Тема 3.2. Философия воспитания в отечественной и зарубежной педагогической практике
Описать философию и концепцию воспитания — значит охарактеризовать основные компоненты воспитания: цели, содержание, принципы, методы, средства и формы, условия. В современной литературе часто в значении «концепция» употребляется термин «модель». Концепция — система взглядов, определенное понимание явлений и процессов.
В условиях преобразований в России в настоящее время не сложилась концепция воспитания в образовательной системе, где создаются разные подходы к воспитанию: официальный подход, православное воспитание, альтернативные системы, например, вальдорфская педагогика, и др. Все они более или менее радикально сменяют коммунистическое воспитание.
Основные элементы современной государственной концепции воспитания видны в Законе РФ об образовании и других источниках. Этот подход можно назвать личностно-ориентированным воспитанием, целью которого является стимулирование саморазвития личности, базовое образование и культура личности как основа для дальнейшего ее развития, помощь личности в жизненном самоопределении. Содержание воспитания описывается базовая культура личности, включает культуру жизненного самоопределения, семейных отношений, культуру общения, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, экономическую, экологическую, трудовую и правовую культуру. Методы и формы воспитания: клубы, объединения детей и взрослых по интересам, традиционные и новые формы обучения и взаимодействия участников процесса воспитания (центры досуга, общественные движения, самодеятельные организации).
Авторы концепции, не отвергая в основном традиционные принципы воспитания, делают акцент на принципах сотворчества воспитателей и воспитанников, свободы и стимулирования деятельности детей, самоорганизации и развития интересов.
Современные концепции воспитания в отечественной и зарубежной педагогике.
В странах Европы и в США имеется, значительное разнообразие теорий и подходов к воспитанию. Анализ позволяет объединить их в две большие группы. Первую группу составляют концепции, в которых воспитание рассматривается как более или менее жесткое руководство учащимися, формирование заданных обществом свойств личности. Это можно назвать авторитарной, технологической педагогикой. Воспитательным концепциям второй группы можно дать обобщающее название гуманистическая школа. В общем воспитательные системы Запада базируют свои теории на философии прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Психоанализ и бихевиоризм являются психологической основой большинства воспитательных концепций Запада.
Бихевиоризм понимает воспитание как модификацию поведения, как выработку поведенческих реакций. Воспитывать значит формировать поведенческие навыки, соответствующие ролевым ожиданиям. Поэтому в моделях воспитания на этой основе разрабатываются четкие цели воспитания, учебные курсы, назначенные для формирования определенных качеств учащихся, а также система внеурочной деятельности. Несомненно, формирование навыков поведения необходимо, однако при таком подходе есть опасность получить функционера, потребителя массовой культуры, у которого не развита собственная внутренняя мотивация поведения.
Гуманистическая, либерально-демократическая педагогика критикует модификационный подход именно за игнорирование внутреннего мира, за манипулирование личностью и выдвигает другие идеи. Задача школы, согласно гуманистической концепции, — дать возможность свободного развития индивидуальности Процесс воспитания понимается как помощь в саморазвитии, как открытие «Я», как процесс самоактуализации. Такой подход к воспитанию реализуется в процессе обучения (см. ниже) и во внеурочных занятиях с применением ролевых игр, анализом ситуаций и других методов. Ценность гуманистического подхода, конечно, во внимании к развитию способностей и своеобразия личности. Недостатком этой модели можно считать ослабление целенаправленного воздействия, возникает опасность формирования любом с приглушенным чувством ответственности.
Неслучайно, многие педагоги Запада, избегая крайностей технологизма и гуманизма, основывают воспитание на религиозной философии и морали. Своеобразный подход к воспитанию составляет Вальдорфская школа, философской основой которой является духовная наука и антропософия Р. Штайнера. Несмотря на внешние различия, можно заметить, что в отечественной педагогике модель воспитания сопоставима с авторитарными теориями Запада. А современной Российской системе воспитания близки подходы гуманистической педагогики.
Типы (модели) воспитания обусловлены уровнем развития обществ, их социальной стратификацией (соотношением социальных групп и слоев) и социально-политическими ориентациями. Поэтому воспитание осуществляется по-разному в тоталитарном и демократическом обществах. В каждом из них воспроизводится свой тип личности, своя система зависимостей и взаимодействий, степень свободы и ответственности личности.
