Психологической основой примера служит явление подражательности. Путем подражания у молодого человека формируются способы личного поведения и деятельности
Характер подражательной деятельности изменяется с возрастом, а также в связи с расширением социального опыта школьника
Младший школьник обычно выбирает себе для подражания
готовые образцы, воздействующие на него внешним примером.
Подражание у подростков сопровождается более или менее самостоятельными суждениями и носит избирательный характер.
В юности подражание становится более сознательным и критичным, опирается на активную внутреннюю переработку воспринимаемых образцов, связано с возрастанием роли идейно-нравственных и гражданских мотивов.
В механизме подражания можно выделить три этапа.
На первом этапе в результате восприятия конкретного действия другого лица у школьника появляется субъективный образ этого действия, желание поступать так же. Однако связь между примером для подражания и последующими действиями здесь может и не возникнуть.
Эта связь образуется на втором этапе.
На третьем этапе происходит синтез подражательных и самостоятельных действий.
При этом в глазах школьников только тот поступок заслуживает
подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком. Это в полной мере относится и к педагогу.
4. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, - все то, что служит строительным материалом для развития и становления личности.
Деятельность является важнейшим источником обогащения школьников опытом общественных отношений и общественного поведения. Это – важная форма проявления активного отношения человека к окружающему миру. В процессе деятельности человек изменяет условия жизни, изменяется сам.
Педагогической наукой обнаружен ряд общих закономерностей, обусловливающих методы педагогического руководства деятельностью и формирования опыта общественного поведения:
- все виды деятельности, имеющие общественные цели, потенциально обладают определенными развивающими и воспитывающими возможностями;
- даже объективно ценная обществу деятельность может не повлиять положительно на воспитанника, если она не имеет для него «личностного смысла» (А.Н.Леонтьев);
- в итоге педагогических воздействий у школьников формируется готовность к выбору цели и способов деятельности. Будучи идеальным предвосхищением ожидаемого результата (П.К.Анохин), цель человека является той силой, которая определяет способ и характер его действий;
- по отношению к формированию личности школьника деятельность остается нейтральным процессом, если не найдены и не реализованы соответствующие способы ее педагогической инструментовки. В этой инструментовке должны определенным образом сочетаться различные методы и приемы, обеспечивающие побуждение, приучение и упражнение учащихся, формирование у них опыта общественного поведения.
4.1.Приучение, упражнение.
Приучениеобнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей. Применение этого метода требует соблюдения некоторых педагогических условий.
Приучение невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено. Предписывая учащимся тот или иной образ действий, необходимо выразить его в возможно более коротком и ясном правиле.
При этом на каждый данный отрезок времени должен быть выделен минимум отдельных действий, из которых складывается данная форма поведения.
Большое значение в приучении имеет показ образца воспитываемой формы поведения, создание положительного отношения к ней.
Для выработки привычки требуется время, торопливость не
приводит к поставленной цели.
Вначале следует добиться точности производимого действия и лишь затем - быстроты.
Метод приучения предполагает контроль выполнения действия. Еще более важно организовать самоконтроль детей.
Метод приучения тесно связан с методом упражнения.Формирование привычек осуществляется посредством многократных упражнений в выполнении действий.
А.С, Макаренко в одной из глав «Педагогической поэмы» писал: «Создание нужного типа поведения – это, прежде всего, вопрос опыта, привычки, длительных упражнений в том, что нам нужно».
Виды упражнений:
- упражнения на формирование нравственных качеств;
- упражнения в выполнении правил культурного поведения;
- упражнения в рациональной организации умственного труда;
- упражнения в организации трудовых дел;
- упражнения в художественно-творческой деятельности;
- физические упражнения.
Применение метода упражнений состоит из нескольких этапов:
1) показ образца с одновременным разъяснением, как его выполнять;
2) создание общего положительного отношения к выполнению действия; создание благоприятной, располагающей обстановки;
3) привлечение ученика к выполнению действия, повторение его необходимое количество раз;
4) контроль выполнения действия, привлечение ученика к самоконтролю;
5) оценка выполненного действия, привлечение ученика к самооценке.
4.2. Режим.
