Основные течения реформаторской педагогики

Педагогическое течение Представители Основные идеи
     

Из работ Г. Кершенштейнера, В. Августа Лая, Джона Дьюи следует сделать выписки, обратив внимание на те положения педагогических теорий, которые продолжали развиваться в первой половине и середине ХХ века. Например, дидактическая система прогрессивистов (Дж. Дьюи) имеет определенные положительные стороны, благодаря которым у нее немало сторонников и сегодня. Важнейшее достоинство теории состоит в указании на необходимость пробуждения и развития самостоятельности у учеников, а также в разработке некоторых способов решения этой важной дидактической задачи. Среди них особого внимания заслуживает концепция так называемого учения через совершение открытий, разработанная известным американским психологом Джеромом Брунером.

Необходимо рассмотреть вопрос возникновения и развития педологии на базе экспериментальной педагогики в конце XIX в. в США.

II. 1. Изучите статьи в журнале «Педагогика», в которых рассматривается опыт зарубежных экспериментальных учебных заведений (см. список литературы по теме самостоятельной работы). Сделайте выписки в тетради, обратив внимание на следующие экспериментальные учебно-воспитательные учреждения (школы):

1) «новые школы» (С. Редди, Дж. Бэдли, Э. Демолен);

2) сельские воспитательные дома (Г. Литц, Г. Винекен, П. Гехееб);

3) Новая школа в Саммерхилле (А. Нейл), школа в Дарингтон-Холле;

4) Школа свободной умственной работы (Г. Гаудинг, г. Лейпциг), школа имени Лихтварка (г. Гамбург), Вальдорфская школа (Р. Штайнер, г. Штутгарт);

5) Школа «Дальтон-план» (Е. Пархест, г. Дальтон, США);

6) Школа в Бикон-Хилле (Б. Рассел);

7) экспериментальные школы по типу трудовой школы (Г. Кершенштейнер);

8) начальные школы в Западной Европе (при Иенском университете, в Бремене и Дрездене);

9) Школа Г. Шаррельмана;

10) Школа для жизни (О. Декроли);

11) Начальная школа С. Френе;

12) экспериментальные начальные школы в США: а) Лабораторная школа в Чикаго (Дж. Дьюи), Органическая школа (М. Джонсон), Игровая школа (К. Пратт), Детская школа (М. Наумберг); б) Начальная школа Е. Коллингса, Начальная школа К. Уошборна, Начальная школа А. Флекснера.

II. 2.Охарактеризуйте современные принципы организации образования в развитых странах Запада, акцентируя внимание на таких, как всеобщность и общественный характер среднего образования, глубокая дифференциация обучения и др. Необходимо обратить внимание на наиболее эффективные формы воспитания и обучения, на наиболее яркие традиции.

Проанализируйте основные итоги школьных реформ на Западе в 90-х гг. XX в. Охарактеризуйте школьную систему одной из ведущих стран мира в этот период.

Данное задание может быть выполнено в форме реферата, содержание которого раскрывает инновационные процессы в образовании какой-либо зарубежной страны (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Китай).

Тема 7. Становление и развитие педагогических традиций в России (до конца XVIIIв.) “Домострой” и «Гражданство обычаев детских» как энциклопедия русского патриархального быта и воспитания в XVI – XVII вв

Цель:ознакомиться с основными положениями памятников учения и воспитания – «Поучением детям» князя Владимира Мономаха (1117г.), «Домостроем», «Гражданством обычаев детских»; показать взаимодействие двух основных направлений (христианского, светского) в воспитании и обучении на Руси в XVII в.

Задания

I. Задания для обязательного выполнения

1. Прочитайте отрывок из памятника древнерусской литературы и педагогической мысли «Поучение Владимира Мономаха». Выделите и запишите основные «правила» жизни, которые Владимир завещал своим детям. Как вы думаете, можно ли считать «Поучение» педагогическим сочинением? Почему?

«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться. ‹…›

…Иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу короткую… Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от бога на воздаяние путь надеется и вечных благ насладится. ‹…›

Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, господа ради; лишаемый – не мсти, ненавидимый – люби, гонимый – терпи, хулимый – молчи, умертви грех. ‹…›

Мы, люди грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь; а господь наш … показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь божья, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость божию. ‹…›

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его; если будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. ‹…› Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного дней. ‹…› Старых чтите как отца, а молодых, как братьев. В дому своем е ленитесь, на за всем сами наблюдайте… ‹…›

Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь… леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя не ленись ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. » (Поучение Владимира Мономаха / Пер. Д.С. Лихачева // Русская литература XI – XVIII вв. – М.: «Художественная литература», 1988. – С. 49 – 63.)

