Подготовка и работа на семинаре

Семинар является хорошо знакомой вам формой организации учебного процесса. Семинарские занятия способствуют осмыслению ведущих педагогических идей, теорий, систем, направлений в педагогике, формированию аналитических умений на основе сравнительных характеристик различных педагогических концепций и моделей. На семинарах вырабатывается аргументированная, личностно-рефлексивная позиция в оценке основных особенностей эволюции педагогической культуры. Подготовка к семинарам способствует формированию не только рефлексивной, нои научно-информационной компетентности (владение навыками работы с педагогической литературой: источниками, интерпретациями, учебно-методическими пособиями; умения конспектировать (это может быть сделано или путем углубленного изучения одного источника, или путем соотнесения нескольких источников, нахождения их логического и смыслового единства и специфики, целостного письменного изложения основных мыслей); умения составлять библиографический список и план раскрытия темы; умения воспринимать и обрабатывать информацию, из информации получать новое знание; интерпретировать текстовые сообщения, создавать недостающие части текста; организовывать обсуждение и защиту рефератов, докладов, участвовать в научных дискуссиях, овладевать практикой диалога; умением организации и проведения деловых игр и пр.).

И вновь мы предлагаем вам ряд советов по организации самостоятельной работы, которыми вы можете воспользоваться при подготовке к семинарским занятиям.

О семинарском занятии и подготовке к нему

Напоминаем: слово "семинар" в переводе с латинского означает "рассадник". В общепринятом смысле семинар означает такую форму организации учебной работы, когда его участники знакомят друг друга с итогами своей самостоятельной работы.

В чем заключается подготовительная работа участников семинара? – С выбора темы: рекомендуется выбрать ту тему, которая покажется вам менее других понятной, т.е. более трудную, чтобы самому разобраться до конца в ней.

Самостоятельно (или с помощью преподавателя) составляется библиография (список литературы) к выбранной теме. Доступная литература тщательно просматривается (чтение-просмотр), а затем выборочно читается и фиксируется (аннотация, выписка цитат, тезисы, конспект) все, что представляет интерес для темы. Целесообразно в первую очередь просмотреть презентацию лекции по теме семинара. В презентации содержатся главные факты, идеи и события характеризующие рассматриваемую проблему.

Собранный материал организуется: приводится в систему, определяется его главное содержание, логика движения мыслей (план), подбираются аргументы. В этой работе немалую роль играют индивидуальные особенности докладчика: его склад ума, умение формулировать мысль, разнообразно пользоваться индуктивным и дедуктивным способами изложения, аргументированно отстаивать свою точку зрения и, конечно же, владение устной речью.

Способам и умениям выступления с докладом на семинаре можно и нужно учиться. Например, лучше всего сделать сообщение не информационным, а проблемным: не просто в определенном порядке перечислять мысли (скорее всего – заимствованные), а воспроизвести перед слушателями сам процесс рождения мысли, поиск ее доказательств и определение причинно-следственных связей.

И последнее. Доклад на семинаре, как правило, не должен быть длительным (от 10 до 15 мин.). Но он обязательно должен вызвать реакцию со стороны слушателей, заинтересовать их, - только в этом случае можно считать, что ваша цель достигнута.

Устное выступление

(лекция, доклад, подготовка к ответу на семинарском занятии)

"Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а может быть, с лекциями и докладами.

Тысячи книг написаны во все века об искусстве ораторов и лекторов. Не стоит здесь повторять все то, что известно об ораторском искусстве. Скажу лишь одно, самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. Ему должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней. Материал лекции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям – заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать.

И еще: в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть доминирующая идея, одна мысль, которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится.

А по существу, всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой-либо идеи, мысли стремитесь построить как поддержку того положительного, что есть в возражениях спорящего с вами…"

(Д.С.Лихачев)

Наши рекомендации