Гл а в а 13. Индивидуально-типологические особенности личности

Основные понятия: темперамент, свойства темперамента, типы темперамента, типы нервной деятельности, характер, чер-

ты характера, структура характера, типы характеров, способности, за-датки, виды способностей.

Темперамент.

Темперамент является наиболее общим свойством личнос-ти, которое дает возможность отличить одного человека от дру-гого. От него зависят динамические особенности психики и по-ведения человека. Одни люди спокойны, сдержаны и невозмути-мы. Психические явления у них возникают медленно и постепен-но, долго сохраняются и почти не изменяются. Внешне они урав-новешенны и медлительны, их движения, речь, жесты и мимика мало выразительны и спокойны. У других людей психические процессы и состояния возникают быстро, почти мгновенно, бурно протекают и быстро исчезают. Движения их порывисты, речь страстная, мимика выразительная и разнообразная. Они подвиж-ны и беспокойны, нетерпеливы и шумливы. Причем, все эти ди-намические особенности психики и поведения являются типич-ными для определенных категорий людей. Таким образом, тем-перамент представляет собой такие индивидуально-типологичес-кие особенности личности, которые определяют динамику про-текания психической деятельности и поведения различных групп людей.

Динамические особенности психической деятельности и по-ведения, обусловленные темпераментом, определяются целым рядом его свойств. В.С. Мерлин выделяет восемь таких свойств. Сензитивность - характеризуется наименьшей силой внешнего воздействия, вызывающего психическую или физическую реак-цию человека. Реактивность - выражается в непроизвольных ре-акциях, возникающих под влиянием внешних и внутренних воз-действий. Активность - проявляется в степени активных воздей-ствий (энергичности) человека на внешний мир и в способности преодолевать препятствия при достижении целей. Соотношение реак-тивности и активности - определяется тем от чего в большей степени зависит психика человека: от внешних или внутренних стимулов и ка-кое поведение преобладает: импульсивное или целенаправленное. Темп реакций - характеризуется скоростью возникновения и протекания пси-хических явлений и физических реакций. Пластичность и ригидность -




определяется по способности человека быстро приспосабливаться к внешнему миру (пластичность) или по отсутствии такой способности (ригидность). Экстроверсия и интроверсия - характеризуется направ-ленностью психической деятельности на внешний мир (экстроверти-рованность) или на внутренние состояние (интровертированность). Эмоциональная возбудимость - свойство, связанное с минимальной силой внешнего воздействия, способного вызвать эмоциональную ре-акцию и характеризующее скорость ее возникновения.

Существует четыре основных типа темперамента: сангвини-ческий, холерический, флегматический и меланхолический. Каждый тип характеризуется закономерным сочетанием вышеуказанных свойств.

Сангвиник характеризуется: пониженной сензитивностью, высокой реактивностью и активностью, уравновешенностью, пластичностью, экстравертированностью, быстрым темпом ре-акций, высокой эмоциональной возбудимостью. Холерик име-ет: пониженную сензитивность, высокую реактивность и актив-ность, неуравновешенность (реактивность преобладает над ак-тивностью), ригидность, экстравертированность, быстрый темп реакций, высокую эмоциональную возбудимость. Флегматику присущи: пониженная сензитивность, слабая реактивность и вы-сокая активность, ригидность, интровертированность, медлен-ный темп реакций, невысокая эмоциональная возбудимость. Ме-ланхолику свойственны: повышенная сензитивность, слабая ре-активность и активность, ригидность, интровертированность, медленный темп реакций, повышенная эмоциональная возбуди-мость депрессивного характера.

Все эти свойства определяют динамические особенности психической деятельности и поведения, свойственные каждо-му типу темперамента.

Сангвиник характеризуется большой активностью и подвижнос-тью, настойчивостью и энергичностью, высокой пластичностью и впе-чатлительностью. Психические процессы и состояния у сангвиника возникают очень быстро, но также быстро исчезают, они мало устой-чивы и подвижны. Так, например, внимание у сангвиников сосредота-чивается быстро, но проявляется сравнительно недолго, хорошо пере-ключается и распределяется. Чувства возникают быстро, но сохраня-ются недолго, настроение, как правило, хорошее, редко унывает, мало

обидчив, спокойно относится к неудачам. Он легко сходится с людь-ми, с охотой берется за всякое живое дело, но также быстро осты-вает, если оно перестает его интересовать, всегда весел и общите-лен, склонен к остроумию, очень подвижен, речь быстрая и дина-мичная, часто сопровождается жестикуляцией.

