Общие принципы выбора и распределения учебного материала по содержанию

Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

ТЕМА: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Тема: ЦЕЛОСТНОСТЬ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (педагогический процесс)

Тема: ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Тема: СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Для самостоятельной подготовки

Тема СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

План

1. Сущность системы образования

2. Модели образования.

3. Двустороннее единство обучения-учения в образовательном процессе.

4. Педагогические принципы обучения.

5. Сущность и понятие учения.

6. Тенденции в современном Российском образовании.

Под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином обществе, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.

В систему образования любой страны обычно входят учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: а) дошкольное воспитание; б) общее среднее образование; в) внешкольное обучение и воспитание; г) профессионально-техническое образование; д) среднее специальное образование (сельскохозяйственные техникумы или колледжи); е) высшее образование; ж) подготовку научных и научно-педагогических кадров; з) последипломное образование; и) повышение квалификации и переподготовку кадров.

На развитие системы образования влияет:

1. Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ, обусловливающих все возрастающие требования к общеобразовательной и технической подготовке основной массы производителей и к соответствующему развитию образовательно-воспитательных учреждений. В более развитых в техническом отношении странах быстрее расширяется сеть различных школ, раньше создаются новые типы учебных заведений.

2. Государственная политика в области образования, влияющая на развитие различных типов образовательно-воспитательных учреждений и характер их работы. Именно иногда политикой определяется существование различных типов общеобразовательной школы, одни из которых предназначены для массового обучения, другие – для обслуживания элиты общества.

3. Педагогические факторы, такие, как, например, раннее воспитание детей и создание для этой цели дошкольных воспитательных учреждений; целесообразность развития специальных учебных заведений, обеспечивающих профессионально-техническое обучение.

Продолжение реформы образования вызвано количественными характеристиками подчеркивающими кризисное состояние высшей школы в России:

· наблюдается устойчивая тенденция сокращение численности студентов;

· существующая система высшего образования не обеспечивает населению страны одинаковых возможностей для обучения в вузах;

· отмечено резкое сокращение преподавательского корпуса высшей школы (только в 1992 г. из вузов уволилось свыше 2 тыс. преподавателей). В настоящее время идет постепенное сокращение педагогических кадров – уменьшается число высших учебных заведений, снижается уровень финансирования, ухудшается их материально-учебная база.

Философия образования должна дать новое представление о месте человека в современном мире, о смысле его бытия, о социальной роли образования в решении ключевых проблем человека.

Науки о человеке и обществе (психология образования, социология и другие) дают современное научное представление о закономерностях поведения и развития человека, а также модель взаимодействий между людьми внутри образовательной системы и самой системы образования – с обществом.

Современная педагогика, социальное проектирование, менеджмент системы образования и др., даст возможность представить облик новой системы образования: определить цели, структуры системы, принципы ее организации и управления в изменяющихся условиях жизни.

Суть мирового кризиса образования видится, прежде всего, в обращенности сложившейся системы образования (так называемое «поддерживающее обучение») в прошлое, ориентированности ее на прошлый опыт, в отсутствии ориентации на будущее.

Современное развитие общества требует новой системы образования – «инновационного обучения», которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и в свои профессиональные способности влиять на это будущее.

В нашей стране кризис образования имеет двойную природу. Во-первых, он является проявлением глобального кризиса образования. Во-вторых, он происходит в обстановке и под мощным воздействием кризиса государства, всей социально-экономической и общественно-политической системы.

В конце 70 – начале 80-х гг. на арену общественно-педагогической жизни вышел большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков. «Творчество учителя – творчество ученика» - таков их девиз. Увлеченность своим предметом, умение построить урок так, чтобы все ученики участвовали в учебном труде, любовь к детям, уважение к личности с того самого дня, когда он переступил порог школы, вуза – это то, что отличает настоящего педагога.

Основными компонентами педагогической культуры являются:

1. профессиональные знания и умения;

2. личностные качества педагога;

3. опыт творческой деятельности.

