Использование психодрамы в отечественной и зарубежной практике

Использование психотерапевтических методик и приемов как формы и способа воздействия на личность в целях коррекции неадекватного и неадаптированного поведения получило в последние годы широкое распространение. Наибольшее внимание специалистов привлекает коллективная (групповая) психотерапия. Концепция отечественной коллективной (групповой) психотерапии, представленная в работах Н. В. Иванова, М. М. Кабанова, Б. Д. Карвасарского, А. Л. Гройсмана, С. С. Либиха, а также других психиатров и психотерапевтов, смыкается с положениями советских психологов о значении процессов общения для формирования личности и регуляции поведения человека и группы. Как отмечал Б. Ф. Ломов, психические процессы протекают в условиях общения иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности.

Одним из направлений коллективной психотерапии является так называемая ролевая психотерапия. В ролевом варианте коллективной психотерапии используются все три класса функций общения, выделенные Б. Ф. Ломовым: информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативныо и аффективно-коммуникативные, облегчающие взаимодействие в группе и оптимизирующие деятельность коллектива в целом. В советской психологии и психотерапии «групповое» не подменяется индивидуальным, а «коллективное» не противопоставляется личному, ибо именно личные, индивидуальные отношения друг к другу создают в каждом конкретном случае существующую систему отношений.

Ролевая психотерапия является специфическим направлением психотерапевтического воздействия. В богатом арсенале средств последнего издавна использовалась психотерапия, опосредованная различными видами искусств (литературой, музыкой, театром, кино), а также методы лечебной педагогики. Применялось, например, так называемое лечение книгой — «библиотерапия», «библиопсихотепедия», «либропсихотерапия» (М. П. Кутании, А. М. Миллер, И. 3. Вельвовский). С опосредованных форм психотерапевтического воздействия началось и применение «лечебного театра». Аристотель, как известно, говорил об «очищающем» действии театра и его воспитательных функциях; Корнель подчеркивал дидактико-морализирующее начало театра; Гете определял искусство и, в частности, театр как средство гармонизации страстей. По выражению польского социолога В. Татаркевича, «величие театральному представлению дали мысль и содержание, взятые из реальной жизни и человеческих судеб». Но лишь в XX столетии осуществлен научный подход к воспитательно-корригирующим функциям театра и накоплен опыт практической психотерапии при помощи некоторых видов искусства.

Зарубежные социально-психологические и психиатрические концепции различных видов ролевой психотерапии в основе своей эклектичны. Они впитали некоторые идеи психоанализа, экзистенциализма, структурного функционализма и т. д. Эти концепции, а также основанную на них практику следует проанализировать критически. Вместе с тем необходимо учесть, что в практике зарубежной ролевой психотерапии используется множество тщательно отработанных и приносящих определенные результаты конкретных приемов и методик воздействия на человека и корректировки его отношений с другими людьми, переживаний и поведения.

Возможность применения театрализованных форм психотерапевтического воздействия связана с особым значением эмоциональных факторов и благотворным влиянием стенических позитивных переживаний в корректировке поведения и переживаний человека. При использовании ролевых игр благодаря возможной смене ролей человек может «отчуждаться» от реальной и непродуктивной роли, рефлексивно оценить себя «со стороны», аккумулируя лишь положительное. Театрализованные средства воздействия можно рассматривать как один из методов психотерапии, осуществляемой в бодрствующем состоянии пациента. Основу таких методов составляют негипнотические методы, например рассудочные, игровые, дискуссионные формы психотерапии, методы драматизации и инсценизации, воображения (имаготерапии). Коррекция поведения с помощью театрализованных средств психотерапии основана на использовании эффектов коллективной психологии. Отклонения в поведении, возникшие в определенных микросоциальных условиях, не могут быть выправлены вне коллектива, предоставляющего возможность тренировки группового взаимодействия и формирования адаптивного поведения у лиц с нарушениями и деформациями общения.