Холерику присущи энергичность и страстность, аффектив-ность и несдержанность, резкость и порывистость, неуступчи-вость и бескомпромиссность. Чувства возникают быстро и дос-тигают большой силы, бурно протекают и скоро исчезают. Под влиянием чувств сильно возбуждается, но быстро остывает, на-строение все время меняется, очень сильно переживает обиду, при неудаче расстраивается, склонен к агрессивности, часто теряет самообладание. Внимание характеризуется сильной со-средоточенностью, мгновенной переключаемостью, но недоста-точно хорошей распределяемостью и недолгой устойчивостью. Холерик со всей страстью отдается делу, способен преодолевать все трудности и препятствия, но быстро выдыхается, теряет веру в свои силы и неспособен иногда довести дело до конца.

Флегматик отличается хладнокровием и выдержкой, мед-лительностью и спокойствием, инертностью и слабой приспособ-ляемостью, настойчивостью и упорством, невозмутимостью и самообладанием. Чувства возникают медленно, мало интенсив-ны, но устойчивы, настроение всегда ровное, при неудаче не рас-страивается, на обиды слабо реагирует. Внимание возникает медленно, но является очень устойчивым, переключение проис-ходит постепенно, распределение хорошее, редко отвлекается, хорошая помехоустойчивость. Флегматик хладнокровен, ма-лоподвижен, нетороплив, спокоен, уравновешен, способен пре-одолеть любые препятствия и довести дело до конца.

Меланхолик характеризуется медлительностью и вялостью, высокой чувствительностью и впечатлительностью, отзывчивостью и ранимостью, тревожностью и мнительностью. Чувства возника-ют медленно, но являются очень устойчивыми, переживания име-ют депрессивный характер, настроение часто унылое, обиду силь-но переживает, при неудаче сильно расстраивается, внешне чувства мало выражаются и все, что переживается, остается внутри. Вни-мание возникает не сразу, переключается медленно, распределение не всегда полное, устойчивость небольшая, легко утомляется и от-

влекается.

Первое описание типов темпераментов было дано древне-греческим врачом Гиппократом и римским врачом Галеном. Тип темперамента, как полагал Гиппократ, связан с анатомо-физио-логическими и индивидуально-психологическими особенностя-ми человека. Гален, наряду с этим, считал, что темперамент также определяется и нравственными свойствами.

Пытаясь объяснить природное происхождение типов темпе-рамента Гиппократ полагал, что каждый тип темперамента свя-зан с преобладанием одной из четырех видов жидкостей: крови, слизи, желтой и черной желчи. При преобладании желчи (“холе”) проявляется холерический тип темперамента, при преобладании черной желчи (“мелана холе”) проявляется меланхолический тем-перамент, при преобладании слизи (“флегмы”) проявляется флег-матический темперамент и преобладании крови (“сангвис”) прояв-ляется сангвинический темперамент.

Гуморальная (жидкостная) теория происхождения типов тем-перамента не могла удовлетворить в последующее время уче-ных. Поэтому появились новые теории. Так, немецкий психиатр Э. Кречмер считал, что темперамент и характер человека зави-сят от особенностей строения тела человека. Он описал три типа строения тела: астенический, атлетический и пикнический. Пер-вый тип является физически хилым, с тонкими руками и ногами, с плоской грудной клеткой и тонким животом. Второй тип (ат-летический) - физически сильный человек с мощным скелетом и хорошо развитой мускулатурой. Третий (пикнический) имеет плотную фигуру, большой живот и короткую плотную шею.

Сходную теорию развивал американский ученый У. Шел-дон. Он выделил также три типа телосложения, назвав людей первого типа “висцеротониками”, второго типа - “самототониками” и третьего типа -”церебротониками”. У первого типа наблюдалось пре-обладание органов пищеварения, у второго - преобладание двигатель-ного аппарата и мощной мускулатуры и у третьего - преобладание деятельности нервных центров.

