Индивидуально-психилогические особенности личности
Темперамент
Понятие темперамента – характеристика индивида и индивидуальности. Темперамент проявляется с первых дней после рождения.
Физиологическая ветвь изучения темперамента уходит в античность и связана с именем Гиппократа, который ввел это понятие и представил уровень жизнедеятельности организма определенным соотношением 4-х жидкостей – кровь (сангвиник), слизь (флегматик), желчь (холерик) и черная желчь (меланхолик). В дальнейшем теорию Гиппократа развил Гален, который рассматривал темперамент как пропорции смеси нескольких основных «соков». Темперамент с преобладанием «теплого сока» считался энергичным, с преобладанием «холодного сока» - медлительным. Большое внимание Гален уделял аффектам, которые связывал с изменением в организме «соков».
В XVIII веке попытался сделать психологические портреты И. Кант, который писал, что они составлены «по аналогии игры чувств и желания с телесными движущими причинами».
Наиболее серьезные попытки подвести физиологическую базу под темперамент связаны с именами Павлова, Теплова и Небылицына.
Схема типов ВНД у Павлова.
Сильный | Слабый | |
Уравновешенный | неуравновешенный | Меланхолик |
подвижный | инертный | |
Сангвиник | флегматик | холерик |
Павлов назвал темперамент «генотипом», то есть прирожденным типом нервной системы, а психологические аспекты он назвал характером.
Темперамент – совокупность соответствующих динамических свойств поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивиде.
Составляющие темперамента:
1) Общая активность индивида – тенденция личности к самовыражению или общая энергичность, с которой человек воздействует на внешний мир.
2) Моторный или двигательный компонент – частное выражение общей активности.
3) Эмоциональный компонент – особенность возникновения, протекания и прекращения чувств, аффектов, настроений.
Свойства темперамента – врожденные и устойчивые индивидуальные особенности личности, сочетание этих свойств создает палитру особенностей темперамента личности, а при определенной устойчивости могут выступать и соответствующими чертами характера.
1) Сенситивность – чувствительность воздействия по отношению к внешнему миру.
2) Реактивность – с какой силой и энергией мы реагируем на то или иное воздействие.
3) Активность.
4) Темп реакции – скорость протекания психических реакций.
5) Пластичность – легкость и быстрота приспособления к меняющимся внешним условиям.
6) Ригидность – противоположное пластичности понятие.
7) Эмоциональная возбудимость – уровень воздействия, необходимый для возникновения эмоциональной реакции и скорость возникновения этой реакции.
8) Экстраверсия и интраверсия – соответственно реакция и поведение человека определяются соответственно преимущественно внешними признаками (экстраверт) и внутренними представлениями о прошлом и будущем (интраверт)
Сегодня темперамент рассматривается с точки зрения психологических особенностей, которые подчиняют себе все другие проявления организма, в том числе и специфику нервной деятельности.
Характер
Характер – индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении и поступках.
Типология характера
1) Конституционная теория, связывающая особенности характера личности с его внешними особенностями. Представители данной теории – Чарльз Ломброзо.и Эрик Кречмер, который выделил и описал наиболее часто встречающиеся конституции человека:
a. Атлетический тип.
b. Астенический тип.
c. Пикнический тип.
d. Диспластичный тип.
2) Социальная типология характера, в основе которой лежит отношение человека к жизни, обществу и моральным ценностям. Развил эту теорию Эрих Фромм.
a. «Мазохист-садист»
b. «Разрушитель» - агрессивность, стремление к устрашению, при социальных катаклизмах выступают в качестве ведущей силы.
c. «Конформит» - этот тип, сталкиваясь с проблемой, перестает быть собой и принимает тот способ поведения, который свойственен большинству.
