Задания для самостоятельной работы. 1. Выберите один из двух вариантов классификации форм работы с семьей
1. Выберите один из двух вариантов классификации форм работы с семьей, представьте технологию организации и проведения одной из них в образовательном учреждении.
Традиционные формы работы | Инновационные формы работы |
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ | |
· работа в Совете учреждения, · родительские собрания, · творческие отчеты, · родительские лектории, · конференции по обмену опытом, · вечера вопросов и ответов, · диспуты, · дискуссии, · дни открытых дверей | · интернет-собрания (семейный сайт), · презентация семейного совета, · семейный КВН, · театральная пятница, · консультационный центр «Наш собеседник», · обучающие семинары с родителями |
ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ | |
· работа с родительским комитетом, · педагогические тренинги, · групповые дискуссии, · наглядная педагогическая пропаганда | · альбомная педагогика, · семейный вернисаж, · практикум, · ток-шоу, · родительское кафе, · семейная гостиная, · собрания проблемных групп, · родительский кружок, · библиотерапия (книжная терапия), · педагогические тренинги |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ | |
· индивидуальные беседы, · консультирование, · педагогическая и психологическая помощь, · выполнение индивидуальных поручений, · совместный поиск решения проблемы, · переписка | · семейный музей, · семейный архив, · педагогическая мастерская, · «разговор по душам» или задушевный разговор, · консультация-размышление |
2. Познакомьтесь с предложенной ниже схемой привлечения партнерских организаций в работе с проблемными семьями. Добавьте Ваши варианты типичных проблем для семей и возможных партнеров в работе с ними.
Схема привлечения партнерских организаций в работе с проблемными семьями
Функции семьи | Проблемы семьи | Партнеры социально-педагогической деятельности |
Жизнеобеспечение | · трудоустройство, · оформление льгот, субсидий, инвалидностей, · материальная помощь в кризисной ситуации | · служба занятости (биржа труда), · работодатели, · районный КСЗН, · мед. учреждение, · Центр социального обслуживания, · РЭУ, · общественные организации |
Организация быта | · обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники, · ремонт квартиры, · уничтожение бытовых насекомых, · дезинфекция, · привитие навыков гигиены | · РЭУ, · общественные организации, · районная администрация |
Моральное здоровье | · избавление от алкогольной зависимости, · налаживание внутрисемейных отношений | · наркологические службы (Наркологический диспансер), · анонимные кабинеты, · группы самопомощи, · общественные организации |
Внешние коммуникации семьи | · восстановление или построение новых позитивных социальных связей, · разрешение конфликтов, гармонизация детско-родительских и супружеских отношений | · специалисты-психологи, · конфликтологи, · социологи, · общественные организации, · центры и службы системы социальной защиты и образования |
Ваши варианты |
3. Познакомьтесь с этапами работы с неблагополучной семьей и целевыми установками на каждом из этапов.
Этапы работы с неблагополучной семьей и целевые установки на каждом из этапов
Этап | Цель | Задачи | Методы |
Знакомство. Возможное заключение договора с семьей | Определение необходимости и возможности работы с семьей | Оценка семейной ситуации | |
Вхождение в семью | Организация мотивов к длительной работе, повышение ответственности семьи | Установление доброжелательного контакта, создание ясных представлений о методах и возможностях социального педагога | |
Анализ информации | Выбор направлений, способов и средств работы | Обработка информации. Сопоставление информации, полученной с помощью разных методов и из различных источников | |
Коррекция | Создание новых или восстановление разрушенных позитивных контактов семьи с социумом | Решение конкретных проблем семьи. Повышение уровня социальной компетенции семьи. Социальный педагог оказывает семье следующие виды помощи: - информационная (информация о режиме работы, функциях и возможностях различных служб, о том, какие подборки документов необходимы для решения того или иного вопроса, об источниках интересующей информации); - организационная (инициирует рассмотрение проблем семьи в различных комиссиях и организациях, предоставление различных видов помощи, организует членов семьи для планомерного поэтапного решения проблем семьи | |
Выход из семьи | Стабилизация позитивных изменений | Перспективный план работы с семьей, организации сети взаимодействий. Контроль ситуации в семье через определенные промежутки времени |
Для знакомства с этапами работы в семье, применяемыми методами и приемами социально-педагогической деятельности посмотрите не менее трех сюжетов документального образовательного сериала «Няня спешит на помощь».
Закончите таблицу, вписав методы социально-педагогической деятельности на каждом из этапов, используемых специалистами в образовательном сериале «Няня спешит на помощь».