Таким образом, У. Шелдон впервые связал один из выде-ленных им типов анатомо-физиологического и психического строения человека с деятельностью нервной системы. В даль-нейшем идея о связи природного происхождения всех типов

темперамента с деятельностью нервной системы была развита и блестяще доказана И.П. Павловым.

Используя идею И.М. Сеченова о рефлексах головного мозга И.П. Павлов экспериментально доказал, что все телесные и пси-хические функции организма и все его связи с внешней средой осуществляются посредством рефлекторной деятельности не-рвной системы. Причем, все это достигается на основе проявле-ния, открытых И.П. Павловым, трех свойств нервных процес-сов: возбуждения и торможения. Первое свойство - сила нервных процессов, которая обеспечивает длительную и устойчивую ра-боту нервной системы и всего организма в условиях сильного воздействия раздражителей из внешней и внутренней среды. Вто-рое свойство - уравновешенность возбуждения и торможения, благодаря которому организм может отвечать как побудитель-ными, так и тормозными реакциями на всевозможные воздей-ствия падающие на нервную систему. Третье свойство - подвиж-ность нервных процессов обеспечивает смену возбуждения тор-можением, что позволяет приспосабливаться к изменениям, про-исходящим во внешней среде.

На основе лабораторных опытов И.П. Павлов установил, что возможны четыре комбинации основных свойств нервных процессов, чаще всего встречающихся у высокоорганизованных живых существ. Эти закономерно возникающие сочетания свойств возбуждения и торможения он называл типами высшей нервный деятельности.

Из четырех типов три имели сильные процессы возбужде-ния и торможения, а один - слабые. У двух сильных типов про-цессы возбуждения и торможения были уравновешенны, а у од-ного -неуравновешенны. Сильные уравновешенные типы разли-чались подвижностью нервных процессов. У одного из них были подвиж-ными, а у другого - нет. Таким образом, каждый тип имел свои, присущи-ми только ему особенностями высшей нервной деятельности.

Первый тип являлся сильным уравновешенным подвижным (жи-вым). Он легко выдерживал сильные воздействия из внешней и внут-ренней среды, мог отвечать на них в одинаковой степени как побуди-тельными, так и тормозными реакциями, которые в силу подвижности нервных процессов осуществлялись всегда своевременно. Этот тип, имея положительные физиологические характеристики, мог легко при-

спосабливаться к любым изменениям в окружающей среде.

Второй тип был тоже сильным уравновешенным, но малоподвиж-ным (инертным). Он тоже легко выдерживал все сильные воздействия, отвечая побудительными и тормозными реакциями, но они имели за-поздалый характер. В результате этого он хуже мог приспосабливать-ся к изменениям в среде.

Третий тип был тоже сильным, но неуравновешенным (бе-зудержным). У него был сильный процесс возбуждения и слабое торможение. Он легко мог выдерживать сильные воздействия, отвечая на них побудительными реакциями, но с трудом мог осу-ществлять тормозные, в силу слабости торможения. Поэтому он плохо мог приспосабливаться к окружающей среде, вступая ча-сто в конфликтные отношения с ней.

Четвертый тип - слабый. У него оба нервных процесса ха-рактеризуются слабостью. Он не может выдерживать сильных воздействий. Они пагубно влияют на его нервную систему и он приходит нередко в шоковое состояние. Зато при наличии сла-бых воздействий он хорошо отвечает на них как положительны-ми, так и тормозными реакциями. Обладая высокой чувствитель-ностью нервной системы он хорошо себя чувствует в спокойной обстановке среди знакомых ему предметов и явлений.

Поскольку темперамент, как и любое психическое явление, проявляется на основе нервной деятельности, то каждый тип тем-перамента имеет в своей основе определенный тип высшей не-рвный деятельности и их психологические и физиологические ха-рактеристики должны соответствовать и дополнять одна дру-гую.