Одним из испытанных средств приучения к заданным формам поведения является режим жизни и деятельности учащихся. По мнению А.С.Макаренко, отсутствие разумного, последовательно осуществляемого режима не может быть возмещено никакой словесной мудростью. Чем строже и определеннее режим, тем лучше формируется динамический стереотип, который лежит в основе образования привычек.
Режим – это точно установленный распорядок жизни учеников.Режим способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности учащихся, воспитанию ответственности, силы воли.
По мнению А.С. Макаренко режим должен быть:
- целесообразным (по отношению к каждому ученику должен преследовать конкретную цель, режим не может быть одинаковым для всех учеников);
- точным (предусматривать точный распорядок выполняемых дел; необходимо строго распределять время на все виды деятельности);
- систематичным (должен осуществляться систематически).
Основные элементы алгоритма метода режима:
1) знакомство с образцом, убеждение воспитанников в необходимости выполнения режима;
2) привлечение детей к составлению ре жима;
3) приучение к выполнению режима;
4) контроль выполнения режима, привлечение учеников к самоконтролю;
5) оценка, привлечение учеников к самооценке режима.
5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.
Любая деятельность протекает более эффективно и результативно, если при этом у личности имеются сильные и глубокие мотивы её осуществления. С мотивацией деятельности тесно связано ее стимулирование. Стимул (от лат. stimulus – остроконечная палка, которой погоняли животных) – побуждение к действию или к определенному поведению. Стимулировать - значит побуждать, давать толчок к действию.
В этих целях применяются различные методы стимулирования и мотивации. Среди них наиболее распространенными являются соревнование, игра, поощрение, наказание.
5.1. Соревнование.
Соревнование организуется учителем с учетом того факта, что детям и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, ответственности и коллективизма. Следовательно, соревнование – действенный способ повышения активности учеников в деятельности.
Соревнование можно организовать в следующих видах деятельности:
- в трудовых делах (уборка класса, изготовление поделок и пр.);
- в интеллектуальной деятельности (викторины, конкурсы);
- в учебной деятельности (за добросовестное отношение к учению, дидактические игры-соревнования и пр.);
- в спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- в санитарно-гигиенической деятельности (по соблюдению чистоты, по содержанию в порядке учебных принадлежностей);
- в художественно-творческой деятельности (на лучший рисунок, стихотворение и пр.).
В настоящее время соревнование по конкретным показателям успеваемости учащихся не проводится. Однако полностью исключить соревнование из наиболее важной области жизни и деятельности школьников - неправильно.
Опыт лучших школ показывает, что использование соревнования в учебной работе приносит пользу, если оно ведется за добросовестное отношение к учению.
Его показателями могут быть:
- всегда выполнять домашние задания,
- работать прилежно,
- не иметь замечаний на уроке,
- иметь опрятные тетради,
- строго выполнять школьный и домашний режим дня,
- читать дополнительную литературу.
Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации необходимо соблюдать принципы: гласность, посильность, конкретность показателей, своевременность оценок и сравнимость результатов
5.2. Игра, поощрение.
К методам стимулирования деятельности относятся различные игры: подвижные, дидактические, коллективные творческие (сюжетно-ролевые игры, игры-конкурсы, игры-путешествия). Особенно широко они применяются в начальных классах. Игры также связаны с ситуациями переживания успеха, вызывают у детей яркие эмоциональные переживания.
Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного ученика или коллектива. Смысл психологического воздействия игры на детей заключается в переживании ребенком радости, вызванной общественным признанием его усилий и достигнутых результатов.
Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и необходимости дальнейшего движения вперёд.
Приёмами поощрения выступают: похвала, устная и письменная благодарность, материальное поощрение, награда грамотой, медалью и пр.
Но нельзя полагать, что поощрение полезно всегда и везде. Не следует поощрять слишком часто. Поощряют за действительно достигнутые успехи. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности. Кроме этого надо приучать детей ценить более всего сам факт поощрения, а не его материальную сторону. Сила воспитательного влияния поощрения возрастает, если оно поддерживается общественным мнением коллектива.
Поощрение особенно необходимо несмелым, неуверенным в себе детям. Чаще всего к поощрениям прибегают в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом.
5.3. Наказание.
