Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные с указанием шифра библиотеки (по усмотрению кафедры) Краткая аннотация
Педагогика: учеб пособие для студ выс учеб заведения/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцов, А.М. Байбаков ; под ред. Н.М. Борытко. М.: Издательский центр «Академия», 2009.  
  Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое сообщество России, 2003. – 640 с.    
  Егоров С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики / С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева ; под ред. С.Ф. Егорова. М.: Академия, 2001. – 320 с.  
  Попов В.А. История педагогики и образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Попов; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2010. – 208 с.  
  С.А. Козлова , Т.А. Куликова Дошкольная педагогика Учебное пособие для студ. сркед.пед. учебюзаведений.-М.: Академия», 1998 – 432 с. В пособи раскрыты основные вопросы курса « Основы дошкольной педагогики». Наряду с теоретическим материалом представлен практический( иллюстративный) материал, предложены вопросы для самостоятельного размышления студента над наиболее актуальными проблемами воспитания и обучения детей дошкольного возраста
     

8.2. Дополнительная литература

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные с указанием шифра библиотеки (по усмотрению кафедры) Краткая аннотация
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. – СПб: Питер, 2000.- 304 с.    
  Теория обучения: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. И.П. Андриади / И.П. Андриади, С.Н. ромашова, С.Ю. Темина. М.: ИЦ Академия, 2010.-336 с.  
  Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб для студентов высш. учеб. завед.: в 2 кн. М., Гуманитарн. центр ВЛАДОС, 2004. -532 с.  
  Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М: педагогическое общество россии, 2002-224 с.  
  Дошкольная педагогика Учебное пособие для студентов пед.ин-тов по спец № 2110 « Педагогика и псиология (дошк)» В 2-х ч. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой –М.: Просвещение», 1988. В пособии представлен теоретический и методический материла по веем разделам учебного курса « Основы дошкольной педагогики». Ведущие теоретические положения проиллюстрированы данными научных исследований.
История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др.; под ред. С.Ф. Егорова. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1987. – 432 с  

Учебно-методические материалы



№ п/п Раздел/тема дисциплины Автор Наименование материалов
Общая педагогика А.С. Агафонова Практикум по общей педагогике: учебное пособие –С.Еб.: Питер, 2003 -416 с.
История педагогики Л.В. Романюк, Э.В. Онищенко   Практикум в по истории общей и дошкольной педагогик:: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений –М.: Владос., 2001 -176 с.  
Основы дошкольной педагогики.   Р.С. Буре, С.В. Жундрикова и др.     Н.А. Зорина, О.В. Прозументик, Ю.С. Григорьева В.И. Логинова, Б.С. Лейкина и др.   Л.Г. Нисканен, Е.В. Родина и др.   Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике: учеб-метод. Пособие для студ высш . учеб. заведений, Под ред. Э.К. Сусловой, Л.В. Поздняк –М.: ИЦ «Академия», 2000. -272 с. Дошкольная педагогика: учебно-методический комплекс курса для спец-ти 050703.65.- Перм. Гос.пед. ун-т-Пермь, 2008.-169 с.     Лабораторный практикум по дошкольной педагогике / Под ред. В.И. Логиновой –М.: Просвещение, 1981. -159 с.   Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: учеб-метод пособие для студ. высш учеб. заведений / Под ред. Л.Г. Нсканен –М.: ИЦ « Академия», 2002. -208 с.    

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)

http://pedlib.ru/

http://www.gumer.info/

http://www.iqlib.ru/ Электронная библиотека образовательных и просветительских изданий.

http://paidagogos.com/ Педагогика.

http://periodika.websib.ru/ Педагогическая периодика.

Материально-техническое обеспечение

· компьютерное и мультимедийное оборудование,

· приборы и оборудование учебного назначения,

· пакет прикладных обучающих программ,

· видео-, аудиовизуальные средства обучения и пр.

Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации

Содержание входного контроля включает в себя владение следующими компетенциями (их составными частями):

- способен использовать базовый понятийный аппарат социальных наук;

- способен выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические связи социальных объектов и процессов;

- способен оценивать социальную информацию, объяснять разнообразные явления и процессы общественного развития, делать аргументированные выводы, последовательно и грамотно формулировать свои мысли.

Для изучения дисциплины студент должен:

знать: основные понятия обществоведческого курса (общество, культура, личность, индивидуальность, деятельность, общение, потребности, познание и др.), основные теории происхождения и развития человека;

уметь: устанавливать различные виды связей социальных понятий, анализировать тексты обществоведческого содержания, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников, грамотно строить собственное высказывание;

владеть: базовыми навыками работы с учебными материалами, навыками оценивания социальной информации.

Входной контроль проводится в форме теста, составленного на основе заданий Единого государственного экзамена по курсу «Обществознание».