Сангвинический тип темперамента проявляется на основе силь-ного уравновешенного подвижного типа высшей нервной деятель-ности. Активность, пластичность и живость сангвиника объясня-

ются особенностями его высшей нервной деятельности - силой, уравновешенностью и подвижностью процессов возбуждения и тор-можения.

Флегматический тип темперамента имеет в своей основе сильны уравновешенный, но инертный тип нервной деятельнос-ти. Хладнокровие, выдержка, настойчивость, медлительность и слабая приспособляемость флегматика обусловлены силой, урав-новешенностью и инертностью нервных процессов.

Холерический тип темперамента проявляется на основе сильного неуравновешенного типа нервной деятельности. Энергичность, страстность, несдержанность, резкость и поры-вистость объясняются неуравновешенностью процессов воз-буждения и торможения у холерика.

Меланхолический тип темперамента существует на основе слабого типа нервный деятельности. Медлительность, вялость, высокая чувствительность и ранимость меланхолика связаны со слабостью процессов возбуждения и торможения.

Все основные свойства нервный деятельности являются врожденными и поэтому типы темперамента могут проявляться уже в детском возрасте. Однако, не у всех людей могут иметь место ярко выраженные типы темпераментов. У некоторых лю-дей могут проявляться промежуточные типы и они только в оп-ределенной степени могут походить на сангвиника и холерика или флегматика и меланхолика.

Темперамент накладывает отпечаток на личность и деятель-ность человека. Он может способствовать проявлению опреде-ленных качеств личности. У сангвиников проявляется общитель-ность, у холериков - увлеченность, у флегматиков - уверенность, у меланхоликов - замкнутость.

Под влиянием темперамента формируется определенный стиль деятельности. У сангвиников и холериков он динамичный, порывистый, торопливый, у флегматиков и меланхоликов - ров-ный, спокойный, замедленный. Кроме того от темперамента за-висит предрасположенность человека к определенному виду де-ятельности. Сангвиники и холерики предпочитают такие виды деятель-ности, где можно проявить самостоятельность, ловкость, сообразитель-ность, находчивость, творчество и т.п. Флегматики и меланхолики любят

заниматься спокойными видами деятельности, которые требуют усид-чивости, выдержки, спокойствия, неторопливости, высокой чувствитель-ности, кропотливости, мелких и точных движений и т.п.

При обучении и воспитании учащихся надо учитывать особенно-сти их темпераментов и осуществлять к каждому из них индивидуаль-ный подход. Холериков надо сдерживать и успокаивать, сангвини-кам надо давать более трудные задания, иначе они будут отвле-каться, флегматиков надо заставлять все делать своевременно и не затягивать окончание работы, меланхоликов подбадривать и по-ощрять.

Характер.

Характер является центральным, стержневым свойством личности. По характеру мы судим прежде всего о личности че-ловека. Неслучайно описание индивидуально-психологических особенностей личности называют “характеристикой”. Впервые “характеристики”, описывающие индивидуальные особенности людей, были составлены древнегреческим философом Теофрас-том. В переводе с древнегреческого языка слово “характер” обо-значает “чеканку”, “отпечаток”, отражающий наиболее важную особенность какого-либо предмета или явления. В “характерис-тиках” Теофраста давалось описание нравственного облика раз-личных категорий людей. В связи с этим слово “характер” ста-ло обозначать нравственные особенности личности человека. В дальнейшем характер стал рассматриваться не только как нрав-ственное, но и психологическое свойство личности, связанное с индивидуальными особенностями интеллекта, воли и эмоций.

Таким образом, характер стал рассматриваться как слож-ное психологическое образование, в структуру которого вхо-дят самые разнообразные психические явления. Структурной еди-ницей характера является черта характера. Каждая черта ха-рактера включает в себя проявление интеллекта, чувства и воли. Так, например, такая черта характера как “доброта” может проявляться у человека только в том случае, если он понимает, что такое добро, если он сочувствует человеку и если он может проявить волевое усилие, чтобы сделать добро человеку, попавшему в беду. В связи с этим чертой характера может быть только такое индивидуально-психологичес-

ко е явление, в котором проявляется отношение личности к чему-либо и кото-рое побуждает его совершать определенные действия и поступки. Причем, это отношение и поступки являются не случайными, а типичными для чело-века.