Тип личности и модели воспитания.
Тип личности — понятие, используемое в психологии индивидуальных различий и психодиагностике для описания шаблонов личностных проявлений.
Зная тип личности можно выбрать наилучшую стратегию взаимодействия.
Тип личности - абстрактная модель личностных характеристик, присущих определенной совокупности людей.
Тип личности обеспечивает относительное постоянство ответных реакций человека на окружающую среду.
Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как активное начало наряду с активным ребенком. В связи с этим возникает вопрос о тех задачах, которые призвана решать целенаправленная социализация, организатором которой является педагог.
А. В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социальнокультурные и социально-психологические.
Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, которое характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.).
Социально-культурные задачи - это познавательные, морально-нравственные, цен-ностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме.
Они определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека.
Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.
Решение названных задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач или наиболее значимые из нее остаются нерешенными на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным.
Технократическая педагогика.
В противовес гуманистической школе в педагогике, в центре внимания которой лежит личность воспитанника, существует и другое направление — технократическая или авторитарная школа.
Технократическая педагогика предлагает вводить жесткие меры воспитания, формируя насильно заданные обществом качества личности. Основоположники и сторонники этого направления исходят из того, что основная задача воспитательного процесса,— это, бесспорно, формирование «полноценного» человека, который будет адаптирован к современной жизни и выполнению в ней различных социальных ролей. В этом случае воспитание следует строить на научной рациональной основе, управляя людьми и формируя нужное поведение. Другими словами, технократическая педагогика — это полностью управляемый и контролируемый процесс, существовавший в советских школах. Именно тогда были определены четкие рамки методов и форм работы, целей и содержания образовательного процесса.
Сторонников подобного подхода в воспитании личности довольно много и на Западе, в частности, в США и Японии. И здесь педагоги указывают на то, что лишь строгие методы с четкими условиями приведет к проектируемому результату.
Однако технократическая педагогика имеет и свои минусы. Так, при такой методике всегда существует опасность получения бездушных исполнителей, вместо гармонично развитой личности. Угроза манипулирования стоит во главе угла, что может негативно сказаться на заглушении природных талантов и индивидуальности. Крайнее проявление авторитарной педагогики предполагает еще и психотропное воздействие на личность с использованием медицинских препаратов, что, конечно, противоречит всем юридическим и нравственным законам человеческого существования.
Формировать навыки поведения учащихся необходимо, но только таким образом, чтобы при этом не страдала воля и сознание личности. Каждый человек имеет право на свободу выбора, ценностные ориентиры, индивидуальные качества, что в совокупности и формирует поведение.
Гуманистическая педагогика. особенности
Смысл изменения системы воспитания - в ее гуманизации, когда в
совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни, когда становление личности предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека, когда самого индивида мыслят не "управляемым", а творцом самого себя, своих обстоятельств. Гуманистическое воспитание, которое предстоит утвердить в школе, призвано выступить преемником лучшего из культурного наследия, при этом важно отбросить то, что было создано людьми в целях формирования человека- средства, но сохранить то, что способствует возвышению личности. В основе гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи: личностный подход в воспитании (признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, подростка, молодого человека, признание их социальных прав и свобод; ориентация на личность результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как субъекту собственного развития; опора в воспитании на совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса).
Немецкая философия Х1Х в. в лице И.Канта, Г.Гегеля, Й.Гербарта, А.Дистервега выдвинула и обосновала идею гуманистического образования личности и ее самосознания, предложила пути реформирования системы и школьного, и университетского образования.
Многие гуманисты прошлого считали, что образование как передача знания от поколения к поколению само собой обеспечивает развитие этически и граждански ответственной личности. Предполагалось, что теоретическое знание, его простая трансляция едва ли ни автоматически определяет мировоззрение человека и его повседневное поведение, становится неотъемлемой частью не только его сознания, но и закладывает в нем глубинные, экзистенциальные (смысложизненные) ценности. В реальности же между знанием и ценностями, знанием и повседневными привычками огромная дистанция. Доступность информации сама по себе не способна придать смысл жизни человеку, как не дает и умения устроить ее. (Не нужны никакие эксперименты для понимания того, что, если ежедневно глядеть в экран телевизора по 10 – 15 часов, то можно в итоге превратиться если не в пациента психлечебницы, то в весьма ограниченного человека с неадекватным восприятием действительности.)