3) Классификация на основе акцентуации. Ее представители Леонгард и Александр Личко. Акцентуация – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их совокупности, которые представляют крайние варианты психологической нормы, пограничные с психопатией.
a. Гипертивный тип – склонность все преувеличивать. Характеризуется чрезмерной контактностью, словоохотливостью, конфликтностью, недостаточная серьезность.
b. Дистивный тип – ипохондрия. Обладает низкой контактностью ,немногословны, домоседы, редко конфликтуют, склонны к суицидам.
c. Циклоидный тип – постоянная смена настроения. Малоконтактны, вербальные и невербальные реакции замедлены, неуживчивость в коллективе.
d. Застревающий тип – злопамятны. Умеренная общительность, занудливы, склонны к нравоучениям, честолюбивы, чрезмерно самонадеянны.
e. Педантичный тип – формалисты и бюрократы. Неконфликтны, пунктуальны, требовательны, аккуратны, добросовестны.
f. Эмотивный тип – эмоциональный человек. Общение предпочитают в узком кругу, носят обиды в себе, доброта, чувство долга, исполнительность, чрезмерная чувствительность и слезливость.
g. Демонстративный тип – показушник. Эгоистичен, лицемерен, имеет неординарное мышление
h. Экзальтированный тип – истерик. Обладает высокой контактностью, словоохотлив, часто спорит, но не доводит дело до конфликтов, паникер.
Структура характера – это отдельные черты характера, которые образуют единую целостность, потому характер рассматривается как единство черт или свойств личности.
1) Черты, выражающие отношения к другим людям (доброта, наглость, деликатность и так далее)
2) Черты, выражающие отношение человека к обществу (идейный-безыдейный)
3) Черты, выражающие отношение к труду (лень, трудолюбие, добросовестность, ответственность)
4) Черты, выражающие отношение к вещам (аккуратность, небрежность)
5) Черты, выражающие отношение к самому себе (самолюбие, честолюбие, самомнение)
Особо стоит выбелить волевые черты характера. Волевые качества личности – это стержень характера, сила воли – основное качество – обеспечивает формирование таких черт характера как целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, инициативность. Слабоволие формирует внушаемость, нерешительность, упрямство, недоброжелательность.
Характер складывается в сенситивный период – 2-4 года. Такие черты как трудолюбие, ответственность, аккуратность формируются в дошкольном возрасте, общительность – в младшей школе, волевые черты характера – в подростковом возрасте (Ю М Орлов «Восхождение к индивидуальности» М 1991).
Способности
Способности – это, во-первых, индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности и в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям или навыкам, которые уже выработаны у данного человека.
Наследственная обусловленность способностей.
Одна из точек зрения ведет свое начало от Платона, который утверждает, что способности наследуются и их проявление целиком зависит от наследственных характеристик, а обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления. Например талант Моцарта проявился в 3 года ,еще до обучения. Своеобразным развитием этой теории является идея о зависимости способностей от размеров головного мозга, но это предположение является несостоятельным. С этим связано учение Ф. Галя – френология. Френологи пытались проследить зависимость психических особенностей человека от наружной формы черепа. Была составлена френологическая карта черепа, в которой череп был разбит на 27 участков, каждый из которых отвечал за разные способности. Однако многочисленные вскрытия доказали, что форма черепа и коры головного мозга различны. Френсис Гальтон объяснял наследование способностей исходя из принципов теории Дарвина. Он анализировал биографии людей и пришел к выводу, что совершенствование человеческой природы возможно только путем выведения на основе законов наследственности расы особо одаренных и физически развитых людей.
Впрочем данные теории не лишены основания – в семье Бахов на протяжении 200 лет было 60 музыкантов ,из них 20 выдающихся.
Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности человека, к которым относится преобладающий тип ВНД, особенности развития отдельных структур головного мозга и так далее. Задатки многозначны, на основе одних и тех же задатков в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью, могут развиваться различные способности.
Механизмы формирования и развития способностей:
1) Устойчивый познавательный интерес к определенной области деятельности
2) Особенности мотивации, мотивация обеспечивает интенсивную и в то же время «естественно» организующую деятельность, необходимую для развития способностей. Неправильное обращение с мотивацией, излишнее принуждение, может погасить спонтанную активность ребенка и «засушить» способности.
3) Социальные обстоятельства, которые в определенном смысле имеют решающее значение.