Следовательно, характер представляет собой устойчивое сочетание индивидуально-психологических особенностей лич-ности, в которых проявляется ее отношение к окружающему миру и самому себе, и которые определяют типичные для че-ловека формы поведения.

Характер человека определяет, что он делает и как он это делает. Характер проявляется в целях, средствах и способах по-ведения, направленных на достижение поставленных целей. Зная характер мы можем предвидеть поступки человека, так как он определяет и содержание и формы поведения. “Черты характе-ра, - писал С.Л. Рубинштейн, - это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются как не совместимые с ними, им противоречащие другим”.1

Таким образом, в характере как бы запрограммирована определенная линия поведения человека и черты характера по-буждают его совершать типичные для него действия и поступ-ки. Если действия, обусловленные характером, соответству-ют обстоятельствам и в них проявляется высоконравственное отношение к людям, то говорят, что у человека хороший ха-рактер. Если же действия человека противоречат обстоятель-ствам, и наносят вред другим людям, то говорят, что у него плохой характер. Иногда человек понимает нецелесообразность своих действий, но не может удержаться от них, так как у него такой характер. В последствии он осуждает себя и не рад сво-ему характеру, но проходит некоторое время и он совершает то же самое.

Практическая необходимость диагностировать характер приве-ла к появлению теорий, связывающих внешние особенности человека с определенными чертами его характера. Так Платон и Аристотель считали, что черты характера можно определить на основе сходства внешних особенностей человека и какого-либо животного, которому свойственны такие же черты характера. Например, если нос человека

напоминает нос быка, то у него ленивый характер, а если нос как у льва - то важный характер, если волосы тонкие как шерсть у зайца - то робкий характер, если жесткие как у кабана - то храбрый характер.

В XVIII веке И. Лафатер опубликовал книгу под названием “Фи-зиогномика”, в которой на основе изучения особенностей лица знаме-нитых людей пытался описать их характеры. Это описание носило не научный, а чисто беллетристический характер. Да и сам Лафатер не смог применить свои знания по физиогномике для распознания своего убийцы солдата-мародера, который застрелил его во время беседы.

Подобного рода попытки определить характер человека по осо-бенностям строения его лица (формы носа, губ, подбородка и лба) имеют место и в наше время. Так, например, астрологи утверждают, что если у человека прямой нос, то у него твердый характер, если вздернутый - то капризный.

Конечно, характер, как и любое субъективное психическое явление, имеет внешнее объективное проявление, но оно связано не с особенностями строения лица, а с его выражением. Если у человека приветливое выражение лица, то мы считаем, что у него доброжелательный характер, а если оно самодовольное, пренеб-режительное - то у него высокомерный характер. Но иногда за доброжелательным выражением лица скрывается злой, расчетли-вый характер, который недобросовестная личность старается скрыть, замаскировать, чтобы обмануть доверчивого человека.

Единственным объективным критерием проявления харак-тера человека являются его действия и поступки, в которых про-является истинное отношение к людям и к окружающей действи-тельности. Конечно, отношение человека к действительности может проявляться и в форме его речи и в ее содержании, но что-бы понять истинный характер человека надо знать не только то, что он говорит, но и сопоставлять слова с его делами.

Характер является сложным системным образованием, в структу-ре которого насчитывается большое количество самых разнообраз-ных черт. Однако все черты существуют не рядоположенно, а объеди-няются в различные комплексы, которые образуют структуру харак-тера. Выделяют четыре основных комплекса черт характера в кото-рых проявляется отношение человека к различным сторонам действи-тельности.

В первый комплекс входят черты характера, в которых про-

является отношение к другим людям: чуткость, внимательность, от-зывчивость, честность, правдивость, грубость, высокомерие, лжи-вость, угодливость и т.п. Как видим, в комплексе могут иметь ме-сто черты характера, имеющие как положительную, так и отрица-тельную направленность.

Во второй комплекс входят черты характера, в которых вы-ражается отношение к самому себе: скромность, гордость, дос-тоинство, застенчивость, самолюбие, честолюбие, самомнение, зазнайство и т.п.