Гуманистическая педагогика ставит задачу преодолеть разрыв и установить гармонию между (1) знанием как таковым, (2) знанием жизненно важным для человека (мировоззрением), (3) личностным центром человека, его я, и (4) практикой, т.е. поступками личности.
С точки зрения содержания образования, большое значение в рамках гуманизма придается этическому, точнее аксиологическому (ценностному) воспитанию. По мнению П. Куртца, цель этического воспитания двояка: во-первых, развитие в детях личностного начала, позволяющего им самостоятельно осмыслять и соблюдать общие моральные правила как по отношению к самим себе, так и по отношению к другим; во-вторых, воспитание способности этического познания и умения вести критическое этическое исследование. Последнее представляется особенно важным для гуманизма как педагогической и мировоззренческой парадигмы и отличает ее от всех других моделей воспитания.
В самом деле, ценностная основа педагогики гуманизма достаточно очевидна: она складывается по большей части из общечеловеческих нравственных, гражданско-правовых и экологических норм. Не является экзотической и психология гуманизма. Вместе с тем центр тяжести гуманистическая педагогика переносит на методологическую и инструментальную составляющую процесса воспитания, т.е. на процедуры и приемы совместной работы воспитателя и воспитываемого по усвоению и выработке навыков самопознания, самоорганизации и т.п.
Не столько что (это демонстрируется, объясняется и понимается относительно просто), сколько как – вот решающее звено гуманистического процесса воспитания. Для педагога это связано с реализацией по меньшей мере трех принципов (1) объективности, непредвзятости и научности, (2) саморегуляции и самодетерминации и (3) предлагающего объяснения.
Достижение объективности, непредвзятости и научности – это психологически и практически трудная процедура очищения педагогического процесса от идеологизмов, внушения, вольного или невольного навязывания учащимся определенной системы религиозных, атеистических, нигилистических или иных взглядов, а также политических убеждений, порой столь трудно отделимых от простой трансляции (сообщения) информации. Это очищение не бывает полным, поскольку и педагог никогда не бывает совершенно свободным от пристрастий, и сама атмосфера воспитательного процесса в большей или меньшей степени насыщена идеологизированными подходами и эмоциями.
Минимальным требованием очищения является искренняя и сознательная готовность педагога дистанцироваться от каких-либо политических и религиозных идеологий, соблюдение духа демократического законодательства относительно свободы совести и убеждений. Этически и граждански правильным будет воздержание от оценочных – порицающих или одобряющих – политических или идеологических суждений по поводу изучаемого материала, либо сведение их к минимуму, а все-таки лучше – к нулю. Если же такие оценки невольно даются (тут можно заметить, что полное безучастие сделало бы изложение материала непонятным), то педагог обязан пояснить, что это его личное, не обязательное для всех остальных мнение. Таким же корректным должно быть изучение политико-идеологических или конфессиональных феноменов. Оно должно быть предельно объективным, научным, эмоционально нейтральным и свободным от субъективистских интерпретаций.
Саморегуляция и самодетерминация – перевод воспитательного процесса во внутренний мир обучаемого. Это то, что называется эмпатическим и помогающим обучением и предполагает овладение учениками известными алгоритмами психологической, интеллектуальной и ценностной мотивации, самокоррекции, самоанализа, самооценки и т.д., т.е. всего относящегося к самосозиданию, личностному творчеству. Естественно, главное здесь не столько что, т.е. содержание какой-либо учебной дисциплины, а как, т.е. передача технологии, умения, методов работы человека с собой ради того, что можно назвать общей эффективностью жизни. Основная задача гуманистической педагогики – пробуждать у человека тягу к самопознанию и критическому этическому исследованию, к самостоятельности. Ее цель воспитать не теоретика-гуманиста, а человека гуманного, открытого всему миру, всем не тоталитарным и не человеконенавистническим мировоззрениям, идеологиям и политическим учениям, способного сделать осмысленный, свободный и ответственный выбор в любой из областей культуры и социальной жизни.