2.Известный государственный деятель, сподвижник Петра I, В.Н. Татищев все известные науки подразделял на: нужные (к ним он относил речь, домоводство, медицину, нравоучение, законоучение, оборону себя и Отечества, логику, богословие); полезные (письмо, риторика, иностранные языки – греческий, латинский, французский, немецкий, математика, география, история, ботаника и анатомия, физика и химия); щегольские (поэзия, музыка, «танцевание», вольтежирование, знаменование и живопись); любопытные и тщетные (астрология, физиогномия, хиромантия) и, наконец, вредные (некромания, асромантия, пиромантия, чернокнижество и т.п.) (См.: В.Н.Татищев Избранные произведения / Под ред. С.Н. Валка. - Л.: «Наука», 1979.)

Согласны ли вы с такой своеобразной классификацией научных дисциплин? Можно ли разделить предметы современной школы на нужные, полезные, вредные и т.п.? Как бы вы это сделали?

3.В1771г. в типографии Московского университета было издано первое в России методическое пособие для учителей – «Способ учения». Оно было предназначено прежде всего для слушателей «бакалаврского института» - учительской семинарии, открытой при университетской гимназии 13 ноября 1779г. Начиналось это руководство со своеобразного педагогического кредо: «Никто не имеющий воспитания сам, других воспитывать не может…» Дале перечислялись главные обязанности учителя: показывать детям пример честности, добродетели, непорочности нравов и благоразумия; быть к детям снисходительным и ласковым; а преподавать так, чтобы «при самом начале обременяя память, не истребить в юношестве охоту к учению». (Цит. по: Белявский, М.Т. М.В. Ломоносов и основание Московского университета / М.Т. Белявский. – М.: Изд-во МГУ, 1955. – С. 305 – 308.)

Представьте, что вы составляете подобное руководство для современного учителя. Какие положения вы бы в него включили?

4.В проекте реорганизациироссийского образования, составленном доверенным лицом Екатерины II, И.И. Бецким, перед школой ставилась задача «…преодолеть суеверие веков, дать народу своему новое воспитание и, так сказать новое порождение…» (Полное собрание законов Российской Империи. – Т. XVI. - № 12103.) По мнению И.И. Бецкого, такое истинно добродетельное воспитание было возможно только в случае полной изоляции детей от пагубного влияния взрослого общества, что предусматривало создание абсолютно закрытых «воспитательных училищ», где дети находились бы от 5-6 до 18 - 20 лет. Такие училища были открыты (Общество благородных девиц в Смольном монастыре (1764г.) и его отделение для мещанских девиц при Воскресенском Новодевичьем монастыре (1765г.); училище при Академии художеств (1764г.); воспитательные дома в Москве и Петербурге (1764 и 1770 гг.) и т.д.), но их деятельность не стала успешной. Почему?

5.Государственная образовательная реформа 1782 – 1786 гг. – заложила первые элементы в «здание» системы образования Российской империи. Были созданы: малые народные училища - двухклассные, главные народные училища - четырехклассные, между ними осуществлялась преемственность, поскольку первые два класса главных училищ соответствовали курсу училищ малых. Главные народные училища были открыты во всех губернских городах, малые – в городах уездных. Во всех народных училищах действовали унифицированные учебные планы, программы, учебники и учебно - методические пособия, учителям предписывалось использовать одни и те же методы обучения, изложенные в «Руководстве учителям…» Народные училища были бесплатными и бессословными учебными заведениями для обучения детей «всех состояний», кроме крепостных крестьян, и «обоего полу». Кроме того, в стране существовали частные дворянские пансионы и два университета: Санкт – Петербургский и Московский, но никакой преемственности между народными училищами, пансионами и университетами не было.

На основе этих данных начертите схему системы образования России в конце XVIII века. Подумайте, можно ли ее действительно назвать системой.