В третий комплекс входя черты характера, в которых про-является отношение к деятельности: трудолюбие, добросовест-ность, ответственность, исполнительность, деловитость, пред-приимчивость, безответственность, халатность и т.п.

Четвертый комплекс составляют черты характера, в ко-торых проявляется отношение к вещам: бережливость, акку-ратность, расчетливость, щедрость, расточительство, небреж-ность, скупость и т.п.

В зависимости от того, какие черты характера (положитель-ные или отрицательные) преобладают у человека, зависит нрав-ственная характеристика личности. Одни люди характеризуются как высоконравственные, другие как безнравственные, принци-пиальные или беспринципные, альтруисты или эгоисты, совест-ливые или бессовестные и т.п.

Кроме моральных черт характера, выделяют также черты характера, которые связаны с волевыми, интеллектуальными и эмоциональными особенностями человека.

Наибольшее влияние на характер человека оказывают во-левые качества личности. К волевым чертам характера отно-сятся: решительность, настойчивость, упорство, самооблада-ние, выдержка и др. По мнению некоторых психологов, эти черты являются основой “хребтом” характера человека. При яр-кой выраженности этих черт личность оценивается как сильная, в противном случае - как слабая.

К интеллектуальным чертам характера относятся: наход-чивость, остроумие, хитрость, наблюдательность, злопамят-ность, мечтательность, фантазерство и пр. В зависимости от того в какой мере проявляются или не проявляются эти черты характера личность оценивается как находчивая, хитроумная,

или доверчивая, простодушная.

К эмоциональным чертам характера относятся: страстность, сентиментальность, восторженность, аффективность и пр. При яр-кой выраженности этих черт личность характеризуется как страс-тная, эмоциональная, а при их отсутствии - как хладнокровная, бес-страстная.

Для некоторых групп людей присущи одни и те же отноше-ния к жизни, обществу, ценностям и одни и те же типичные соци-альные формы поведения. Попытку описать социальные типы характеров, сложившихся у определенной категории людей под влиянием общего для них способа жизни, сделал врач-пси-хиатр Э. Фромм. Он описал четыре основных социальных ти-пов характера: характер садиста, мазохиста, конформиста и не-крофилиста.

Садист - человек с характером насильника. С окружающи-ми людьми он ведет себя агрессивно и если считает их причиной своих неудач, то начинает терроризировать, стремясь причинить им боль и страдания, наслаждаясь при этом их муками.

Мазохист - это человек с характером самоистязателя. Он считает себя неудачником в жизни, неполноценной и ничтожной личностью. Мазохист винит в неудачах прежде всего самого себя, казнит себя за грехи мыслимые и немыслимые, возводит на себя напрасные обвинения, занимается самобичеванием и “са-моедством”, даже если он ни в чем не виноват. Причем, у мазо-хистов иногда проявляются садистские наклонности, проявляю-щиеся в стремлении приобрести власть над другими, эксплуати-ровать их и наслаждаться своей властью.

Конформист - человек, привыкший всем беспрекословно под-чиняться. У него нет ни собственного мнения, ни собственных убеждений, ни собственного “Я”. Если у него есть друг, то он во всем подчиняется ему. Если он находится в группе людей, то во всем подчиняется ее требованиям. Конформист - это тип социального при-способленца.

Некрофилист - человек с характером разрушителя. Чувствуя свое бессилие, свое ничтожество и неспособность создать, что-нибудь ценное, некрофилист направляет свою активность на раз-рушение и уничтожение всего, что ему встречается на пути. При социальных потрясениях некрофилисты являются основной си-

лой, разрушающей существующий социальный строй, экономику, науку и культуру в угоду своим личным амбициям.

На основе исследований А.Е. Личко и К. Леонгардом были описаны типы акцентуаций характера. Акцентуация характе-ра - это крайнее выражение каких либо его черт, находящихся на грани нормы и патологии. У А.Е. Личко насчитывается 11 таких типов, а у К. Леонгарда - 12. Причем, некоторые типы у них совпадают, а некоторые - нет. Совпадающие типы: гипертим-ный, циклоидный и др. Некоторые типы акцентуации относятся не к характеру, а к темпераменту. Так, например, лабильный тип, сен-зитивный тип, возбудимный тип, экстровертированный и интро-вертированный типы относятся в большей степени к темперамен-ту и в меньшей - к характеру. Рассмотрим наиболее важные из них.