Предлагающее объяснение – сложная и ответственная составляющая педагогического процесса. Речь идет о разъяснении учащимся оснований, правомерности, моральной и психологической корректности именно такого метода и процедур обучения, о которых здесь говорится. Вы не можете уклониться от трудного ответа на простой вопрос обучаемого: почему я должен предпочесть, принять, согласиться с предлагаемыми мне (в данном случае гуманистической педагогикой) идеями и технологиями обучения и самообучения? Зачем мне все это нужно?
Все возможные варианты ответа на эти вопросы должны удовлетворять как минимум следующему: они не должны ущемлять свободу человека и оскорблять его убеждений или веры. Здесь действуют общие принципы этики гуманизма. Ответы на всевозможные зачем? должны даваться в духе уважения и доброжелательности, в форме предложения свободно принять, так сказать, попробовать и испытать методы работы с собой.
Важным аргументом в пользу гуманистических инструментов воспитания и самовоспитания является их свобода от любой идеологической, конфессиональной и политической нагрузки. Свобода личности, свобода ее нравственного и всякого иного выбора остается за ней. Вместе с тем это не означает признание гуманистической педагогикой правомерности анархии или произвола.
Необходимо указывать на тот очевидный факт, что каждый из нас живет в обществе и обязан во имя сохранения его и своей собственной безопасности выполнять определенные гражданские и этические требования. Гуманистическая педагогика предлагает способы осмысленного, свободного и добровольного соблюдения этих юридических и моральных норм и тем самым помогает человеку быть достойным гражданином своей страны и обрести уважение в собственных глазах.
Современный гуманизм предлагает конструктивную этическую альтернативу, способную обеспечить высокую жизнеспособность личности и общества перед лицом все более сложных психологических, социальных и правовых проблем. По своему духу гуманистическая педагогика противостоит иррационализму и догматизму. Гуманизм выступает здесь за нравственную свободу каждого отдельного человека определять смысл и образ своей жизни на основе не столько групповых, идеологических или религиозных, но прежде всего общечеловеческих ценностей. Гуманистическая педагогика побуждает личность к осмыслению этих ценностей. Следует снова подчеркнуть, что гуманизм, не связывая себя ни с одной политической или религиозной доктриной, способствует развитию демократического мышления.
Гуманистическая педагогика исходит из факта, что знание создается людьми разных убеждений. В связи с этим выдвигается идея, что современное образование – это, прежде всего, плюралистическое открытое образование. Здесь ни одна доктрина не признается главенствующей, ребенку предоставляется возможность обозреть все достижения культуры, его знакомят с миром альтернативных философских, этических и эстетических систем, со множеством социальных теории и исторических картин мира. Их знание необходимо в максимально возможной степени. Но в любом случае образование должно помочь каждому открыть самого себя, свой собственный образ.
Следовательно, задачей педагогов является максимально объективная подача материала и предоставление индивиду права самому сделать соответствующий вывод. Поэтому педагог должен помочь осмыслить те или иные этические принципы, но внедрять их в сознание учащихся принудительным и догматическим образом он не имеет права. Как было сказано, педагоги обязаны демонстрировать нейтральность по отношению к религиозным, политическим и прочим ценностям. Быть максимально корректными – наиважнейшая задача любого педагога, особенно приверженца гуманистической педагогики, поскольку каждая личность имеет право на уважительное отношение к себе, обладает равными с другими достоинством и ценностью.
Педагогика, открывающая максимально широкое поле свободы и не закрепощающая процесс воспитания жесткими нормами, не директивна: ее главная задача – оказать личности помощь в приобщении к подлинным человеческим ценностям, помочь прояснить ее высшие потребности. Она учит человека свободе, творчеству, самостоятельности и ответственности. Она не ограничивает сферу свободного выбора учащегося и отказывается его вести к какой-то конкретной цели, идее, образу мыслей или идеалу, поскольку уважает свободу его самоопределения, мышления и совести. Это способствует созданию нужного – раскованного, свободного, творческого и ответственного – эмоционально-интеллектуального климата для успешного воспитания.
Гуманистическая педагогика предполагает, что в процессе воспитания гуманистические ценности и нормы поведения подвергаются интернализации, глубокому внутреннему усвоению.
