Метод создания ситуаций
Под учебно-воспитательной ситуацией понимается совокупность обстоятельств учебного взаимодействия и взаимоотношений обучающих и обучаемых, которые требуют принятия решения и соответствующих действий или поступков со стороны участников.
Любая учебно-воспитательная ситуация очень сложна в силу сложившейся системы зависимости и взаимоотношений учащихся с родителями, семьей, учителями, товарищами в классе, в школе, в ином учебном заведении, на улице и сложной системы их отношений к познанию, общению и труду.
Учебно-воспитательная ситуация как единица педагогического процесса характеризуется тем или иным преобладанием учебных или воспитательных аспектов. В.А.Караковский в тех ситуациях, где преобладает воспитание занимающихся, обозначил их как «воспитывающие ситуации». По мнению В.А. Караковского, «это такая совокупность обстоятельств, которая дает возможность увидеть сложившиеся между детьми отношения, а значит, осмысленно, целенаправленно влиять на процесс рождения, развития и корректировки этих отношений». Он перечисляет описанные в педагогической литературе варианты различных воспитывающих ситуаций:
• ситуация авансирования доверия (А.С. Макаренко);
• свободного выбора (О.С. Богданова, Л.И. Катаева);
• непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова);
• эмоционального заражения;
• ситуация выбора [2].
Одна из важнейших забот спортивного педагога в организуемом процессе воспитания - это помощь школьникам в социальной адаптации к явлениям окружающего мира. Сам по себе фактор среды достаточно непредсказуем. Могут всплыть совершенно неожиданные влияния микросреды - в семье, ближайшем бытовом окружении, в неформальных объединениях молодежи, на учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях.
Вся мудрость в том, что бороться с ними бесполезно. Об этом предупреждал еще А.С. Макаренко: «Не думайте при этом, что вы должны трусливо отгораживать его (ребенка) от влияний отрицательных или даже враждебных. Ведь в жизни все равно ему придется столкнуться с различными соблазнами, с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами. Вы должны выработать у него умение разбираться в них, бороться с ними, узнавать их своевременно. В парниковом воспитании, в изолированном высаживании нельзя этого выработать. Поэтому совершенно естественно вы должны допустить самое разнообразное окружение ваших детей, но никогда не теряйте их из виду. Детям необходимо вовремя помочь, вовремя остановить их, направить».
Анализируя механизмы социального развития юных спортсменов, следует выделить те, которые описывает социолог Шумилова Е.А., рассматривая этапы формирования системы ценностных ориентаций у молодежи[9].
Первый этап - это формирование ситуационно-ролевых модулей ценностей. Изначально модули ценностей складываются ситуативно,
т. е. каждому модулю соответствует своя ситуация. Под ситуацией ею понимается единая пространственная организация однотипных, повторяющихся практик. Каждый ситуационный модуль ценностей связан с определённой сферой жизненного опыта. Анализируя соревнования, уроки физической культуры и учебно-тренировочные занятия, можно представить их как модель быстропротекающих социальных процессов с высокой степенью интенсивности и высокой частотой повторяемости. Эмоциональные переживания во время соревнований характеризуются большим разнообразием, интенсивным течением и быстрым, часто внезапным переходом от одного состояния к другому. А состояния выступают в качестве строительного материала для формирования качеств личности.
В спорте возникают реальные конфликтные ситуации, так как, прежде всего, спорт представляет собой социальную систему, ориентированную на состязание, соперничество, конкуренцию. Стремление к высоким результатам, любой ценой добиться победы может привести к нарушению нравственных норм и принципов, к использованию таких средств и методов, которые пагубно отражаются на здоровье занимающихся (феномен «ситуативного эгоизма»). Но спортсмен может в конфликтной ситуации придерживаться и принципов честной игры (fair play). Решение конфликтов в пользу требования общечеловеческих норм и ценностей ведет к формированию положительных нравственных качеств личности юного спортсмена.
Второй этап - формирование модулей ценностей по принципу идентичности. Освоение трансситуационных идентичностей, применяемых в самых различных ситуациях (например, «спортсмен» или «спортсмен-профессионал», «олимпиец» и т.д.) приводит к формированию соответствующих модулей ценностей. Механизм идентификации заключается в том, что человек уподобляет себя другому человеку или относит себя, причисляет себя к членам какой-либо группы и в своем поведении, мыслях старается подражать другому или членам группы.
Начинающий спортсмен говорит себе «Я спортсмен, значит, я такой же, как и другие спортсмены, значит, мне следует вести себя в возникшей ситуации, как ведут себя другие спортсмены». Другой вариант, когда спортсмены идентифицируют себя с известными спортсменами и стремятся подражать им. Процесс идентификации может быть осознанным, но чаще всего осуществляется на неосознаваемом уровне. В связи с этим становится понятна роль тренера в формировании соответствующих запросам общества ценностных ориентаций юных спортсменов.
Таким образом, можно сделать вывод, что в спортивной деятельности значимые ситуации не только повторяются очень часто, но протекают они с высокой степенью интенсивности и тем самым способствуют формированию ситуационно-ролевых модулей ценностей. В этой ситуации задача спортивного педагога – правильная педагогическая оценка действий юного спортсмена.
Большим педагогическим потенциалом обладает туристический поход, который насыщен всевозможными учебно-воспитательными ситуациями. Каждый тренер независимо от специализации должен использовать его возможности в учебно-тренировочном процессе.
Игровой метод
Проведенный нами анализ игры с целью обоснования механизма формирования рефлексивного сознания показал, что внутренней сущностью игры является имитация. Имитация в игре есть подражание, каким либо действиям человека, животного, явлениям социальной и природной среды вне контекста реальной ситуации.
Это подражание в сравнении с подражаемыми явлениями не столь жестко структурировано (права, обязанности, технология, материалы, ответственность за результат). В процессе подражания ребенок повторяет системные составляющие (основу) действия, а в деталях он свободен для проявления творчества. Как участвующие в игре, так и зрители понимают и принимают одну из особенностей игры – её условность. Эта условность связана с имитацией, когда ситуация или цель, или средство, или способы находятся в воображении играющего.
Вытекающее из условности игры «мягкое оценивание» успехов и неудач, играющих, в сравнении с учёбой и трудовой деятельностью позволяет активизировать их деятельность.
Другой особенностью игры является удовольствие, получаемое как в процессе игры, так и по её окончанию. Это обусловлено реализацией потребности человека в самоутверждении (осознание успеха как личного, так и группы, т. е. принадлежность к группе), самореализации, в двигательной активности.В игре с её условностью утверждение себя достичь легче, чем в реальной жизненной ситуации.
Требования к знаниям, умениям и навыкам в игре не столь жестокое как в учебной и трудовой деятельности на первое место выходят свободное творчество, оригинальность.Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение.
Игра – это имитация с различной степенью соответствия каких-либо действий человека, животных, явлений социальной и природной среды иразличным уровнем противоборства.
На основании вышесказанного игру можно представить формулой:
на фоне противоборства
Потенциальные возможности игровой деятельности по развитию детей как субъекта своей деятельности не в полной мере реализуются в практике работы спортивных педагогов. В учебных пособиях по теории и методике физической культуры указываются возможность работы в данном направлении, но отсутствуют конкретные научные исследования и практические рекомендации по формированию рефлексивного сознания в процессе занятий физической культурой.