Гипертимный тип - характеризуется общительностью, ини-циативностью, самоуверенностью, хвастливостью, легкомысли-ем, несерьезным отношением к своим обязанностям.

Дистимный тип - мало общительный, серьезный, добросо-вестный, справедливый, но в то же время неповоротливый, пас-сивный и эгоистичный тип.

Циклоидный тип - характеризуется непостоянством, раз-дражительностью, изменчивостью настроения, низкой контак-тностью при плохом настроении и повышенной - при хорошем, активностью при душевном подъеме и пассивностью и замк-нутостью - при спаде.

Застревающий тип - чувствителен к социальной неспра-ведливости, самолюбив, честолюбив, обидчив, подозрителен и мстителен.

Педантичный тип - отличается пунктуальностью, добросо-вестностью, серьезностью, аккуратностью, надежностью и в то же время - педантизмом, формализмом и бюрократизмом.

Шизоидный тип - характеризуется замкнутостью, безразличием, сдержанностью, фантазерством и индивидуализмом.

Истероидный тип - отличается эгоцентризмом, ревнивостью, стремлением заслужить похвалу окружающих, желанием влиять на других людей, главенствовать и быть авторитетом.

Тревожный тип - отличается робостью, неуверенностью, сла-бой контактностью, беззащитностью, но в то же время - друже-любием, внимательностью и самокритичностью.

Эмотивный тип - характеризуется добротой, сострадательнос-тью, чувством долга, совестливостью, доверчивостью, чувствитель-ностью и плаксивостью.

Демонстративный тип - отличается позерством, склоннос-тью к театральности и интриганству, стремлением к лидерству, проявлять обходительность, если это нужно, но в то же время ему свойственно лицемерие, хвастовство и эгоизм.

Характер человека не является врожденным, он формирует-ся и развивается в течение всей его жизни. Основные черты ха-рактера формируются в детском возрасте начиная с 3-х до 10 лет. Под влиянием поучения, подражания и требования взрослых ре-бенок усваивает формы поведения, необходимые для жизни в об-ществе. Общаясь со взрослыми и подражая им дети приобретают как положительные, так и отрицательные черты характера. У одних детей формируются такие черты как общительность, при-вязанность, отзывчивость, честность, правдивость. У других -замкнутость, эгоистичность, равнодушие, лживость и т.д.

В школьном возрасте формируются черты характера, в ко-торых проявляется отношение к учебной и трудовой деятельно-сти и к предметам, которые использует ученик в быту и в шко-ле. Это -трудолюбие, организованность, дисциплинированность, ответственность, аккуратность.

В подростковом возрасте, кроме этого, формируются воле-вые черты такие как настойчивость, усидчивость, упорство, выдержка, инициативность.

В раннем юношеском возрасте закладываются черты ха-рактера, связанные с мировоззрением человека: убежденность, принципиальность, преданность нравственным идеалам, бес-компромиссность.

Способности.

Способности являются очень важным индивидуально-пси-хологическим свойством личности. От способностей зависит при-годность или непригодность человека к какой-либо деятельнос-ти. Они, как и характер, представляют собой сложное систем-ное образование. Для того, чтобы успешно выполнить деятель-ность надо проявить не одно отдельно взятое психическое каче-

ство, а целый комплекс, взаимно связанных свойств. Но прежде чем приступить к какой-либо деятельности надо приобрести определенный опыт, т. е. овладеть приемами и способами, необходимыми для осуще-ствления данной деятельности. А их усвоение также требует проявления определенных способностей.

Способности - это такие индивидуально-психологические особенности личности, которые дают возможность человеку успешно приобретать опыт и продуктивно выполнять какую-либо деятельность.