Входной контроль проводится в течение первой недели первого семестра.

Содержание и форма текущего контроля знаний

Тема 1. Введение в педагогическую профессию

Вопросы:

1. Педагогическая профессия в системе современных профессий.

2. Социальное значение педагогической профессии.

3. История становления педагогической профессии.

4. Функции педагога как профессионала.

5. Личностные и профессиональные свойства педагога.

6. Профессиональное педагогическое образование.

7. Профессиональное самообразование и самовоспитание педагога.

Тема 2. Педагогика как наука

· Педагогическая наук вчера сегодня завтра

· Педагогическая наука и педагогическая практика: взаимообогащающее сотрудничество.

· Актуальные проблемы развития методологии педагогики как науки

Тема 3. Образование как фактор развития личности и общества

· Развитие образования в современных социально-экономических условиях

· Образование и культура личности

· Тенденции развития образования на современном этапе.

· Теория и практика организации образовательного процесса.

· Система образования РФ: традиции и инновация.

Тема 4 Теория обучения

· Дидактика как наука об образовании и обучении личности.

· Дидактические системы и концепции.

· Обучение как педагогический процесс и как часть образовательного процесса: сущность, движущие силы.

· Цели и задачи процесса обучения.

· Закономерности и принципы обучения как педагогического процесса.

· Целостность образовательного процесса как его основная особенность.

· Двусторонний характер обучения. Единство преподавания и учения.

· Содержание образования как фундамент личностной культуры.

· Принципы отбора и структурирования содержания образования.

· Теории формирования содержания образования.

· Носители содержания образования: государственный образовательный стандарт, образовательная программа, учебный план, учебник, учебное пособие.

· Средства процесса обучения.

· Методы процесса обучения: сущность и классификация.

· Методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности.

· Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

· Методы контроля и самоконтроля, оценки и самооценки учебно-познавательной деятельности.

· Современные модели организации и виды обучения.

Тема 5. Теория и методика воспитания»

1. Воспитание в структуре образовательного процесса: сущность, значение, функции.

2. Базовые теории воспитания и развития личности.

3. Современные концепции воспитания.

4. Цели и задачи воспитания как педагогического процесса.

5. Содержание воспитания: сущность и подходы к отбору и структурированию.

6. Методы воспитания.

7. Формы организации воспитательного процесса.

8. Воспитательная система школы.

9. Педагогическое взаимодействие в процессе воспитания.

10. Функции, направления, содержание деятельности классного руководителя.

9.2.1. Формы текущего контроля знаний

№ п/п Наименование раздела дисциплины Форма текущего контроля
Контрольная (проверочная) работа Компьютерное тестирование Исследовательский (курсовой) проект (работа) Оценка работы на СЗ / ПЗ Лабораторная работа Педагогический диктант, устный опрос
1. Общие основы педагогики       + + +
2. История педагогики +     +   +
3. Основы дошкольной педагогики   +   +   +
4. Социальная педагогика            

9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации

Общая педагогика

1. Сущность и социальная роль педагогической профессии.

2. Профессиональная педагогическая деятельность.

3. Технологии педагогического воздействия и взаимодействия.

4. Педагогика как наука об образовании личности.

5.Методологические основы педагогики.

6. Методологическая культура учителя.

7. Социальные функции образования.

8.Тенденции развития современного образования.

9.Образовательный процесс: сущность, структура, особенности.

10.Истояники и движущие силы образовательного процесса

11. Закономерности и принципы образовательного процесса.

12.Целеполагание в образовании.

13. Нормативно-правовая база Российского образования.

14. Образование как общественно-государственная система.

15. Содержание образования: сущность, источники и принципы формирования.

16.Инновационные процессы в образовании.

17.Дидактика как наука об образовании и обучении.

18. Обучение как педагогический процесс: сущность, структура, особенности, движущие силы.

19.Гуманизация как стратегия личностно-ориентированного обучения.

20.Закономерности и принципы процесса обучения.

21.Цели процесса обучения.

22. Средства обучения. Проблема классификации. Методика использования.

23. Методы обучения. Проблема классификации. Особенности использования.

24. Формы организации процесса обучения.

25. Урок как основная форма организации процесса обучения в школе. Требования к современному уроку.

26. Дидактические концепции и системы.

27. Виды и модели обучения.

27. Воспитание как социальное явление. Воспитание и социализация.

28.Классические и современные концепции воспитания.

32.Воспитание как педагогический процесс.

33.Воспитательная система.

34. Цели и задачи воспитания как педагогического процесса.

35. Содержание воспитания.

36. Средства воспитания: сущность, виды, особенности использования.

37. Методы воспитания. Проблема классификации. Требования к применению

38. Формы организации воспитательного процесса.

39. Технологии воспитания.

40.Среда воспитания.

Наши рекомендации