Приёмы создания проблемных ситуаций.

G Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

G Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

G Предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

G Побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

G Ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).

G Определяет проблемные теоретические и практические задания;

G Ставит проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками.

Решение той или иной проблемы на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности.

Формированию и развитию познавательной деятельности учащихся в процессе обучения способствует широкое использование различных стимулов.

Одним из стимулов является противоречивость материала. Когда человек встречается с противоречием, с взаимоисключающими сведениями о каком-либо предмете или взаимно противоречащими объяснениями процесса, у него возникает желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.

Например, ученики получили задания:

1) «К 3 прибавь 6 и помножь на 4». И другое:

2) «К 3 прибавь 6, помноженное на 4». И дается запись:

3+6*4=36

3+6*4=27

Такая запись вызывает удивление у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильными и зависят от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поиску, в результате которого они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:

(3+6)*4=36

3+6*4=27

Задача учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

Проблемность при обучении математике возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.

Любая составная текстовая задача ставит ученика перед определенными трудностями, требующими значительного умственного усилия при выполнении мыслительных операций, приводящих к решению. Если эти условия отсутствуют, то задача перестает быть для него проблемной.

Используя проблемы развития математических способностей учащихся, психолог В.А.Крутецкий приводит типы задач для развития активного самостоятельного, творческого мышления. Знание учителем этой типологии - важное условие создания проблемных ситуаций при изучении нового материала, повторении пройденного материала и при формировании умений и навыков. Вот некоторые из них:

- задачи с не сформулированным вопросом;

- задачи с недостающими данными;

- задачи с лишними данными;

- задачи с несколькими решениями;

- задачи с меняющимся содержанием;

- задачи на сообразительность, логическое мышление.

Учитель, создавая проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок становится в позицию своего обучения и, как результат, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. У учащихся формируются такие мыслительные операции как анализ, синтез, оценка и рефлексия.

Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: проблемная ситуация à проблема à поиск способов её решения à решение проблемы.[21,с23]

Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

- возникновение проблемной ситуации,

- осознание сущности затруднения и постановка проблемы,

- нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,

- доказательство гипотезы,

- проверка правильности решения проблемы.

Для того чтобы «запустить» технологию проблемного обучения, необходимо выполнять условия ее применения:

Проблемное обучение целесообразно применять:

- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий;

- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (преодолевается дифференциацией уровней проблемности);

- когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени. Поэтому проблемное обучение нужно сочетать с традиционным изложением материала, т.к. в обучении всегда будут нужны и тренировочные задачи и задания, и задания, требующие воспроизведения знаний, способствующие запоминанию необходимой информации.

Согласно требованию Госстандарта образования, «Педагог обязан выявлять и содействовать развитию творческих и индивидуальных способностей обучающихся и воспитанников».

С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе хотя и играет важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок - это элемент сложной системы взаимодействия учителя и ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

2.

Наши рекомендации