Способности могут быть репродуктивными и продуктив-ными. Репродуктивные способности обеспечивают человеку быстрое усвоение знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения стандартных видов деятельности. Продуктивные способности дают возможность человеку осуществить самоак-туализацию, проявить свой творческий потенциал и создать принципиально новые, оригинальные продукты.

Способности могут быть общими и специальными. Общие способности обеспечивают успешное выполнение таких видов деятельности, которые требуют проявления высокоразвитого ин-теллекта и напряженной умственной деятельности, направлен-ной на развитие науки, техники, культуры и духовной жизни об-щества. Специальные способности дают возможность человеку успешно заниматься такими видами деятельности, которые тре-буют высокого развития сенсорных, моторных и сенсомоторных процессов, направленных на создание художественных, музы-кальных, литературных и других произведений. Общие и спе-циальные способности не только не противоречат, но часто дополняют и обогащают друг друга.

Различают также теоретические и практические способно-сти. Первые связаны с функционированием у человека теоре-тического, абстрактного мышления, вторые предполагают наличие и пре-обладание в деятельности практического, наглядно-действенного мыш-ления. Люди, обладающие теоретическими способностями, склонны к научной деятельности, тогда как субъекты с практическими способнос-тями предпочитают заниматься практическими делами в сфере произ-водства, торговли, предпринимательства и т. д.

1 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 2. - М., 1989. С. 221.

Каждый вид деятельности требует от человека проявления соот-ветствующих способностей. Поэтому можно выделить коммуникативные, познавательные, педагогические и др. способности.

Каждый вид способностей может проявляться как в ран-нем, так и в зрелом возрасте и достигать высокого уровня развития. Яркое проявление способностей в детском возрасте называют одаренностью. Высокий уровень развития способ-ностей в более зрелом возрасте называют талантом. Талант представляет собой сочетание целого ряда способностей, да-ющих возможность человеку выполнять какую-либо деятель-ность на самом высоком уровне и создавать оригинальные, высокоценные продукты.

Каждая способность имеет свою структуру, которая обус-ловлена характером деятельности, в которой она проявляется. Причем, среди качеств, входящих в структуру конкретных спо-собностей, можно выделить основные и вспомогательные. Так, в педагогических способностях среди качеств, обеспечивающих учебную и воспитательную деятельность учителя, можно выде-лить такие ведущие качества как доходчивость, логичность, до-казательность и убедительность изложения учебного материа-ла; чуткость, внимательность, отзывчивость, требовательность в процессе воспитательного взаимодействия с учащимися. Вспо-могательными качествами являются: артистичность, красноре-чивость, обаятельность и др.

Качества, которые входят в структуру способностей, не яв-ляются постоянными, они могут изменяться, заменяться и допол-няться. Возможность одних качеств заменяться другими откры-вает простор для развития способностей у каждого человека. Даже люди, лишенные зрения и слуха, могут компенсировать утраченные психические свойства другими качествами и раз-вить в полной мере свои способности.

Природной основой способностей являются задатки. Задатки -это индивидуальные особенности строения и функционирования голов-ного мозга, нервной системы, органов чувств и органов движений, по-средством которых осуществляется определенный вид человеческой деятельности. Задатки являются лишь предпосылкой проявления спо-собностей и они заранее не предопределяют какой вид способностей будет присущ тому или иному индивиду. Это объясняется тем, что

задатки многозначны и на основе одних и тех же задатков могут про-являться разные способности.

Задатки могут быть врожденными и приобретенными. Врожден-ные задатки даны человеку от природы, приобретенные - формируют-ся в процессе деятельности и специальных упражнений. Так, напри-мер, природной основой музыкальных способностей является врож-денный абсолютный слух. При наличии абсолютного слуха могут про-являться способности музыканта исполнителя, дирижера, композито-ра. Однако, отсутствие врожденного абсолютного слуха не является препятствием для развития музыкальных способностей, так как по-средством специальных упражнений можно выработать целый ряд сенсорных качеств, которые начинают выполнять функции абсолют-ного слуха. Нейрофизиологической основой этих новых качеств, на основе которых могут проявляться способности, являются, так на-зываемые, функциональные органы, которые формируются у чело-века прижизненно в процессе активной деятельности.

Наши рекомендации