Принципы формирования национально-регионального компонента по образовательным областям
Содержание национально-регионального компонента образовательных программ формируется как отражение:
- культурно-исторического, национально-этнического, экономически-хозяйственного, территориально-географического, сложившегося к настоящему времени своеобразия региона;
- приоритетных тенденций развития региона;
- специфики решения общецивилизационных проблем в пространстве региона;
- потребности решения региональных проблем средствами образования;
- общественных и частных образовательных интересов и потребностей жителей региона.
Приоритетные направления регионализации образования в Свердловской области (гуманизация, экологизация и др.) в структуре Базисного плана представлены как:
а) общие концептуальные подходы к развитию содержания образования во всех образовательных областях и компонентах Плана (федеральный, региональный, школьный).
Например, гуманизация образования касается как общественных, так и естественных дисциплин, должна стать основой преподавания любой учебной дисциплины. Экологизация также не сводится к введению дисциплин биолого-естественнонаучного цикла, но понимается и как экология человека, и как экоэтика человеческих отношений.
Ориентация на осуществление таких приоритетных программ как образование одаренных учащихся и учащихся с проблемами в развитии должна найти выражение в разработке разноуровневых, индивидуально-
ориентированных форм обучения в каждой образовательной области, во всех учебных дисциплинах и компонентах учебного плана.
б) учебные дисциплины инвариантной части национально-регионального компонента, выполняющие функции интеграции содержания образования в образовательных областях через создание оптимальных условий и оснований для самоопределения учащихся.
К базисным курсам инвариантной части национально-регионального компонента содержания образования отнесены следующие:
1. Родной язык.
2. Речь и культура общения.
3. Естествознание (экология).
4. Культура Урала: генезис и современность:
- художественная культура Урала;
- промышленная и деловая культура Урала;
- научная и педагогическая культура Урала.
5. История Урала.
6. Основы потребительских знаний.
7. Право для каждого.
8. Физическая культура (валеология).
Базисные курсы национально-регионального компонента по образовательным областям в их единстве создают основания для самоопределения и саморазвития учащихся, их адаптации в региональных условиях и приобщения к мировым ценностям.
Каждый из курсов инвариантной части национально-регионального компонента Плана, дополненный системой учебных дисциплин по выбору, при переходе от данной ступени обучения к другой, может служить ценностно-целевой моделью преемственности содержания образования на основе возрастных особенностей индивидуально-личностного развития учащихся.
В Базисном учебном плане Свердловской области в соответствии с Законом «Об образовании» выделяются следующие образовательные ступени: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование.
Наполнение национально-регионального компонента образования определяется как общими, так и специфическими целями и задачами образования на каждой из ступеней.
Главным на ступени начального образования является приобретение основ грамотности и культуры мироотношения.
Содержание образования в основной школе создает базис самоопределения личности и через возрастание доли функционального, дея-тельностного образования и предоставления учащемуся возможности выбора.
Среднее (полное) общее образование обеспечивает осуществление непрерывного образования через дифференциацию и индивидуализацию обучения.
В Базисном учебном плане области заложен принцип увеличения числа часов на вариативную часть от минимума на 1-й ступени — до максимума на 3-й ступени обучения».
В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова
Из книги «Воспитание? Воспитание... Воспитание!»
(1996 г.)
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ СЕГОДНЯ: МНОГООБРАЗИЕ ВАРИАНТОВ