Система общего развития школьника (Л.В. Занкова)
Система Л.В. Занкова - целостная система, разработанная во всех ее частях: цель, задачи, дидактические принципы, типические свойства методической системы, методика изучения успешности обучения и развития школьника, полный учебно-методический комплект для начальных классов и для 5-6 классов.
Методология системы соответствует современному философскому мышлению, которое объектом познания определяет не отдельные факты или явления, а, прежде всего, их существенные, взаимообусловленные связи.
Цель системы:достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его здоровья. Под общим развитием понимается развитие целостной личности: ума, воли, чувств, нравственных представлений на базе усвоения знаний, умений и навыков. Особо подчеркивается единство развития и воспитания.
Основное решаемое противоречиезаключается в согласовании ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности, т.е. в согласовании внешних и внутренних факторов развития.
Дидактические принципы,на которых строится система: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, быстрый темп прохождения учебного материала, целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.
С учетом последних знаний о ребенке, полученных педагогами, психологами, нейропсихологами, физиологами, дефектологами, социологами, разработано четвертое поколение занковских учебников для 1-4 классов.
Продуктивность обучениягарантируется реализацией индивидуального подходав обучении, а также структурированием учебного материала, и формированием общеучебных умений и навыков.
Индивидуализация обучения,которая тесно связана с формированием мотивов деятельности,в этом комплекте распространяется на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по половому признаку и обеспечивается разными средствами:
а) сравнительным изучением результативности обучения и развития ребенка по отношению к его собственным достижениям, начиная со стартового уровня;
б) интегрированным характером содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, межпредметного и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;
в) актуализацией разных уровней познавательной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-образного и словесно-логического);
г) разными уровнями индивидуальной меры помощи (от общей до конкретной) для успешного выполнения каждым ребенком каждого задания;
д) возможностью выбора учеником формы выполнения заданий (парная, групповая, индивидуальная), источников получения знаний, возможностью влияния на ход урока и др.
Реализация личностно-ориентированного обучения требует уравнивания значения каждого учебного предмета в общем развитии ребенка:«в школе нет главных и неглавных предметов».
Учебный материалпредставляет целостную широкую картину мира, его структурированиеотражает существенные связи между фактами и явлениями. В таком случае при работе с новой учебной темой актуализируются все связанные с ней уже изученные темы, что создает условия для открытия учениками нового знания или способа деятельности, а также для оперирования в течение всего года обязательным программным материалом.
Открытие Л.В. Занковым типических свойств методической системы(многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность), объединяющих разные учебные предметы на методическом уровне, создает объективные условия для реализации образовательных задач межпредметного характера, в том числе и для формирования общеучебных умений и навыков.Из них выделены наиболее значимые для осуществления учебной деятельности: наблюдение, слушание, чтение - информационно-ориентировочные умения; классификация и обобщение -операционально-исполнительские умения; самопроверка и самоконтроль - контрольно-коррекционные умения; определены типы заданий, способствующих их развитию.
Учебная деятельность ребенка организуется как поисковая, самостоятельная. Ее продуктивность, кроме уже сказанного, стимулируется специальными заданиями, система которых представлена на страницах УМК, например: ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения проблемы; он оказывается в ситуации поиска вариантов решения и выбора наиболее рационального или нескольких подходящих; он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний. Организация поисковой деятельности подробно описана в методических пояснениях.
Качество успешностиобучения и развития определяется единой для всех УМК системой изучения достижений детей. Его ведущим показателем является продвижение учеников по отношению к своему уровню, достигнутому на предыдущих этапах обучения (относительная успешность). Авторы системы ввели перекрестное изучение результативности обучения и развития школьников по показателям, которые характеризуют личность в целом:
1) развитие разных сторон психики, проявляющихся в ходе его учебной деятельности и социального взаимодействия: деятельность наблюдения (познание действительности при встрече с ней «лицом к лицу»); мыслительная деятельность (познание сущности явлений) и практическая деятельность (материальное воздействие на объекты, ведущие к их изменению, к созданию новых). При выполнении данных видов деятельности по специальным методикам фиксируются показатели развития волевых качеств, эмоциональные проявления и нравственные представления ученика .
2) сформированность общеучебных умений, необходимых для осуществления учебной деятельности;
3) результативность усвоения предметных знаний, умений и навыков.
Во всех возможных ситуациях изучения результативности фиксируются такие показатели продуктивности учебной деятельности и социализации детей, как развитие коммуникативных достижений ребенка, его способность работать в коллективе.
Л.В. Занков первым назвал важнейшим компонентом, определяющим эффективность образовательной системы, сотрудничество: «ученик - ученики - учитель - родители». Он доказал, что исходным моментом для продуктивной методики является атмосфера в классе, состояние каждого участника образовательного процесса.
В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с этапом обучения, и индивидуальными предпочтениями учеников.
Изначальная нацеленность системы Л.В. Занкова на развитие каждого ученика создает условия для ее реализации во всех видах учебных заведений (общеобразовательных, гимназиях, лицеях).
Сейчас поддержкой системы общего развития школьников занимаются: Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова и Издательство «Учебная литература» Корпорации «Федоров». Мы предлагаем вам сотрудничество, а также обучение, консультации, встречи с авторами.
Для всех последователей нашей системы издается журнал «Практика образования»(подписной индекс 46430).
Адрес сайта: www.zankov.ru
Адреса и телефоны:125212, г. Москва, Головинское шоссе, д.8, корп. 2-а, комн. 309 и 306. Тел. (095)452-49-00, доб. 130, (095)786-21-19, e-mail: [email protected], [email protected].