Возможно применение психотерапевтической драматизации с диагностической целью. В качестве примера укажем на проводившуюся нами психодиагностику с моделированием «общей катастрофы» (цветодинамическая композиция была подготовлена в экспериментальной студии электронной музыки) для последующего изучения прожективных взаимоотношений в лечебной группе. Адаптивный характер имели специализированные инсценизации по типу изучавшегося нами «коммунального невроза». Сатирическое изображение кухонных конфликтов, когда обе стороны были неправы, воспринималось аудиторией со смехом, после которого участники инсценизации с большим «отчуждением» и юмором относились к реальным «баталиям», не воспринимая ссору всерьез. Стремление к сочувственной (эмпатической) перцепции противоположной стороны зачастую приводит к смягчению конфликтных ситуаций и к нормализации коммуникаций. Психотерапевтическая драматизация применима и как метод профилактики супружеских конфликтов, коррегирования агрессивных реакций протеста, профилактики напряженных отношений «отцов и детей», коррекции отклонений в отношениях руководителя и подчиненного или в профотборе, в промышленной психологии, спорте, обучении, при исполнении деструктивных общественных ролей и т. д.

Так, американский психиатр Р. Равич использовал игровой метод для оказания помощи супружеским парам, у которых не складывалась личная жизнь. Ситуация моделировалась с помощью двух игрушечных поездов, которые надо было привести к цели через запутанный лабиринт. Бывали столкновения, тупики, крушения, но затем супруги начинали договариваться о тактике совместных действий.

Советский психотерапевт А. Алексейчик применяет с этой целью так называемые экспериментальные, или пробные, ссоры с конечным заданием — прийти к взаимопониманию. Автор считает, что в основе многих разводов лежит управляемый конфликт. Наученные «правильно спорить» супруги «ссорятся», уже не выходя из определенных рамок, владеют собой, спорят с юмором, выявляя источник напряженных конфликтов, что помогает им лучше понять характер, точку зрения и позиции другого. И. Самтер свидетельствует о пользе спектаклей, проводимых А. Ретт для преодоления аутистических тенденций у детей младшего возраста. К театрализованным формам психотерапии можно отнести и применяемый в особых целях детский кукольный театр. Австрийский режиссер К. Линк, руководитель театра имени Раймунда в Вене, отмечает эффективность не только постановок, но и самого процесса подготовки спектакля для формирования адекватных адаптированных форм контактов детей.

Теория и практика театрализованных форм психотерапии имеет значение при решении ряда вопросов, возникающих на стыке психотерапии и психогигиены с психологией личности и коллектива, а также с психологией труда. Таковы, например, вопросы ускоренного и интенсивного обучения иностранным языкам, рассматриваемые рядом авторов суггестопедии. В суггестопедической методике ускоренного обучения иностранным языкам театрализованные формы психотерапии занимают значительное место, способствуя гуманизации учебного процесса, освобождению резервов человеческой психики, в частности памяти обучающихся. Главный механизм такой гипермнезии Г. Лозанов усматривает в «косвенной суггестии»), в отличие от прямых видов внушения действующей на «маргинальную субсенсорность». Для этой цели, пишет Лозанов, наиболее часто применяются такие средства внушения, как авторитет, интонация, ритм сигналов, инфантилизация, «концертная псевдопассивность», создающие условия, близкие к художественному переживанию. Методики, использующие подобные принципы педагогики и средства искусства, возникли в известной степени как «реакция протеста» против таких методов обучения, при которых значение придается не столько игровой раскованности творческих резервов личности, сколько зубрежке и автократическому нажиму преподавателей, где «стимул заменяется наказанием» (Г. Лозанов). Проведенное нами в Московской экспериментальной студии электронной музыки совместно с преподавателями английского языка В. С. Садовским и Е. Г. Чалковой экспериментальное обучение в пяти группах с использованием ролевой психогигиены и специально созданного аудиовизуального пространства цветоуправляемой среды для оптимизации коммуникативных процессов подтвердило эффективность этой методики.

