Развитие высоты голоса
Тема. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.
Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом.
Предшествующая работа. Дети учились изменять силу голоса.
Подготовительная работа. Воспитатель заготавливает для работы на фланелеграфе картинки с изображениями дерева, забора, птички, птенчика, кошки, котенка, а также игрушечных кошку, котенка, птицу, птенчика.
Рассказ «Кто как кричит?»
Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)
Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает: «мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)
А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «Мяу-мяу-мяу».
Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика» а дети подражают их голосам.
Методические указания. Следить, чтобы дети не кричали, а говорили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.
Развитие слухового внимания
Тема. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием тамбурина.
Предшествующая работа. С детьми проводили игры на развитие направленности, сосредоточенности и устойчивости слухового внимания.
Подготовительная работа. Воспитатель готовит по 2 флажка на каждого ребенка.
Игра «Угадай, что делать»
Краткое описание
Дети сидят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Если воспитатель громко звенит тамбурином, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо — держат руки на коленях.
Методические указания. Воспитателю необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.
Формирование правильного звукопроизношения
Тема. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию.
Предшествующая работа. Дети учились произносить простые звукоподражания.
Подготовительная работа. Подобрать следующие игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Продумать вопросы по рассказу «Песня-песенка» так, чтобы в ответах детей были звукоподражания из него.
«Песня-песенка»
Запела девочка песенку.
Пела-пела и допела.
— Теперь ты, петушок, пой!
— Ку-ка-ре-ку! — пропел петушок
— Ты спой, Мурка!
— Мяу, мяу,— спела кошка.
Твоя очередь, уточка!
Кря-кря-кря— затянула утка.
И ты, Мишка]
Ряв-ряв-р-я-яв! — зарычал медведь.
Ты, лягушка, сной!
— Ква-ква-квак-к-к! — проквакала квакушка.
— А ты, кукла, что споешь?
— Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма!
Складная песенка!
Методические указания. Воспитателю следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносить четко, того же добиваться от детей при ответах на вопросы по рассказу.
Развитие речевого дыхания
Тема. Развитие речевого дыхания.
Цель. Учить детей на одном выдохе произносить 3—4 слога.
Предшествующая работа. Детей учили делать длительный плавный ротовой выдох.
Подготовительная работа. Воспитатель подбирает звучащие игрушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка.
Игра «Птицеферма»
Краткое описание
Воспитатель показывает детям игрушки и воспроизводит 3— 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Воспитатель говорит: «Пришли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречу нам... (показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «Ко-ко-ко».
«Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «Га-га-га». Далее педагог последовательно показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания.
Методические указания. Сначала говорят все участники игры, потом можно спросить трех-четырех детей по одному. Следить, чтобы звукоподражания (ко-ко-ко, га-га-га, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-кря) дети произносили на одном выдохе. Одни дети могут произносить 2—3 звукоподражания, другие — 3—4.
Развитие слухового внимания
Тема. Воспитание умения определять темп звучания тамбурина.
Цел ь. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания тамбурина.
Предшествующая работа. На музыкальных занятиях детям проигрывали музыкальные произведения в быстром и медленном темпе.
Подготовительная работа. Воспитатель готовит две картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья.
Игра «Угадай, кто идет»
Краткое описание
Воспитатель показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас тамбурин. Педагог медленно стучит в тамбурин, а дети ходят как цапли.
Потом воспитатель показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит тамбурин. Он быстро стучит в тамбурин, а дети скачут как воробушки. Затем воспитатель стучит в тамбурин, все время меняя темп, а дети то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.
Методические указания. Менять темп звучания тамбурина надо не более 4 — 5 раз.
Развитие силы голоса
Тема. Изменение силы голоса.
Цель. Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.
Предшествующая работа. Дети учились менять силу голоса: говорить то тихо, то громко.
Подготовительная работа. Воспитатель подбирает 2 картинки. На одной изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы. На другой — сильный ветер, качающий ветви деревьев.
Игра «Дует ветер»
Краткое описание
Дети сидят полукругом на стульях. Воспитатель говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у...» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.
Затем педагог показывает картинки уже не произнося звук у, а дети подражают ветру.
Методические указания. Воспитатель следит, чтобы дети, повторяя за ним звукоподражание, соблюдали ту же силу голоса.
Формирование правильного звукопроизношения
Тема. Уточнение произношения звуков по подражанию. Развитие речевого слуха.
Цель. Добиваться от детей четкого произношения звуков в различных звукоподражаниях.
Предшествующая работа. Дети учились произносить различные звукоподражания.
Подготовительная работа. Подобрать картинки с изображениями щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка, сороки, гуся. Продумать вопросы по тексту стихотворения «Гав-гав», с тем чтобы в ответах дети использовали звукоподражания.
«Гав-гав»
«Гав! Гав!»
А сороки зарядили:
На заре.
«Разбудили!
«Гав! Гав!»
Разбудили!»
На дворе.
А козленок: «Ме!» да «Ме!» —
На дворе щенок бежал.
Подремать не дали мне!»
А в конюшне конь заржал.
«Гав! Гав!»
Он сердился: «Ты чего
На заре.
Спать мешаешь?.. Иго-го!»
«Гав! Гав!»
На дворе.
«Гав! Гав!»
и сказал
На заре.
Гусак,
«Гав! Гав!»
и сказал
На дворе.
Вот так.
И сказал теленок: «Му!»
Он сказал: «Вы знаете,
Почему сказал он «Му?»