Способности делятся на общие (умственные, точность движений, развитая память, речь) и специальные способности (узыкальные, художественные, математические, литературные, спортивные и так далее). Различают несколько уровней в развитии способностей: одаренность (совокупность нескольких способностей, обуславливающие успешную деятельность человека в определенной области), талант (совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью) и гениальность (высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности). Творчество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.
«Наши желания – это предчувствия скрытых в нас способностей» (И Гете)
28.02.2012
Общение
Общение в формировании личности
Оющение – первая социальная потребность, в 1,5 месяца это проявл в комплексе оживления, впоследствии общаясь ребенок развивается и формирует стиль общения.
Общение может осуществляться только в группах людей и рассматривается как взаимодействие на основе взаимного психического отражения. Общение - необходимое условие развития и существования личности. Без общения человек уже в течение 6 часов начинает ощущать беспокойство, после чего начинается распад личностных характеристик. Межличностное общение выполняет 3 функции:
1) Информационно-коммуникативную, в рамках к-рой осущ обмен информацией между людьми
2) Регулятивно-коммуникативную – осуществляется корректировка поведении я
3) Аффективно-коммуникативная – регулируется уровень эмоциональной готовности и создает психологическую разрядку.
Три стороны общения: коммуникативная, интерактивная
Коммуникативная сторона, через которую мы обмениваемся информацией. Специфика этой стороны состоит в том, что в процессе общения происходит не простое «движение» информации, а активный обмен ею. Для этого необходимо чтобы информация была понята и осмыслена, поэтому необходимо присутствие единства деятельности, общения и познания. Обмен информацией в процессе общения предполагает воздействие на поведение партнера. В-третьих, результат в обмене информацией возможен лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой системой кодирования и декодирования. В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры ,которые носят социальный либо психологический (застенчивость, скрытность, некоммуникабельность, неприязнь) характер. Все это может обуславливать проблемы в общениии. Передача любой информации возможна только посредством знаковых систем. Следует различать вербальную (речь) и невербальную (различные неречевые системы) коммуникацию. К неречевым знаковым системам можно отнести
1) кинесика (жесты, мимика, пантомимика)
2) Экстралингвистическая и паралингвистическая системы знаков (систему вокализации, интонаций, пауз, покашливаний, плача, смеза, темпа речи)
3) Проксемика – наука, изучающая нормы пространственной и временной организации общения.
4) Визуальное общение, основанное на контакте глаз.
Интерактивная сторона общенияв рамках которой происх взаимодействие людей в их совместной деятельности. Уманский предлагает след формы орг-ции совместной деятельности:
1) Совместная индивидуальная деятельность, когда каждый делает свою часть работы независимо друг от друга.
2) Совместно-последовательная деятельность, когда задача выполняется последовательно каждым участником
3) Совместно-взаимодействующая деятельность, когда происходит одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.
Кроме форм организации совместной деятельности необходимо проследить ,что сстема взимодействия принципиально отличается от простого распределения ф-й. Важным становится осознание каждым участником результатов и его вклалда в в общую деятельность. Именно это помогает личности корректировать индивидуальную стратегию взаимодействия с другими людьми
Перцептивная сторона –процесс восприятия одним человеком другого. Индивид соотносит себя с другими не вообще, а преломляя это отношение в ходе развития отношений. Когда человек познает партнера по общению, то осущ неск процессов:
1) Эмоциональная оценка другого человека.
2) Попытка понимания поступков человека, предсказания стратегии его поведения.
3) Построение стратегии собственного поведения.
Осознание себя через другого включает в себя две стороны: во-первых, идентификацию или эмпатию (проникновение в переживания другого человека, сопереживание или сочувствие), когда мы уподобляемся другому человеку, во-вторых, рефлексию, под которой понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
При этом возникают эффекты, связанные с восприятием другого человека:
1) Эффект ореола, который возникает при формировании первоначального эффекта о человеке. Это позволяет по первому впечатлению дать оценку человеку.
2) Эффект первичности (новизны), заключается в том ,что последняя информация оказывается особенно значимой
3) Эффект стереотипизации, как правило стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта (рабочие, этнические и так далее)
4) Эффект самопроекции, состоит в том, что при оценке познаний другого человека люди часто проецируют на других свои качества и с этих позиций объясняют их поведение.