Используя принципы психогигиены общения, «деловых игр», создавая адекватный психологический климат на производстве, можно добиться оптимизации деятельности ряда коллективов. Например, в спортивной практике психогигиенические рекомендации так или иначе связаны с личностными и социально-психологическими исследованиями спортивных команд. Некоторые психогенные моменты таят в себе неорганизованность внутригруппового общения, приводящую к неблагоприятным результатам спортивной деятельности коллектива, особенно в экстремальных условиях, при неблагоприятных ситуативных эмоциогенных факторах — ошибках своей команды и партнеров, замечаниях тренера, необъективного судейства, реакции зрителей. Организация управления межличностным общением с помощью игровой коррекции, положительно ориентирующей, словесной и операциональной стимуляции деятельности спортивных коллективов оказывает психогигиеническое воздействие на спортсмена.

Расширение сферы использования коррекционных возможностей театрализованных форм психотерапевтического воздействия и задачи, возникающие в связи с организацией последнего, требуют более детальной разработки собственно социально-психологических проблем, связанных с формой и механизмами психотерапии. Одним из важнейших направлений работы в этой области является изучение механизмов ролевого поведения и общения. [4]

Заключение

Любой человек имеет свой внутренний мир. В этом воображаемом мире постоянно происходят всяческие события: мы то и дело представляем себе будущее, вспоминаем прошлое, ведем внутренние беседы, а иногда и конфликтуем с собой. В нас кипит внутренняя драма. Если ее вывести наружу и сыграть в группе людей - получится настоящая психодрама. У этого вида психотерапии достаточно много общего с обычной театральной постановкой, тем не менее она строиться на импровизации. Таким образом сценарий рождается по ходу пьесы. Еще одно различие от обычного театра в том, что психодрама дает возможность отобразить личный опыт человека, в этом психодрама реальнее пьесы или спектакля. Такая психотерапия позволяет отойти от действительного мира и окунуться в сверхреальность, где даже чувства и части личности могут выступать в роли отдельных персонажей. Для психодрамы практически не нужны какие бы то ни было актерские способности, она всецело ориентируется на искренность и спонтанность чувств и переживаний человека. Психодрама имеет две составляющие части: клиническую - психологическая помощь (как метод лечения) и неклиническую - психологическая консультация, которая ориентирована на личностный рост и самопознание. Как правило, такие составляющие неплохо дополняют друг друга.

Ключевые жанры и направления психодрамы: монодрама (индивидуальная психотерапия и консультирование), социодрама и социотерапия (групповая терапия), аксиодрама (ориентирована на личностные ценности), драматерапия (с использованием готовых сюжетов), библиодрама (разыгрывание библейских сюжетов), Play-back-театр, а также другие виды театральной психодрамы. Кроме того, психодрама с успехом используются в образовании, в качестве импровизированных ролевых игр в учебном процессе, для учащихся начиная с детского сада и завершая послевузовским образованием.

Используемая литература

[1] Андерсен-Уорен М., Грейнджер Р., 2001

[2] Весь мир — театр: психодрама и XX век.// [Электронный ресурс] URL: http://kursovih.ru/opisanie.php?rabota=url_rupsh099#top

[3] http://wikipedia.ru

[4] A. Л. Гройсман. Проблемы ролевой психотерапии. 1979 г.

[5] Дэвид А. Киппер. Основы психодрамы: понятие и принципы.//[Электронный ресурс] URL: http://www.ifkik.ru/read.php — Электр. дан.- Иностранная психология №3,1994.

[6] Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов.//пер. с англ. И.А. Лаврентьевой.// М.: Независимая фирма «Класс», 1998-С.7

[7] Лейтс Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено.// Изд-во: Когито-центр, 2007.-С.2

[8] Морено Я. Психодрама / Пер. с англ.- М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001.- 528 с.

[9] Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие.//М.: СФЕРА, 2002.-С.243

[10] Р. Пель. Что такое библиодрама?

[11] Социодрама // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — (Мир энциклопедий).

Наши рекомендации