Своей важной задачей гуманистическая педагогика считает преодоление псевдопроблем и концентрацию внимания личности на действительно серьезных экзистенциальных проблемах. Псевдопроблемы, возникающие в результате дефицита смысла или смыслоутраты, могут быть сняты образованием, ориентированным не только на передачу знания, но и на «тренировку» совести, чуткости к «требованиям момента», т.е. нравственному смыслу каждой конкретной ситуации и содержащемуся в ней императиву.
Гуманистическая педагогика призвана преодолевать нигилизм, безразличие и инфантилизм. Она стремится вернуть положительное отношение к таким понятиям, как цель жизни, ценности и идеалы. Она берет на себя задачу помочь человеку преодолеть страх и вместе с тем выработать мужество и резистентность (стойкость и сопротивляемость) по отношению к возможности того, что смысл и ценность его жизни могут оказаться не более чем средством для общего: государства, партий, корпораций, идеологий, церкви и т.д. По отношению к самой гуманистической педагогике эти опасения, надо полагать, излишни, так как гуманистическая педагогика ориентирована на личность, это не социоцентрическая и идеологическая, а антропоцентрическая и идеологически нейтральная, самокритичная педагогика. Она настаивает на необходимости учета уникальности и самоценности личности каждого учащегося.
Гуманистическая педагогика – это свободная и ответственная педагогика неопросвещения. Она опирается на практические идеи гуманистической психологии и видит свое призвание в оказании помощи молодежи в процессе самоопределения и развития уважения к своим и чужим правам. «Обучать – значит помогать ребенку осознать свои возможности, – пишет В. Франкл.
Санкт-Петербургской концепции воспитания.
В условиях современного Санкт-Петербурга сосуществуют и успешно реализуются различные концептуальные подходы к воспитанию. Среди них можно отметить Программу воспитания (Петербургская концепция), «Педагогику успеха», «Воспитание человека-созидателя», «Педагогику заботы» и др. Концепция «Воспитание петербуржца XXI века» представляет собой документ, в котором сделана попытка, сохраняя уникальность и неповторимость каждой из названных концепций, соглашать позиции всех заинтересованных сторон в понимании сущности воспитательного процесса в образовательной системе Санкт-Петербурга. В ней определяются базовые подходы педагогического сообщества Санкт-Петербурга к ценностям, целям, содержанию и нормам воспитательной деятельности в различных типах образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
Концепция разработана в соответствии со следующими государственными документами, которые определяют общую стратегию развития образования в России:
Федеральная программа развития образования;
Национальная доктрина образования;
Концепция модернизации Российского образования;
В основу согласования позиций положены характеристики уникального социокультурного пространства Санкт-Петербурга:
Поликультурность, определяемая изначальным сосуществованием и взаимовлиянием разнообразных культурно-исторических традиций, национальных и конфессиональных особенностей, архитектурных стилей, многосословностью, определенной демократичностью городского сообщества.
Инновационный и творческий характер петербургского стиля жизни. Город изначально создавался как уникальный проект и является творческой лабораторией, в которой осуществляются самые разные эксперименты (в том числе и пёдагогические), рождаются тенденции, определяющие перспективы развития для всей России.
Устремленность петербуржцев к большим и труднодостижимым целям. Жители города во все века решали сложнейшие (порой, не разрешимые задачи): построили один из самых красивейших городов мира, отстояли его в дни блокады, проявляя при этом профессионализм, силу воли и духа.
Открытость города миру. Направленность на взаимодействие и непрерывную коммуникацию с мировой культурой. Город изначально аккумулировал и взращивал лучшие образцы воспитания, привлекая для этого элиту теоретиков и практиков образования и воспитания.
Эти особенности определяют суть понятия «петербургское воспитание» и выступают как базовые идеи предлагаемой концепции
Концепция адресуется всем работникам системы образования Санкт-Петербурга и представляет собой совокупность общих подходов в области воспитания, на основе которых предлагается разработать комплексную программу воспитательной деятельности в образовательной системе Санкт-Петербурга.