Профессиональная компетентность педагога предполагает наличие у него широкого диапазона профессиональных знаний и умений:

профессиональные знания:

· методологические,

· теоретические,

· методические,

· технологические

профессиональные умения:

· информационные,

· организаторские,

· коммуникативные,

· прикладные,

· владение педагогическими техниками,

· постановка цели, анализа и самоанализа,

· воспитательной работы.

Можно выделить три уровня педагогической культуры: репродуктивный, профессионально-адаптивный, профессионально-творческий.

Основные принципы плана обучения:

Обязательства в связи с законом «Об образовании»:

§ требования закона о профессиональном образовании;

§ обязанности по договору о профессиональном обучении;

§ положения по сокращению длительности обучения;

§ ответственность обучающегося;

§ ответственность преподавателя учебных заведений;

§ урегулирование рабочего времени (обучения);

§ положения по охране труда.

Требования в связи с положением об обучении:

§ минимум навыков и знаний;

§ тематическое подразделение;

§ длительность и нормативы;

§ приобретаемая квалификация.

Требования профшколы:

§ требования по времени;

§ организационные требования;

§ согласование содержания.

Условия на производстве и у партнеров по обучению:

§ одобрение сфер деятельности и технических сфер;

§ выбор и оснащение соответствующих мест обучения;

§ заявка на обучающий персонал;

§ затраты;

§ контроль успехов, оценка.

Дидактические принципы новых представлений в профобучении:

§ целостная рабочая квалификация;

§ гибкость;

§ самостоятельность и личная ответственность;

§ обеспечение успеха и ориентация на новые технологии.

Педагогические принципы планирования обучения.

Дидактические принципы планирования и проведение обучения:

1. Принцип понятности.

2. Принцип наглядности.

3. Принцип близости к практике.

4. Принцип самостоятельной работы.

5. Принцип обеспечения успеха.

Реализация названных принципов является основой успешного профессионального образования. Дополнительно при планировании и проведении обучения следует учитывать следующие эмпирические данные:

§ от простого к сложному;

§ от легкого к трудному;

§ от общего к частному;

§ от конкретного к абстрактному;

§ от близкого к отдаленному

Общие принципы распределения содержания и времени при планировании обучения

Общие принципы распределения времени обучения:

1. Время обучения распределяется в соответствии с учебным планом (на основе Государственных образовательных стандартов).

2. При составлении программы обучения необходимо принять во внимание договор с базовым предприятием.

3. Следует распределять время обучения на семестры и учебные года.

4. В связи с производственными или педагогическими причинами длительность обучения и разбивка учебных комплексов по времени могут варьироваться, если это не влияет на достижение частной или общей цели обучения.

5. В пределах раздела обучения возможны перестановки и перемещения, если соблюдаются принципы обеспечения полного обучения с распределением по времени.

6. В порядке исключения и в ограниченной мере допускаются отклонения от учебной программы. Преподаватель должен сообщить об отклонениях компетентному органу.

Общие принципы выбора и распределения учебного материала по содержанию

1. Навыки и знания, входящие в типовую учебную программу, включаются в программу обучения.

2. Навыки и знания объединяются в учебные комплексы.

3. Преподносимые навыки и знания сводятся в учебные комплексы таким образом, чтобы их можно было включить в определенные специализации или определенные отделы учебного заведения.

4. Большие связанные тематические разделы делятся на обоснованные тематические подразделы.

5. Испытательный срок строится по содержанию таким образом, чтобы можно было сделать выводы о пригодности и способностях обучаемых.

6. Тематическое распределение материала должно соответствовать требованиям зачетов.

7. Обучение на производстве и вне производства должны целесообразно сочетаться в ходе производственного обучения.

8. Учебные комплексы планируются таким образом, чтобы сначала можно было вести обучение на широкой основе, а затем освещать частные случаи применения.

9. При распределении учебного материала в целом находит применение принцип «от общего к частному».

Наши рекомендации