=GmkvUqrxIoKOtQbIk4DoDw&usg=AFQjCNFKiuvNjolG2r_DgtW8-4grRidjFg&bvm=bv.51

9.Электронная библиотека МГППУ [Электронный ресурс]: информационная система / МГППУ. – М.: [б. и.], 2007. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. URL:http://psychlib.ru

Наши рекомендации