II. Задания повышенной сложности

1. Принятие Русью христианства в его восточном варианте привело к тому, что языком богослужений, литературы и школы стал не греческий, и не латинский, а родной, славянский язык. Схизма 1054г. и Флорентийская уния 1439г. в свою очередь обусловили отрицательное отношение русской православной церкви, а с ней и всего общества, как к «латинянам», так и к Византии. Русь осознанно стала отделять себя от западной цивилизации, отдавая предпочтение собственной вере. Постепенно формировался иной, отличный от западноевропейского культурный мир, который характеризовался особым отношением к общечеловеческим ценностям, специфическими взглядами на роль и место человека в мироздании, своими представлениями о целях, содержании, методах воспитания.

Сравните представления о человеческой индивидуальности, целях, содержании и методах воспитания в европейской католической традиции и в православной традиции исихазма. (См., например, Экономцев, И. Православие, Византия, Россия: Сб. ст./ И. Экономцев. - Москва: «Христианская литература», 1992; Ключевский, В.О. Очерки и речи. Второй сборник статей / В.О. Ключевский. - М.: Тип. П.П. Рябушинского, 1914. - С. 220-229.)

2. Познакомьтесь с указанными ниже статьями, выпишите названия первых отечественных школ повышенного типа, появившихся в Москве в середине XVIIв. Подумайте, почему эти учебные заведения уже «не укладываются» в средневековую образовательную традицию, что нового появилось в целях и содержании их деятельности? Как вы думаете, следует считать эти школы профессиональными или общеобразовательными?

(Об этом см., например, Очерки русской культуры XVII века / Под ред. А.В. Арциховского. – М.: Изд-во МГУ, 1979; Румянцева, В.С. Школьное образование на Руси в XVI – XVII вв. // Советская педагогика. -1983. - №1. – С. 105-110; Кошелева, О.Е. Дореволюционная историография о русских школах XVII в. // Советская педагогика. – 1988.- №3. – С. 107-115.)

3.В 1760г.в типографии Московского университета вышел перевод сочинения Д. Локка «О воспитании», сделанный Н. Поповским, в 1788г Н.И. Новиков выпустил второе издание.

Проследите влияние идей Дж. Локка на российскую педагогическую мысль второй половины XVIII в. Для этого рассмотрите сочинения Н. Поповского, А.А. Барсова, Д. Аничкова, С. Десницкого, И. Третьякова и др. (См., например, Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века. В 2-х т./ Под ред. И.Я. Щипанова. – М.: Гос. изд-во политич. литературы, 1952. – Т.1.)

4.Врамках государственной школьной реформы 1782 – 1786 г. в России было переведено и Ф.И. Янковичем переработано специальное «Руководство учителям первого и второго класса народных училищ», содержащее обще дидактические и методические принципы их деятельности. В «Руководстве..» оговаривалось, что школа не должна наполнять только память детей и мучить их заучиванием наизусть; то, что дети учат, они должны понимать и применять к делу; поэтому учитель должен преподавать понятно и быть в состоянии проверить, действительно ли дети поняли, усвоили и могут ли они сделать из выученного «надлежащее применение». Общие задачи конкретизировались указанием особых методов обучения: «совокупного наставления» и «совокупного чтения» - то есть, фронтальной работы с целым классом; изображения на доске начальных букв того, что надлежало выучить, в качестве своеобразной «опоры» для памяти (например, «Верую во единого Бога Отца…» - записывалось как «ВвеБО…»); составления таблиц – кратких «выжимок» из учебного материала и, наконец, постоянного «вопрошения» учеников по ходу урока, причем располагать вопросы учитель должен был «с великим благоразумием как по предмету учения, так и по способностям учеников». (Руководство учителям первого и второго класса народных училищ Российской империи, издано по Высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Второй. – СПб.: Тип. Шнора, 1783.- С. 19.)

На основе приведенных данных найдите влияние на «Руководство…» идей Я. – А. Коменского.

Рекомендуемая литература:

1 История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / Сост. М.А. Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009.

2. История педагогики:www.gala-d.ru

3. История педагогики. Развитие школы и педагогики в США, Европе и России. www.historyofpedagogy.ru

4. История педагогики. Визуальный словарь. www.ped.vslovar.ru/786.html

5. Хрестоматия по истории педагогики / Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2006. – Т.1.

6. Учебные материалы по педагогике в электронном виде. www.pedl.b.ru /Books/istoriya_pedagogiki/

Наши рекомендации