Организация самостоятельной работы, обеспечение ее практической полезности
В процессе организации самостоятельной работы студентов ее руководитель-преподаватель должен учитывать:
- вид самостоятельной работы и место ее выполнения;
- цель самостоятельной работы и ее функции;
- уровень самостоятельности студента при выполнении им самостоятельной работы;
- наличие и качество методического обеспечения самостоятельной работы студента, которое должно быть не подсказкой, а рекомендаций по разработке алгоритма деятельности, который студент должен разработать и обосновать его рациональность сам.
Любая самостоятельная работа должна преследовать цель научить студента выполнять самостоятельно какой-либо необходимый для него в процессе обучения в вузе (и в дальнейшей жизни) вид деятельности. При этом указанная работа (и ее результаты) должны быть обязательно практически полезнымидля студента, а ее результаты широко использоваться далее в процессе обучения при решении конкретных вопросов и задач.
Если самостоятельная работа не соответствует указанным требованиям, то коэффициент ее полезного действия близок к нулю, студент выполняет ее, не приобретая необходимых умений и навыков. Кроме того, не ощущая результатов своей деятельности, студент не только теряет интерес к любой самостоятельной работе, но и начинает игнорировать рекомендации преподавателя по ее организации и реализации.
Именно поэтому при выполнении самостоятельной работы (любого вида) студент должен знать:
- с какой целью выполняется самостоятельная работа;
- какие полезные умения и навыки она формирует;
- где (при решении каких конкретных вопросов и задач) могут быть использованы результаты самостоятельной работы;
- как необходимо выполнять самостоятельную работу, чтобы минимизировать непроизводительные затраты времени;
- приблизительный или рациональный алгоритм выполнения самостоятельной работы, который студент должен конкретизировать, наполнить необходимым содержанием и (в лучшем случае) оптимизировать.
Следовательно, студент, выполняя самостоятельную работу, должен видеть и осознавать, что «имеются» цель, средства, результат деятельности, который обязательно обладает практической полезностью, а выполняемая работа формирует у студента необходимые для эффективного обучения умения и навыки.
Ни в коем случае нельзя самостоятельную работу планировать и организовывать так, чтобы у студентов складывалось впечатление от ее ненужности, незначительной эффективности, а выполнять ее следует только потому, что ее наличие определено нормативными документами. Именно поэтому процесс выполнения каждой самостоятельной работы должен контролироваться, а ее результаты оцениваться преподавателем и самооцениваться студентами.
Требования к результатам самостоятельной работы должны быть таковыми, чтобы ответ на любой вопрос в конечном итоге сводился к необходимости обоснования ответа, на базе логических рассуждений или доказательств, базирующихся на известных законах или закономерностях.
Если студент, отвечая на вопрос правильно, не может обосновать правильность ответа – это значит, что он не использует знания при его осмыслении. Но тогда студента необходимо «поставить» в такие условия (так сформулировать задачу и требования к ее решению), чтобы объяснения и обоснования были одним из основных компонентов решения задачи и выделяли указанные знания и умения их использовать структурой разработанного алгоритмом ее решения.
В принципе требования к ответам на вопросы должны быть сформулированы так, чтобы ответ начинался с указания базы, на которую он опирается:
- из ……….. следует, что ……….;
- на основе ……можно заключить……..;
- анализируя ……… можно утверждать ……;
- сравнивая …. и сопоставляя….. видим……;
- преобразуя …… получим……., из которого следует…. и т.д.
Ответ на каждый вопрос должен быть практически полезен для студента, более того все вопросы следует подобрать так, чтобы они прямо или косвенно участвовали в процессе формирования у студента умений применять теоретические знания для решения практических задач дисциплины и специальности.
Очень перспективен и интересен с методической точки зрения способ формирования у студентов практических знаний заключающийся в формулировании студентом вопросов к понятию, графической закономерности, к закону. Данный способ однозначно характеризует возможность и способность студента применять знания для решения практических задач.
Действительно, после изучения, например, закона Архимеда можно предложить студенту сформулировать вопросы, ответы на которые вытекают непосредственно из данного закона (это могут быть не только вопросы, но и задачи). Если студент может сформулировать хотя бы пять вопросов (и показать ответы на них), то можно утверждать, что у него сформированы достаточные умения использовать полученные теоретические знания для решения практических задач.
