Ни в коем случае не отлучайтесь из корпуса, где проживает ваш отряд, даже если ко всем детям приедут родители
Еще раз напомним, подумайте, чем занять детей, к которым не приехали родители. Убедите ребят, к кому родители приехали, что стоит поделиться гостинцами. Или сами устройте ему какое-либо угощение. «Придумайте» сказку причины отсутствия чьих-либо родителей. Помогите детям это пережить.
Напомните детям о замене личного белья и о «ненужных» вещах. Беседуя с родителями, для каждого из них найдите доброе слово о его ребенке, покажите, что он вам и отряду не безразличен. Расскажите о том, что вас волнует в нем (здоровье, питание, замкнутость, другое). Не торопитесь жаловаться родителям на ребенка, родители могут быть разные. Стоит задуматься: а будет ли польза для ребенка после вашего разговора с родителями, нужен ли он им, как ни грустно это звучит? После отъезда родителей проверьте детские тумбочки на предмет хранения скоропортящихся продуктов.
* Банный день. Чтобы он прошел организованно, следуйте таким рекомендациям:
• соберите белье, просчитайте; принимайте белье у детей в каждой палате отдельно;
• попросите старших ребят сдать белье, привезти чистое и заправить
постели;
• проследите за санитарной обработкой ногтей. Малышам помогите сами;
• проверьте наличие мыла, шампуня, мочалки, полотенца, нижнего сменного белья (у малышей), одежды по сезону, головного убора;
• помогите в организации медицинского осмотра на педикулез;
• ведите в баню детей по группам (в зависимости от условий);
• во время мытья в каждом отделении (у ребят и девочек) должен быть взрослый;
• помогите промыть головы девочкам с длинными волосами;
• организуйте помощников из старшего отряда для мытья малышей;
• проверьте наличие ковриков в душевых;
• расскажите детям о возможных неожиданностях, ожидающих их в бане (отключение холодной или горячей воды, скользкий пол, попадание мыла в глаза);
• проверьте, что делают дети младшего и среднего возраста с использованным бельем. Помогите им.
* На заключительном этапе важно правильно организовать отъезд из лагеря.
Дети чувствуют отъезд задолго до закрытия смены, обычно за 4-5 дней. Вожатому в эти дни нужно не потерять бдительности, нельзя расслабляться («вот уже и окончание смены!»), нужно быть предельно внимательным. Это этап подведения итогов работы, анализа деятельности каждого ребенка. Подведение итогов — это конкретные дела: демонстрация результатов работы кружков, творческие отчеты групп, откровенный разговор по душам о прожитой смене, друг о друге. Кроме того — это специальные дела — прощание с лесом, с речкой, с лагерем, последнее купание, последняя зарядка, последний матч.
Чувствуя приближение отъезда, дети начинают нарушать правила внутреннего распорядка, если вожатые ослабляют требовательность, то ребята пытаются завершить все, что не успели в «свободной» жизни.
Поэтому вожатому необходимо помнить следующее:
• работать по намеченному ранее плану;
• стремиться не нарушать режим дня;
• ограничить неорганизованное свободное время детей и подростков;
• стараться организовать коллективные дела, с привлечением каждого ребенка;
• не давать возможности скучать;
• не выпускать из поля зрения ни одного ребенка;
• продумать программу прощального вечера;
• четко планировать каждый рабочий момент.
За день до отъезда сориентируйте детей на то, чтобы они сложили все свои вещи, нашли потерянное, отдали чужое.
В «карнавальную» ночь, так называют последнюю ночь в лагере, ни на минуту не оставляйте своих детей, контролируйте ситуацию,
соберитесь у костра (если это в вашем лагере возможно), вспомните о былом, помечтайте о будущем. В эту ночь хорошо провести игру «Я вам пишу». Игра идет вкруговую. Для нее нужны бумага и ручки для каждого участника. Ребята получают задание подписать внизу в правом углу свой лист и передать его соседу справа. Тот у кого оказался лист с именем соседа, может адресовать ему несколько слов. Что писать? Все, что хочется сказать этому человеку: добрые слова, пожелания, признания, рисунок, стихотворение.
Для того, чтобы слова не были прочитаны вслух, никем кроме адресата, нужно загнуть верхнюю часть листка. Затем этот листок передается соседу справа. Так продолжается до тех пор, пока лист не придет к тому, кому адресован. Интересно начинать читать все письма одновременно, даже, если кто-то получает его раньше других.
Такие письма из лагеря хранятся как самые нежные реликвии.
* День отъезда. В этот день:
• спокойно соберите белье (по каждой палате отдельно), просчитайте, сдайте;
• уберите палаты, оставьте их в чистоте и порядке;
• проверьте, все ли свои вещи собрали дети;
• напомните ребятам о том, как себя вести при посадке в автобус, вспомните, что у вас в отряде много джентльменов;
• напомните детям о том, что каждый ребенок едет со своим отрядом;
• еще раз напомните им, как вести себя в автобусе, можно ли открывать окна (бросать бумажки, огрызки);
• напомните о том, как выходить из автобуса;
• скажите детям о том, что перед уходом с родителями, необходимо
об этом обязательно предупредить вожатого.
Рассадив детей в автобусе, разместив детские вещи, вожатый считает детей, проверяет списочный состав; убеждается в разумной посадке детей, не забыв о тех, кто плохо переносит поездку в транспорте; закрывает двери автобуса; докладывает руководителю колонны о готовности к отъезду.
Детей, которых не встретили родители, провожают организованно вожатые. Только после того каккаждый ребенок встретится со своими родителями, вожатый может облегченно вздохнуть: завершилась работа в оздоровительном лагере.