Тема 5. Психологические особенности формирования имиджа
ИМИДЖЕЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс
Для студентов факультета ТиП
Коломна
Пояснительная записка
Расширение границ современного гуманитарного знания, усиление их подвижности и динамичности привели к тому, что многие проблемы стало возможным рассматривать лишь на стыке разнообразных дисциплин. Проблема имиджа, безусловно, относится к числу таких проблем. Именно поэтому основой курса, предлагаемого среди других дисциплин студентам факультета ТиП, специализирующимся в области образования, стали знания из области психологии, теории журналистики, коммуникационного менеджмента, связей с общественностью, риторики, делового этикета, других коммуникационных теорий.
Целью лекционных и семинарских занятий, составляющих ядро спецкурса, является знакомство с азами имиджелогии – историей имиджа, технологиями его построения, разновидностями имиджа, его спецификой в различных сферах деятельности и другими гранями существования этого универсального феномена культуры.
Поскольку работа по созданию любого имиджа немыслима без активной коммуникационной и интеллектуальной деятельности, курс выстроен таким образом, чтобы обеспечить развитие соответствующих профессиональных качеств у слушателей. Лекционные занятия предполагают предварительную подготовку, связанную с осмыслением заявленных проблем, и не исключают диалогического общения студентов с преподавателем. На семинарских занятиях используются современные методы обучения – деловые игры, мини-конференции, дискуссии, тренинги, позволяющие избежать пассивного восприятия информации и максимально использовать творческий потенциал студентов.
Итогом занятий для конкретного участника может стать (по желанию) выполнение курсовой работы.
Данная программа включает в себя сетку часов, тематику лекций, планы семинарско-практических, вопросы для самоподготовки и творческих дискуссий, списки обязательной и дополнительной литературы, задачи для самостоятельного решения, тематику рефератов, тестовые вопросы для зачета.
Изучение курса в данном объеме позволит в целом расширить знания по общей, возрастной и педагогической психологии и педагогики, пробудить у студентов научный и практический интерес к психолого-педагогическим проблемам личности, группы и коллективов, выработать необходимые практические умения и навыки и закрепить их в практической деятельности, что в конечном итоге будет способствовать совершенствованию подготовки молодых специалистов.
В программе имеется примерная сетка часов и обширный список обязательной и дополнительной рекомендуемой литературы. Изучаемый курс предполагает семинарские, которые рекомендуется проводить в виде дискуссий, деловых и ролевых игр, “круглых столов”, проигрыванием конкретных ситуаций, решений педагогических задач, связанных с организацией и осуществлением учебно-воспитательного процесса в образовательных и других учреждениях.
В целях промежуточной оценки знаний студентов, аттестации или вместо зачетных вопросов можно использовать тестовый материал
Тематический план
Названия тем | Всего часов по учебному плану | |||
Аудиторные занятия, из них | ||||
Лекции | Лабор. | |||
1.Предмет имиджелогии как науки | ||||
2.Имидж в системе коммуникации | ||||
3.Этапы формирования имиджа | ||||
4.Объекты и методы формирования имиджа | ||||
5.Психологические особенности формирования имиджа | ||||
6. Виды имиджей | ||||
7.Индивидуальный имидж. Самопрезентация | ||||
8. Политический имидж | ||||
9. Корпоративный имидж | ||||
Всего |
Программа курса
Тема 1. Предмет имиджелогии как науки
Объект и предмет имиджелогии . Имидж. Определение понятия «имидж». Принципы и законы формирования имиджа. Имидж/образ: сходство и различия. Цели, задачи и функции имиджа. Имидж в системе связей с общественностью.
Тема 2. Имидж в системе коммуникации.
Имидж как коммуникация. Внешняя и внутренняя составляющая имиджа. Вербальная и невербальная составляющие имиджа. Перформанс. Особенности визуальной коммуникации. Жесты. Роль имиджа в формировании общественного мнения.
Тема 3. Этапы формирования имиджа.
Позиционирование, возвышение имиджа, снижение имиджа (антиреклама), отстройка от конкурентов, контрреклама.
Тема 4. Объекты и методы формирования имиджа.
Индивидуальная личность. Политические деятели. Некоммерческие организации, крупные корпорации (ТНК), коммерческие организации. Основные характеристики.
Присоединение клиента. Вложенное действие. Смена канала восприятия. «Чудо» и последующие рассказы о нем. Модель экспериментального невроза. Намек. Манипулирование. Мифологизация. Эмоционализация. Формат. Вербализация. Детализация. Архаизация. Замена целей и подача противоречивых сигналов. Дистанцирование. Метафоризация. Визуализация. НЛП. Внедрение моделей восприятия и контекстное введение знаков.
Тема 5. Психологические особенности формирования имиджа
Целевая аудитория. Привлечение и удержание внимания аудитории. Формирование установки на доверие/недоверие. Использование особенностей социальных групп. Использование общих особенностей восприятия.
Тема 6. Виды имиджей.
Положительный имидж. Негативный имидж. Внешний имидж. Внутренний имидж. Неосязаемый имидж. Индивидуальный имидж. Политический имидж. Корпоративный имидж.