Вы так сильно лаете,
«Му» сказал он потому,
Вы так страшно лаете,
Что мешают спать ему.
«Гав! Гав!»
Что просто всем мешшшшшаете!»
На заре.
А щенок все: «Гав!» да «Гав» «Гав! Гав!» у него
На дворе.
Веселый нрав.
И сказал цыпленок: «Пи!
И веселый этот нрав
Ты, щенок, еще поспи!»
Называется
Гав-Гав!
Методические указания. Сопровождать чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц.
Вопросы и задания
Чем характеризуется речь детей в возрасте от двух до трех лет?
На что следует обратить внимание воспитателю при обследовании речи детей в возрасте от двух до трех лет?
Каково содержание работы по усвоению правильного произношения в первой младшей группе?
Подберите игры для развития слухового внимания.
Произношение каждого звука — это сложный акт, требующий точной координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализаторов.
У большинства детей трех лет встречаются физиологические, а не патологические недостатки звукопроизношения, которые носят непостоянный, временный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы периферического речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы, звуки не всегда точно различаются на слух. Поэтому во второй младшей группе большое внимание уделяется развитию речевого слуха, речевого дыхания и основных качеств голоса.
Если в предыдущей группе проводились игры на развитие слухового внимания, т. е. умения слышать определенный звук, издаваемый каким-либо предметом, и правильно соотносить его
с предметом и местом подачи звука, то на данном этапе особое место отводится развитию речевого слуха.
Для развития речевого дыхания с детьми двух-трех лет проводили игры на сдувание различных предметов, вырабатывая направленную длительную воздушную струю, необходимую для правильного произношения звуков. Во второй младшей группе детям даются игры, тренирующие продолжительность речевого выдоха и умение на одном выдохе сказать фразу изтрех-четырех слов (включая предлоги и союзы).
Во время игр и занятий необходимо обучать детей правильно пользоваться голосом: не кричать, не говорить раздраженно, не перенапрягать голосовые связки, так как это может привести к срыву голоса.
Важнейшим условием правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребенка владеть ими. Поэтому, начиная с трех лет, у детей тренируют основные движения языка, губ, нижней челюсти.
Движения нижней челюсти. Чтобы речь была четкой и ясной, ребенок должен уметь хорошо открывать рот, т. е. нижняя челюсть должна быть подвижна. Ее движения можно отработать, проводя уточнение и закрепление произношения звука а.
Движения губ. Для правильного произношения некоторых гласных и свистящих звуков с, з, ц небходимо, чтобы положение губ было таким, как при улыбке, и были видны зубы. Это движение губ можно отработать, уточняя и закрепляя произношение звуков и, э.
Правильное произношение шипящих звуков ш, ж, ч, щ требует небольшого выдвижения губ вперед. Этому помогает уточнение и закрепление произношения звуков о, у.
Для четкой речи необходимо умение плотно, но без напряжения смыкать губы. Этому способствует работа по уточнению и закреплению звуков м, п, б.
Для правильного произношения звуков с, з, ц, л ребенку необходимо хорошо владеть движениями нижней губы, уметь опускать ее вниз, обнажая нижние зубы. Иначе эти звуки будут искажены. Выработке подвижности нижней губы помогает уточнение и закрепление произношения звуков ф, в.
Движения языка. Благодаря дифференцированным точным движениям различных частей языка человек правильно произносит звуки. Так, для произношения звуков с, з, ц необходимо, чтобы кончик языка опускался вниз и находился за нижними зубами, а боковые края языка касались верхних коренных зубов. Эти движения можно выработать, проводя работу по уточнению и закреплению звуков и, э.
Во второй младшей группе проводят работу по развитию моторики органов артикуляционного аппарата, а также речевого слуха на звуках а, у, и, о, э, м, п, б, ф, в.
На каждый звук воспитатель последовательно проводит три этапа работы, каждый этап — один раз в неделю.
Подготовка артикуляционного аппарата, способствующая правильному произношению звука. Цель — тренировка движений органов артикуляционного аппарата.
Уточнение произношения звука. Цель —
а) тренировка органов артикуляционного аппарата;
б) уточнение произношения звука (для детей, у которых он имеется);
в) вызывание звука (у кого его нет).
Закрепление произношения звука. Цель:
а) уточнение произношения звука в словах;
б) улучшение словопроизношения у ребенка;
в) увеличение активного словаря ребенка.
Каждый этап работы проводится отдельно. Он планируется как самостоятельное занятие (чаще это занятие на закрепление произношения данного звука) или включается в занятия по родному языку, т. е. проводится как часть занятия (чаще это работа по тренировке органов артикуляционного аппарата и вызыванию звука).
Развивая правильную речь ребенка, необходимо готовить не только его артикуляционный, но и голосовой и дыхательный аппараты. Ясная дикция и четкое произношение могут быть выработаны только при правильном речевом дыхании. Этому способствуют игры на развитие речевого дыхания и занятия на звуки ф, в, в процессе которых у ребенка вырабатывают достаточно длительную воздушную струю, направленную посередине языка. Игры на развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата одновременно способствуют развитию голосового аппарата. Кроме того, проводятся специальные игры, помогающие выработать силу и высоту голоса.
Для правильного произношения звуков наряду с развитием движений органов речевого аппарата немалое значение имеет и работа по развитию речевого слуха.
В этом разделе пособия представлены игры, способствующие развитию слухового внимания и речевого слуха. Работа по уточнению произношения изолированного звука, закреплению звука в словах, фразовой речи также способствует формированию речевого слуха.