Основные задачи государства в сфере образования
Образование является сферой ответственности и интересов всех институтов. Государство в сфере образования обязано обеспечить:
– реализацию конституционного права и равные возможности бесплатного образования высокого качества;
– сохранение и развитие единого образовательного пространства России;
– участие органов государственной власти в деятельности муниципальных образовательных учреждений;
– формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;
– светский характер образования;
– условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, образовательных учреждениях всех форм, типов и видов;
– всестороннюю заботу о сохранности жизни, здоровья и физическом развитии детей, учащихся и студентов;
– ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и родителей (лиц, их заменяющих) за детей, не получающих полного общего образования;
– ликвидацию детской беспризорности, предотвращение преступности среди молодежи;
– воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;
– создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования;
– нормативное финансирование образовательных учреждений;
– стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования;
– стимулирование негосударственных инвестиций в систему образо-вания, в том числе путем предоставления налоговых и таможенных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;
– привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда;
– доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, методической, учебной и научной литературе;
– предоставление бесплатных учебников для учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования;
– высокую занятость трудоспособного населения, прежде всего молодежи;
– правовые условия функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности;
– законодательное закрепление материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений и повышение ответственности работодателей за обеспечение стабильного финансирования учреждений сферы образовании, соблюдение трудового законодательства, в первую очередь в части полной и своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий и льгот работникам образования и обучающимся;
– гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;
– сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиции их культур;
– сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации;
– развитие образования и культуры коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
– сохранение и развитие значимости русского языка как одного из объединяющих факторов многонационального российского государства;
– качественное образование в сельской общеобразовательной школе на основе развития ее материальной базы, современных технологий обучения, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности;
– государственную поддержку образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования;
– создание правовых условий получения образования как за счет средств бюджетов всех уровней, так и за счет средств обучающихся, предприятий и организаций;
– создание и реализацию условий для получения общего и профессионального образования детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-инвалидами и детьми из малообеспеченных семей;
– развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий;
– интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством;
– создание условий для профессиональной подготовки и переподготовки работающего населения, высвобождаемых работников и безработных граждан;
– поддержку различных форм самоорганизации обучающихся как неотъемлемую часть всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи;
– активное включение средств массовой информации в пропаганду и реализацию основных целей и задач образования, установленных настоящей доктриной;
– доведение доли образовательных программ в сетке вещания государственных и муниципальных средств массовой информации не менее чем до 15%;
– интеграцию российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций;
– активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ.