Индивидуально-психологические особенности личности.

Способности. К теме 2.6.

Вопросы:

1. Понятие «способности». Подходы к определению понятия «способности».

2. Классификация способностей.

3. Уровни развития способностей: одаренность, мастерство, талант, гениальность.

4. Биологическое и социальное в природе способностей.

5. Представления о задатках. Задатки как природно сформированные предпосылки для развития способностей.

6. Учет способностей и задатков в профориентации и выборе профессии.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие вы знаете классификации способностей?

2. В чем выражается взаимосвязь общих и специальных способностей?

3. В чем выражается соотношение способностей и успешности обучения?

4. Довольно часто бытует мнение о «врожденности» способностей. Докажите несостоятельность этих высказываний.

5. Докажите, что способности по своей природе биосоциальны.

6. Раскройте суть взаимодействия и взаимокомпенсации способностей.

7. Перечислите уровни развития способностей.

8. Дайте определение задатков и способностей. Приведите примеры одаренности, таланта и гениальности.

9. Можно ли фактический успех в определенной деятельности определить, как способности? Какая существует зависимость между способностями, умениями и знаниями?

Общепсихологическая характеристика деятельности. К теме 2.7.

Вопросы:

1. Понятия «деятельность» и «поведение».

2. Структура деятельности (по А.Н. Леонтьеву).

3. Действие как единица человеческой деятельности. Виды действий.

4. Проблемы соотношения внутренней психической и внешней практической деятельности.

5. Освоение деятельности. Умения и навыки: этапы формирования.

6. Основные виды деятельности: игра, учение, труд.

7. Профессиональная деятельность как условие формирования личности.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое деятельность? В чем коренное отличие деятельности человека от поведения животного?

2. Охарактеризуйте структуру деятельности.

3. Назовите основные характеристики действий.

4. Как соотносится внешняя и внутренняя (психическая) деятельность? В чем Вы усматриваете главный смысл интериоризации и экстериоризации действий? Приведите примеры.

5. Что такое навык и какие виды навыка Вы знаете?

6. Дайте характеристика основным этапам формирования навыка.

7. Что обуславливает перенос навыков в другие виды деятельности и что порождает их интерференцию?

8. Что объединяет и что отличает труд, учение, игру как основные виды деятельности?

9. Что из деятельности человека, и при каких условиях может быть передано для выполнения техническим устройствам, а что при всех обстоятельствах останется за человеком?

Задание 1. Перечислите возможные мотивы учебной и трудовой деятельности.

Задание 2. Вспомните и опишите недавно выполненную деятельность; выделите в ней мотив, цели, последовательность действий, условия выполнения и способы реализации.

Общение и речь. К теме 2.8.

Вопросы:

1. Понятие «общение». Общение как особая форма человеческого взаимодействия.

2. Стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

3. Функции общения (эмотивная, информационная, контактная, побудительная и др.).

4. Виды общения.

5. Коммуникативные барьеры в процессе общения. Приемы, способствующие преодолению коммуникативных барьеров.

6. Речь как особая форма коммуникативной деятельности.

7. Формы речи: внутренняя, внешняя.

8. Виды речи: устная (диалогическая и монологическая); письменная.

9. Свойства речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность.

10. Речь и познавательная деятельность личности. Значение речи в жизни, деятельности и общении человека.

Вопросы для самоконтроля

1. Можно ли рассматривать общение как вид деятельности?

2. Каковы цели, задачи общения, его содержание?

3. В чем суть коммуникативной стороны общения?

4. Раскройте сущность психологических барьеров установки.

5. Что понимается под коммуникативной компетентностью личности?

6. Что понимается под коммуникативной культурой личности?

7. Выделите особенности интерактивной стороны общения.

8. В чем особенность перцептивной стороны общения?

9. Влияет ли возраст человека на восприятие других людей?

10. В чем достоинства и недостатки стереотипного оценивания?

11. Какова реакция человека, обнаружившего, что стереотип, которым он воспользовался, не подходит конкретному человеку?

12. Перечислите типовые схемы запуска «эффекта ореола».

13. В чем различие понятий «язык» и «речь»?

14. Чем отличается письменная речь от устной?

Задание 1. Проанализируйте следующее высказывание Л.С. Выготского: «…человек наедине с самим собой сохраняет функцию общения». Можно ли понимать это как общение индивида с самим собой (мыслительный диалог с самим собой)? Если так, то о какой функции общения можно говорить в данном случае?

Задание 2. О каком виде общения идет речь в данном примере: Лектор произносит монолог, а аудитория не задает вопросов, не подает ни одной реплики, слушает, но не записывает.

Задание 3. Функции общения: 1) прагматическая функция, 2) формирующая, 3) «подтверждающая», 4) межличностная (организация и поддержание межличностных отношений) и 5) внутриличностная (диалог с самим собой). Приведите пример, к чему может привести невыполнение этих функций. Пример несоблюдения прагматической функции – библейская легенда о неудавшемся строительстве Вавилонской башни (Вавилонское столпотворение) и т.д.

Наши рекомендации