В рамках концепции петербургского воспитания можно сформулировать следующие основные понятия концепции:
- Воспитание представляет собой ценностно-смысловой диалог ребенка с субъектами окружающего мира, способствующий формированию и развитию опыта самоопределения, творчества и созидательной жизни ребенка. Такое понимание воспитания позволяет говорить о наличии в мире большого круга субъектов воспитания, одним из которых является система образования.
- В системе образования Санкт-Петербурга воспитание
рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на создание условий:
для становления системы жизненных смыслов и ценностей растущего человека;
для включения подрастающих поколений в пространство петербургской культуры;
для осмысления ребенком цели своей жизни в соответствии с возможными путями развития;
для включения учащихся в решение соответствующих их возрастным особенностям и возможностям проблем в различных сферах жизни.
- Цель воспитания в системе образования Санкт-Петербурга определяется как воспитание человека, готового и способного:
к жизненному самоопределению в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга;
к гармонизации отношений с окружающим миром, решении:
жизненных проблем различной степени сложности;
к созидательной деятельности;
к самостоятельному выбору здорового образа жизни.
- Содержание воспитания петербуржца включает в себя следующие составляющие ценностно-смыслового диалога ребенка с окружающим миром:
-диалог с самим собой, воспитание культуры жизненного и профессионального самоопределения, трудолюбия, становление внутренней гармонии подрастающего человека, успешное решение проблем, возникающих в процессе отношения с самим собой;
-диалог с другим человеком: воспитание толерантности, культуры общения и взаимодействия;
-диалог с социумом: социализация, социальная адаптация, социальное творчество, направленные на воспитание этико-правовой культуры, гражданственности, обеспечивающее осознанное принятие и соблюдение нравственных установок, норм правил, законов социальной жизни Санкт-Петербурга, России, мира;
-диалог с миром природы: воспитание культуры здорового образа жизни, обеспечивающее заботу человека о своем здоровье и здоровье окружающего мира (экологическое благополучие).
Наличие данных составляющих обеспечивает целостность содержания воспитания, отражает всю полноту отношений (и соответственно проблем) человека с окружающим миром.
Основной технологией осуществления воспитательного процесса в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга является создание уникальной, саморазвивающейся воспитательной системы (как совокупного субъекта, возникающего в ходе ценностно-смыслового диалога участников воспитательного процесса в ОУ: учителей, учащихся* родителей), которая упорядочивает деятельность образовательного учреждения относительно целей воспитания, придает ей определенную ценностно-смысловую направленность и обеспечивает активное участие воспитанников в различных видах созидательной деятельности.
Воспитательная система образовательного учреждения представляет собой комплексную технологию, включающую в себя систему упорядоченных локальных воспитательных технологий (решения определенных воспитательных проблем, форм воспитательной работы и воспитательных событий, технологий воспитательных методов и приемов). Самая современная технология воспитания, ограниченная пространством и временем, теряет свою эффективность и приносит лишь локальный успех, если она не является компонентом воспитательной системы.
В процессе становления и развития воспитательной системы образовательного учреждения цели и задачи воспитания осуществляются в процессе согласования ценностей и целей, а также взаимодействия учителей, учащихся, родителей при осуществлении следующих видов деятельности:
-просветительская, обучающая деятельность;
-создание детского коллектива и организация его деятельности;
-различные виды культурно-творческой деятельности;
-общественно-полезная, трудовая, созидательная деятельность;
-поддержка детских инициатив, организация ученического самоуправления, детско-юношеских общественных объединений и организаций;
-спортивно-оздоровительная деятельность;
-создание уклада жизни образовательного учреждения, наличие Годового круга традиций, событий, праздников;
-освоение ценностей петербургской культуры;
-активное участие детей в жизни города (районные и городские конкурсы, соревнования, мероприятия, акции, гражданские и социальные проекты).
- Непрерывность и преемственность воспитательного процесса в системе образования обеспечивается согласованностью программ и проектов воспитательной деятельности для детей различных возрастных групп с учетом их индивидуальных особенностей.
Специфика воспитания человека меняется в процессе его развития. Особенно необходима воспитательная деятельность со стороны педагога-воспитателя в кризисные периоды развития ребенка, когда возникшая потребность в изменении отношений с миром не подкрепляется реальными возможностями развивающегося человека.
