Направления реформирования
1. Структурно-организационные:
· управление качеством образования
· деверсификация
· система дополнительного образования
· профилизация
2. Содержательно-технологические:
ü активные методы
ü самостоят. работы
ü проблемность изложения
ü интенсификация
ü информатизация
ü акцент с обучающей на познавательную деятельность
3. Создание ресурсного обеспечения
• нормативно-правовое
• кадровое
• материально-техническое
• финансовое
Уровни образования:
· дошкольное
· общее базовое
· общее среднее
· профессионально-техническое
· средне-специальное
· высшее
· послевузовское
+ внешкольное
+повышение квалификации
и переподготовка
Учреждения образования:
• Дошкольные учреждения
• Учреждения обеспечивающие получение базового, среднего, высшего образования, повышение квалификации и переподготовку
• Внешкольные учреждения воспитания и обучения
• Социально-педагогические учреждения
• Специальные педагогические учреждения
• Научно-исследовательские учреждения
• Учреждения управления
Билет 19. Развитие личности, его движущие силы и закономерности.
Движущая сила – противоречие (конфликт между потребностями и возможностями):
Противоречия:
1. внутренние (между системами в рамках одной личности)
2. внешние (которые навязываются личности социумом)
3. универсальные (касаются всех людей)
4. индивидуальные (обуславливают развитие конкретного индивида)
Закономерности:
1. переход количества в качество
2. отрицание отрицания
3. гетерохронность (неравномерность): межличностная, внутриличностная
4. развитие идеи в деятельности и общении
5. развитие ускоряется при наличии перспектив и условий
Билет 20. Периодизация личностного развития в педагогике
Возраст | Особенности | Новобразования | Кризисные моменты | Рекомендации по взаимодействию |
Преддошкольный (1-3) | Эмоциональность, реакции, познавательный интерес, интерес к общению, выражает потребности | Появление речи, прямохождение, манипулятивная и имитационная деятельность | Кризис «самостоятельности», негативизм, упрямство, обесценивание | Уделять больше внимания ребёнку, всегда с ним разговаривать, развитие мелкой маторики рук, организация безопасной среды |
Дошкольный (3-6) | Интенсивное физическое развитие, совершенствуется нервная система, творчество | Становление произвольности мышления, абстрактно-логическое мышление, сюжетно-ролевая игра, чувство юмора, стыд | Желание автономии, немотивированная жестокость, появляются различные страхи | Играть с ребенком, вводить обязанности, не запрещать самовыражаться, не предъявлять высокие требования |
Младший школьный (6-10) | Физическое развитие, развитие психики, познавательной деятельности, нравственное воспитание | Самоконтроль, целеполагание, возникновение мыслительных операций, комплекс полноценности/неполноценности | Раздражительность, учитель выходит на 1ое место, повышенная ответственность, страхи | Частая смена деятельности, внимание к физическому развитию, грамотно говорить с ребенком, развивать мыслительные процессы. |
Подростковый (11-15) | Развитие самосознания, самооценки, интерес к себе, стремление к независимости | Самоопределение, самооценка, референтная группа | Боязнь быть отвергнутым сверстниками, кризис идентичности, появление вредных привычек, самолюбие, обидчивость | Не противопоставлять себя сверстникам, больше доверия |
Ранняя юность (15-18) | Завершение физического развития, становление самостоятельности, профессиональное самоопределение | Выработка мировоззрения, характер, устойчивые черты, расцвет умственной деятельности, полоролевая идентичность | Эмоциональные переживания, кризис самостоятельности, повышенной ответственности, чувство справедливости, профессиональное самоопределение | Бережно относиться к интимным переживания, помощь в учебе |
Юность (18-23), молодость (25-31), ранняя зрелость (31-41), зрелость (41-55), поздняя зрелость (55-65), пожилой возраст (65-75), старость (75-…)
Билет 21. Основные факторы развития и формирования личности.
Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. Существует несколько теорий о факторах развития личности:
1.Биологизаторская. Согласно этой теории, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.
2.Социологизаторская. Личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.
3.Биопсихосоциальная. С этой точки зрения, личность формируется под воздействием трёх факторов: окружающей среда, наследственности и воспитания. В идеале все должно быть сбалансировано.
Среда – совокупность жизненных условий, в которых человек проявляет свою индивидуальность.