Отношение к наказаниям в педагогике противоречиво и неоднозначно. Под влиянием теории свободного воспитания в первые годы советской школы наказания вообще были запрещены. Обосновывая правомерность наказания как одного из методов педагогического воздействия, А. С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их» (Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 399).
Наказание - это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им.
Психологический смысл наказания заключается в том, чтобы вызвать чувство стыда и вины, заставить человека не повторять совершенные проступки.
Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта. А. С. Макаренко называл это состояние «выталкиванием из общих рядов». Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания - ни физические, ни моральные.
Средствами (приёмами) метода наказания выступают: замечания учителя, предложение встать у парты, вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы и направление в школу для трудновоспитуемых. Может применяться и такая форма наказания, как изменение отношения к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива.
Умелое применение наказаний требует от учителя педагогического такта и определенного мастерства, соблюдения ряда требований:
- наказание должно быть соразмерно проступку;
- всякое наказание должно сопровождаться анализом и учётом причин, породивших тот или иной проступок. В тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или простым упреком;
- наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива;
- нельзя наказывать по подозрению;
- следует избегать коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину;
-нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо сильнее действуют взыскания неожиданные, непривычные.
6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.
Среди условий, которые определяют выбор методов воспитания, на первом месте находится их соответствие идеалам общества и целям воспитания.
В практической деятельности учитель, выбирая методы воспитания, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение.
Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу воспитательного процесса кладутся не отдельные методы, а их система. А. С. Макаренко отмечал, что никакое педагогическое средство не может быть признано всегда абсолютно полезным, что самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим. Следовательно, при выборе методов воспитания необходимо учитывать конкретную воспитательную ситуацию, обстоятельства, сложившиеся на данном этапе развития личности или коллектива.
К.Д.Ушинский считал, что необходимо изучить законы тех психических явлений, которыми мы хотим управлять, и поступать в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, в которых мы хотим их приложить.
Бесконечно разнообразны не только эти обстоятельства, но и сами натуры воспитанников. При таком разнообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых личностей невозможно предписывать какие-нибудь общие воспитательные рецепты.
Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод воспитания, вместе с тем, всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Скажем, на известном уровне его развития наиболее продуктивным способом педагогического воздействия является решительное,
неукоснительное требование, но неуместными будут лекция или диспут.
При выборе методов воспитания каждый воспитатель должен ориентироваться на возрастные и индивидуальные особенности воспитанника, на уровень и конкретный характер развития коллектива.
Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровень развития коллектива
Методика воспитания, по меткому замечанию А. С. Макаренко, не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона.
Практические задания.
1.Выбрать тему, составить рассказ для учащихся младшего, подросткового или старшего возраста (возраст указать). Продумать применение приемов, активизирующих внимание детей, в том числе, наглядных. Описать метод по схеме:
1. Тема:…
2. Цель: (образовательная, воспитательная, развивающая)…
3. Оборудование.
4. План:…
5. Изложение метода.
2. В соответствии с выбранной темой составить воспитательную беседу для учеников конкретного возраста (младшего, подросткового, старшего). Продумать и записать предполагаемые ответы. Описать метод по вышеприведенной схеме.
3. Продумать разъяснение в соответствии с определенной целью для учеников (ученика) конкретного возраста. Описать метод по схеме:
1. Тема:…
2. Цель:…
3. Оборудование:…
4. Изложение метода.
4. Составить лекцию для учеников старшего возраста или родителей учащихся любого возраста. Описать метод по схеме, приведенной в задании 1.
5. Выбрать тему диспута для старших школьников или родителей учащихся. Продумать ход диспута, определить вопросы. Описать метод по схеме 1.
6. Составить примерный режим дня для учеников младшего или подросткового возраста. Привести составленный режим и описать процесс его внедрения в жизнь детей. Изложить метод по схеме:
1. Цель:…
2. Оборудование:…
3. Содержание примерного режима.
4. Описание процесса внедрения режима в жизнь ребенка.
7. Продумать игру-соревнование как коллективное творческое дело. Описать метод по схеме:
1. Тема:…
2. Цель (воспитательная, образовательная, развивающая):…
3. Оборудование:…
4. План:…
5. Ход соревнования.