Воспитание ребенка до 3 лет можно рассматривать как помощь в освоении основных человеческих навыков (речь, прямохождение, удовлетворение физических потребностей) на основе учета индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, ритм жизни, специфика развития). Основным воспитателем в этом возрасте является семья.
Воспитание ребенка 3—7 лет можно рассматривать как помощь в ролевом освоении мира. Существенную помощь семье в воспитании детей этого возраста оказывают учреждения дошкольного образования.
Воспитание младших школьников рассматривается как эмоционально-чувственное сопереживание в процессе самостоятельной деятельности, организуемой совместно со сверстниками и под руководством педагога.
Воспитание младших подростков (5—7 классы) рассматривается как совместное с педагогом информационно-деятельностное освоение мира.
Воспитание старших подростков (8—9 классы) рассматривается как создание условий для становления внутреннего мира подростка и его самоидентификации.
Воспитание старшеклассников рассматривается как педагогическая поддержка учащихся в самостоятельном ценностно-смысловом диалоге с миром.
Воспитание детей школьного возраста обеспечивается интеграцией усилий учреждений основного и дополнительного образования.
Воспитание взрослого человека рассматривается как поддержка его в кризисные моменты жизни, когда происходит разрушение ценностно-смысловой позиции человека и возникает необходимость корректировки смыслов жизни.
- Наиболее сложные проблемы воспитания, связанные с преодолением индивидуально-психических и личностносоциальных проблем ребенка, осуществляются в рамках психолого-педагогического, медико-социального сопровождения. Данный вид работы осуществляется соответствующими специалистами (педагог-психолог, социальный педагог, дефектолог, логопед, медицинские специалисты и т. д.) с учетом специфики воспитательного процесса в образовательном учреждении.
- Ценности и цели воспитательной деятельности в образовательном учреждении согласуются с ценностями и целями семейного воспитания учащихся. Образовательное учреждение ведет целенаправленную деятельность по педагогическому сопровождению семейного воспитания, обеспечивая тесный контакт с семьей, родительский всеобуч, участие родителей в процессе воспитания, доступность информации об эффективности процесса воспитания ребенка, его индивидуальных особенностей.
- Воспитание петербуржца обеспечивается созданием единого воспитательного пространства города, в котором осуществляется взаимодействие различных учреждений и субъектов социальной жизни. Помимо учреждений система образования (ДОУ, общеобразовательных учреждений, учреждений НПО, УДО) активное участие в воспитательной деятельности принимают различные учреждения культуры (музеи, театры, сады парки и др.), производственные и общественные объединения.
организации, бизнес-структуры и др. Развитию единого воспитательного пространства в Санкт-Петербурге способствуют органы законодательной, исполнительной и муниципальной власти.
- Для успешной реализации концепции необходимо:
- наличие педагогов-воспитателей, владеющих современными технологиями воспитания, строящих свои отношения с воспитанниками на гуманистических принципах и понимающих природу современного ребенка.
- упорядоченность, интегрированность, ценностно-смысловая направленность, диалогичность, технологичность, индивидуально-личностная ориентация воспитательного процесса каждого образовательного учреждения.
- Реализация концепции предполагает обеспечить формирование у воспитанников и учащихся:
- нравственной и гражданской позиции по отношению к Санкт-Петербургу и России;
-толерантности по отношению к ценностям различных культур;
-готовности к позитивной личностной и профессиональной самореализации;
-осознанной потребности в здоровом образе жизни.
Теории социального воспитания в современной науке о человеке.
В отечественной педагогической науке основы теории воспитания заложил К. Д. Ушинский в конце XIX в. (см.: Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии; О народности и общественном воспитании).
В 20-30-е гг. XX в. стройную теорию воспитания разработал А. С. Макаренко (см.: Макаренко А. С. Цель воспитания; Воспитание в семье и школе; Лекции о воспитании детей; Методика воспитательной работы).
Современная педагогическая наука включает многочисленные теории и концепции социального воспитания, их различие обусловлено разными представлениями ученых-исследователей о человеке и формировании его как личности.
В отечественной теории воспитания, в подходе к определению понятия "воспитание" можно четко выявить два направления.
В основе первого лежит взгляд на ребенка как на объект педагогического процесса, т.е. важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Этому направлению соответствуют следующие определения: