Работа на семинаре: методика и методология.

Семинары

ВВЕДЕНИЕ

Основной формой практической работы в гуманитарных дисциплинах является семинар. Благодаря семинару, равно как и вследствие выполнения индии

Подготовка к семинару предполагает изучение рекомендованной литературы и конспектирование; обоснование значимости рассматриваемой проблемы; анализ литературы по рассматриваемому вопросу; осмысление собственной задачи и составление плана ее решения; формулировки тезисов своего сообщения и выдвижение своей версии обоснования и доказательства решения заявленной проблемы.

Конспектирование учебной литературы – непременное условие ее изучения при подготовке к семинару. Это предполагает последовательно: обоснование значимости рассматриваемой проблемы, анализ литературы по соответствующему вопросу, осмысление задачи и поиск пути ее решения, составление тезисов своего ответа на семинаре и, по возможности, создание своей версии доказательства решения заявленной проблемы.

Именно в процессе подготовки к семинарскому занятию происходит, как правило, усвоение категориального аппарата, равно как и формирование культуры мышления, а также методологической культуры рассмотрения и решения проблемных ситуаций (умения не только смотреть, но и видеть проблемную ситуацию).

Поэтому подготовка к семинарам требует:

1. Осмыслить рассматриваемый вопрос как проблему;

2. Определить варианты решения данной проблемы;

3. Сформулировать собственную точку зрения. Последняя не обязательно будет совпадать с позицией преподавателя, равно как и с позициями своих одногруппников. Поэтому студент должен также

4. Научиться самостоятельно аргументировать свою точку зрения.

Разумеется, учебный материал изложен в учебниках и других учебных пособиях. Однако семинар предполагает ответы преимущественно в устной форме. Может быть также привлечен материал из Интернета. Однако в последнем случае необходимо, чтобы он был согласован с учебником и методическими рекомендациями в плане требований к содержанию, объему знаний и т.д.

Работа на семинаре: методика и методология.

Устная речь, которая превалирует на семинаре, накладывает свой отпечаток на все занятие в целом (главная особенность данного занятия). Именно таким образом выступающий может донести свои знания как до преподавателя, так и для участников семинара.

Работать надо активно, включаться в дискуссии давать ответы и ставить вопросы. Любая работа, даже с места на семинарском занятии приветствуется и оценивается. Ошибиться или дать неверный ответ – не страшно. Ведущий семинара поправит, выявит причину ошибки и вновь предложит ответить с учетом новой информации.

Как особый, исключительный способ работы на семинаре выступает сообщение. Это особый жанр научного творчества. Оно имеет свою структуру:

1. обоснование значимости заявленного вопроса;

2. изложение существующих версий его рассмотрения;

3. изложение своей позиции с аргументированным обоснованием;

4. заключение и выводы.

Сообщение на семинаре должно быть ориентировано на 5-10 минут. Затем следуют вопросы участников семинара, ответы докладчика и общие выводы руководителя семинара.

Обсуждение проблем на семинаре является не только дополнением лекции, но и подготовкой к экзамену. Экзамен требует демонстрации того, что студент не только обладает информацией, но и владеет ею, что она стала его достоянием, его знанием.

ПАМЯТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Работу над материалами очередного семинара следует начинать только после лекции, когда студент может составить общее представление о проблеме, получить рекомендации по наиболее эффективному поиску специальной литературы, и составить план освоения соответствующего раздела дисциплины.

2. Специфика курса заставляет особое внимание обращать на работу в Интернете. Особое внимание следует уделить изучению программных статей, специальных монографий и освоению энциклопедических материалов.

3. В ходе подготовки к семинару (или контрольной работе) следует скрупулезно проработать терминологический, понятийный и категориальный аппарат проблемы, рассмотреть становление и развитие проблемной ситуации, суметь сформулировать общие рекомендации по ее разрешению.