Интерес некоторых студентов (до 20%) повышается к данному способу и к сформулированному заданию, когда они узнают от преподавателя, число возможных применений закона и вопросов, на которые можно дать ответ, опираясь на его формулу. При этом некоторые студенты пытаются дотянуться до максимума и даже задают вопросы, которые не сформулировал преподаватель.
Подобное происходит и при использовании графических зависимостей, когда студенту предлагается поставить к информации, вытекающей из графика, максимальное число вопросов и дать на них ответы. В качестве «исследуемого» объекта могут использоваться таблицы, понятия, схемы, структуры и т.д.
Практика показывает, что значительная активизация мыслительной деятельности наблюдается также при анализе студентами любых формул и графиков, когда перед ними ставится ряд вопросов или задач:
- что произойдет в реальности, если изменится значение какого-либо элемента формулы;
- какой элемент оказывает максимальное влияние на конечный результат и почему;
- какой элемент оказывает минимальное влияние на конечный результат и почему;
- как взаимосвязаны между собой различные элементы формулы;
- каким образом можно выразить любой элемент формулы через другие и что это дает для решения практических задач;
- какими элементами можно в процессе использования формулы (для ее упрощения) пренебречь;
- как можно графически представить аналитическую зависимость;
- какие выводы можно сделать на основе анализа формулы или графической зависимости;
- что моделирует формула или графическая зависимость?
Очевидно, что цель, решаемые задачи и результат самостоятельной работы определены потребностями ее результата. Поэтому для каждого вида самостоятельной работы должны быть в общем виде сформулированы: цель, средства выполнения, содержание результата, практическая полезность полученного результата, его качество в зависимости от достигнутой цели.
Ни одна самостоятельная работа (даже при ответе на поставленный вопрос) не должна быть для студента бездумной, когда он дает (при наличии знаний) ответ на вопрос автоматически, не задумываясь, не включая аппарат мышления. Именно поэтому цель каждой самостоятельной работы должна формулироваться таким образом, чтобы студент обязательно размышлял, искал варианты решения, пытался определить оптимальный из них.
Любой даже простой вопрос (из общих вопросов, выносимых на самостоятельную работу) должен заставлять студента думать, размышлять, анализировать, делать выводы.
Для активизации мыслительных процессов студента необходимо, чтобы при формулировании ответа на вопрос он, как минимум, что-либо сравнивал, выбирал из двух вариантов лучший, определял реакцию объекта на изменение условий функционирования и т.д.
В простейшем случае вопросы должны формулироваться:
- что произойдет, если …….;
- как следует изменить…….., чтобы ……….;
- почему при изменении…… происходит ……… и т.д.
В указанном случае студент вынужден использовать имеющиеся знания для анализа, синтеза, индукции, сравнения, обобщения и т.д. и «независимо от его желания» думать, рассуждать, анализировать.
Очень важно, чтобы студент осознавал полезность вопросов и задач самостоятельной работы для формирования системы знаний и практических умений будущего специалиста, чтобы идеология его мышления базировалась на общенаучных методах познания, чтобы он не только знал эти методы, но и мог их эффективно использовать.
Поэтому может быть разработана система вопросов и задач, тематически связанная с решенными и решаемыми производственными вопросами, с вопросами модернизации используемых объектов, с вопросами перспективных направлений развития науки, техники, объектов специализации.
К выбору и разработке подобных вопросов и задач следует относиться серьезно, не использовать в качестве их вопросы и задачи из учебников, имеющих решения, или которые решались в процессе лекции и практических занятий. Студенты должны столкнуться, выполняя самостоятельную работу, с новыми для них вопросами и задачами, решаемыми на основе знаний и умений, которые они получили в процессе аудиторных занятий. Более того, рационально вопросы и задачи объединить в тематические группы и приводить информацию о перечнях знаний и умений, которыми должны владеть студенты, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы или решить предложенные задачи.
Очевидно также, что при составлении вопросов и задач для самостоятельной работы могут быть использованы различные варианты и точки зрения. Но важно одно, чтобы они «заставляли» студента мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, максимально использовать и закреплять знания при самостоятельном решении практически полезных вопросов и задач.
Указанное невозможно осуществить, если предварительно не выделить необходимые виды самостоятельных работ и их функции, не выбрать или не разработать вопросы и задачи, при решении которых максимально активизируется мышление студентов, не объединить решения вопросов и задач с практикой эксплуатации и использования объектов дисциплины и специальности, с практикой работы будущего специалиста.