Ни в коем случае не отлучайтесь из корпуса, где проживает ваш отряд, даже если ко всем детям приедут родители

Еще раз напомним, подумайте, чем занять детей, к которым не приехали родители. Убедите ребят, к кому родители приехали, что стоит поделиться гостинцами. Или сами устройте ему какое-либо угощение. «Придумайте» сказку причины отсутствия чьих-либо ро­дителей. Помогите детям это пережить.

Напомните детям о замене личного белья и о «ненужных» вещах. Беседуя с родителями, для каждого из них найдите доброе слово о его ребенке, покажите, что он вам и отряду не безразличен. Расскажите о том, что вас волнует в нем (здоровье, питание, замкнутость, другое). Не торопитесь жаловаться родителям на ребенка, родители могут быть разные. Стоит задуматься: а будет ли польза для ребенка после вашего разговора с родителями, нужен ли он им, как ни грустно это звучит? После отъезда родителей проверьте детские тумбочки на предмет хранения скоропортящихся продуктов.

* Банный день. Чтобы он прошел организованно, следуйте таким реко­мендациям:

• соберите белье, просчитайте; принимайте белье у детей в каждой па­лате отдельно;

• попросите старших ребят сдать белье, привезти чистое и заправить

постели;

• проследите за санитарной обработкой ногтей. Малышам помогите сами;

• проверьте наличие мыла, шампуня, мочалки, полотенца, нижнего сменного белья (у малышей), одежды по сезону, головного убора;

• помогите в организации медицинского осмотра на педикулез;

• ведите в баню детей по группам (в зависимости от условий);

• во время мытья в каждом отделении (у ребят и девочек) должен быть взрослый;

• помогите промыть головы девочкам с длинными волосами;

• организуйте помощников из старшего отряда для мытья малышей;

• проверьте наличие ковриков в душевых;

• расскажите детям о возможных неожиданностях, ожидающих их в бане (отключение холодной или горячей воды, скользкий пол, по­падание мыла в глаза);

• проверьте, что делают дети младшего и среднего возраста с ис­пользованным бельем. Помогите им.

* На заключительном этапе важно правильно организовать отъезд из лагеря.

Дети чувствуют отъезд задолго до закрытия смены, обычно за 4-5 дней. Вожатому в эти дни нужно не потерять бдительности, нельзя рас­слабляться («вот уже и окончание смены!»), нужно быть предельно внимательным. Это этап подведения итогов работы, анализа деятельно­сти каждого ребенка. Подведение итогов — это конкретные дела: де­монстрация результатов работы кружков, творческие отчеты групп, откровенный разговор по душам о прожитой смене, друг о друге. Кро­ме того — это специальные дела — прощание с лесом, с речкой, с лаге­рем, последнее купание, последняя зарядка, последний матч.

Чувствуя приближение отъезда, дети начинают нарушать правила внутреннего распорядка, если вожатые ослабляют требовательность, то ребята пытаются завершить все, что не успели в «свободной» жиз­ни.

Поэтому вожатому необходимо помнить следующее:

• работать по намеченному ранее плану;

• стремиться не нарушать режим дня;

• ограничить неорганизованное свободное время детей и подростков;

• стараться организовать коллективные дела, с привлечением каж­дого ребенка;

• не давать возможности скучать;

• не выпускать из поля зрения ни одного ребенка;

• продумать программу прощального вечера;

• четко планировать каждый рабочий момент.

За день до отъезда сориентируйте детей на то, чтобы они сложили все свои вещи, нашли потерянное, отдали чужое.

В «карнавальную» ночь, так называют последнюю ночь в лагере, ни на минуту не оставляйте своих детей, контролируйте ситуацию,

соберитесь у костра (если это в вашем лагере возможно), вспомните о былом, помечтайте о будущем. В эту ночь хорошо провести игру «Я вам пишу». Игра идет вкруговую. Для нее нужны бумага и ручки для каждого участника. Ребята получают задание подписать внизу в пра­вом углу свой лист и передать его соседу справа. Тот у кого оказался лист с именем соседа, может адресовать ему несколько слов. Что пи­сать? Все, что хочется сказать этому человеку: добрые слова, пожела­ния, признания, рисунок, стихотворение.

Для того, чтобы слова не были прочитаны вслух, никем кроме ад­ресата, нужно загнуть верхнюю часть листка. Затем этот листок пере­дается соседу справа. Так продолжается до тех пор, пока лист не при­дет к тому, кому адресован. Интересно начинать читать все письма одновременно, даже, если кто-то получает его раньше других.

Такие письма из лагеря хранятся как самые нежные реликвии.

* День отъезда. В этот день:

• спокойно соберите белье (по каждой палате отдельно), просчитайте, сдайте;

• уберите палаты, оставьте их в чистоте и порядке;

• проверьте, все ли свои вещи собрали дети;

• напомните ребятам о том, как себя вести при посадке в автобус, вспомните, что у вас в отряде много джентльменов;

• напомните детям о том, что каждый ребенок едет со своим отря­дом;

• еще раз напомните им, как вести себя в автобусе, можно ли от­крывать окна (бросать бумажки, огрызки);

• напомните о том, как выходить из автобуса;

• скажите детям о том, что перед уходом с родителями, необходимо

об этом обязательно предупредить вожатого.

Рассадив детей в автобусе, разместив детские вещи, вожатый счи­тает детей, проверяет списочный состав; убеждается в разумной по­садке детей, не забыв о тех, кто плохо переносит поездку в транспор­те; закрывает двери автобуса; докладывает руководителю колонны о готовности к отъезду.

Детей, которых не встретили родители, провожают организованно вожатые. Только после того каккаждый ребенок встретится со свои­ми родителями, вожатый может облегченно вздохнуть: завершилась работа в оздоровительном лагере.

Ни в коем случае не отлучайтесь из корпуса, где проживает ваш отряд, даже если ко всем детям приедут родители - student2.ru

Наши рекомендации