Следует помнить, что на семинаре необходимо формулировать свою и только свою позицию по тому или иному вопросу, уметь ее обосновывать и отстаивать. Простое перечисление существующих концепций и теорий не может гарантировать получение высокого балла за работу на семинаре, также как не могут их получить и голословные утверждения, не подкрепленные адекватной теорией и соответствующей практикой

Семинары

ВВЕДЕНИЕ

Основной формой практической работы в гуманитарных дисциплинах является семинар. Благодаря семинару, равно как и вследствие выполнения индии

Подготовка к семинару предполагает изучение рекомендованной литературы и конспектирование; обоснование значимости рассматриваемой проблемы; анализ литературы по рассматриваемому вопросу; осмысление собственной задачи и составление плана ее решения; формулировки тезисов своего сообщения и выдвижение своей версии обоснования и доказательства решения заявленной проблемы.

Конспектирование учебной литературы – непременное условие ее изучения при подготовке к семинару. Это предполагает последовательно: обоснование значимости рассматриваемой проблемы, анализ литературы по соответствующему вопросу, осмысление задачи и поиск пути ее решения, составление тезисов своего ответа на семинаре и, по возможности, создание своей версии доказательства решения заявленной проблемы.

Именно в процессе подготовки к семинарскому занятию происходит, как правило, усвоение категориального аппарата, равно как и формирование культуры мышления, а также методологической культуры рассмотрения и решения проблемных ситуаций (умения не только смотреть, но и видеть проблемную ситуацию).

Поэтому подготовка к семинарам требует:

1. Осмыслить рассматриваемый вопрос как проблему;

2. Определить варианты решения данной проблемы;

3. Сформулировать собственную точку зрения. Последняя не обязательно будет совпадать с позицией преподавателя, равно как и с позициями своих одногруппников. Поэтому студент должен также

4. Научиться самостоятельно аргументировать свою точку зрения.

Разумеется, учебный материал изложен в учебниках и других учебных пособиях. Однако семинар предполагает ответы преимущественно в устной форме. Может быть также привлечен материал из Интернета. Однако в последнем случае необходимо, чтобы он был согласован с учебником и методическими рекомендациями в плане требований к содержанию, объему знаний и т.д.

Работа на семинаре: методика и методология.

Устная речь, которая превалирует на семинаре, накладывает свой отпечаток на все занятие в целом (главная особенность данного занятия). Именно таким образом выступающий может донести свои знания как до преподавателя, так и для участников семинара.

Работать надо активно, включаться в дискуссии давать ответы и ставить вопросы. Любая работа, даже с места на семинарском занятии приветствуется и оценивается. Ошибиться или дать неверный ответ – не страшно. Ведущий семинара поправит, выявит причину ошибки и вновь предложит ответить с учетом новой информации.

Как особый, исключительный способ работы на семинаре выступает сообщение. Это особый жанр научного творчества. Оно имеет свою структуру:

1. обоснование значимости заявленного вопроса;

2. изложение существующих версий его рассмотрения;

3. изложение своей позиции с аргументированным обоснованием;

4. заключение и выводы.

Сообщение на семинаре должно быть ориентировано на 5-10 минут. Затем следуют вопросы участников семинара, ответы докладчика и общие выводы руководителя семинара.

Обсуждение проблем на семинаре является не только дополнением лекции, но и подготовкой к экзамену. Экзамен требует демонстрации того, что студент не только обладает информацией, но и владеет ею, что она стала его достоянием, его знанием.

ПАМЯТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Работу над материалами очередного семинара следует начинать только после лекции, когда студент может составить общее представление о проблеме, получить рекомендации по наиболее эффективному поиску специальной литературы, и составить план освоения соответствующего раздела дисциплины.

2. Специфика курса заставляет особое внимание обращать на работу в Интернете. Особое внимание следует уделить изучению программных статей, специальных монографий и освоению энциклопедических материалов.

3. В ходе подготовки к семинару (или контрольной работе) следует скрупулезно проработать терминологический, понятийный и категориальный аппарат проблемы, рассмотреть становление и развитие проблемной ситуации, суметь сформулировать общие рекомендации по ее разрешению.

Следует помнить, что на семинаре необходимо формулировать свою и только свою позицию по тому или иному вопросу, уметь ее обосновывать и отстаивать. Простое перечисление существующих концепций и теорий не может гарантировать получение высокого балла за работу на семинаре, также как не могут их получить и голословные утверждения, не подкрепленные адекватной теорией и соответствующей практикой

Наши рекомендации