Система образования России. Понятие о непрерывном образовании

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность следующих взаимодействующих компонентов:

· преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности;

· сеть образовательных учреждений, реализующих эти программы, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

· органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации.

Образовательные программы определяют содержание образования по направлениям и уровням. Например, в направлениях «Общее образование» и «Профессиональное образование» существуют несколько уровней.

Одной из важнейших характеристик деятельности сети образовательных учреждений в новых социокультурных условиях является непрерывность образования.

Непрерывное образование рассматривается как процесс и результат развития личности в реально функционирующей системе государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и специальной подготовки человека.

Целостная система непрерывного образования охватывает все
звенья, начиная от дошкольных учреждений и заканчивая высшими
учебными заведениями.

Основой непрерывного образования является базовое образование. Для реализации непрерывного образования государственные, негосударственные, общественные базовые, общественные дополнительные образовательные учреждения, функционирующие в системе
Система образования России. Понятие о непрерывном образовании - student2.ru
образования, взаимосвязаны между собой (рис. 3).

Рис. 3. Органы управления системой образования России

12.2. Государственный характер управления
образованием. Органы управления образованием

Государственный характер управления системой образования закреплен совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в Законе РФ «Об образовании».

Государственные органы управления образованием и их взаимосвязи внутри системы образования представлены на рис. 3. Органы управления образованием выполняют следующие функции:

· формирование и осуществление федеральной политики в области образования;

· правовое регулирование отношений в области образования, в том числе обеспечение государственных гарантий прав граждан в сфере образования;

· разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования;

· формирование государственных органов управления образованием, ведомственных органов управления образованием, назначение их руководителей;

· установление перечня профессий и специальностей, по которым осуществляется профессиональная подготовка;

· создание, реорганизация, ликвидация образовательных учреждений;

· аттестация, государственная аккредитация, лицензирование образовательных учреждений;

· аттестация педагогических работников;

· установление норм труда и нормативов оплаты труда в федеральных образовательных учреждениях;

· установление образовательного стандарта;

· решение вопросов финансирования;

· решение вопросов социальной поддержки различных групп, категорий обучающихся и педагогических работников;

· контроль выполнения законодательства Российской Федерации в части образования (Закон РФ «Об образовании»);

· ежегодное утверждение федерального перечня учебников (экспертиза) на основе государственной аккредитации;

· информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка учебных планов, программ, курсов, учебных пособий; создание единой для России системы информации.

Важная роль в системе управления образованием отводится краевым и областным министерствам образования, так как они обеспечивают в пределах своей компетенции:

1) проведение государственной политики в области образования;

2) создание системы непрерывного образования;

3) широкое применение эффективных форм интеграции образовательных учреждений с наукой и производством;

4) реализацию целевых программ;

5) реальную помощь районным управлениям образования.

Районный совет по образованию осуществляет следующие функции:

· определяет социальный заказ системе образования;

· решает важнейшие вопросы развития образования на перспективу (материально-техническое обеспечение, рационализация сети образовательных учреждений);

· осуществляет контроль за выполнением социального заказа и реализацией комплексных целевых программ.

Структура районного управления образования включает следующие отделы: учебно-воспитательного процесса, развития социально-экономической базы образования, научно-методического обеспечения, хозяйственно-эксплутационный, планово-экономический.

В рамках районного управления образования действует районный
научно-методический центр, который занимается организацией работы
районных методических объединений, проведением индивидуальных
и групповых консультаций, аттестацией педагогических кадров.

Районное управление образования создает банк информации по всем видам деятельности, планирует основные направления развития системы образования, обеспечивает связь школ с другими социальными институтами.

Развитие системы образования на основе традиционных подходов осуществить трудно. Необходимо изменение традиционных структур.
Вследствие этого возникает новая система организации и взаимодействия. Одной из отличительных особенностей современного периода в деятельности системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием.

12.3. Государственно-общественный характер
управления системой образования

Государственно-общественный характер управления системой образования реализуется через участие общественных организаций в управлении образованием.

На уровне образовательного учреждения такими организациями являются родительский совет, ученический совет.

На уровне районного управления образования работает совет директоров. Это общественный орган, планирующий и регулирующий деятельность учебных заведений совместно с районным управлением образования. Директора образовательных учреждений района собираются один раз в неделю для обсуждения проблем педагогической практики.

Важную роль в обеспечении связи между образовательной практикой и обществом играет совет по образованию. Он избирается из состава руководителей образовательных учреждений, хозяйств и предприятий, педагогов, представителей общественных организаций, местных органов власти. Совет по образованию решает следующие задачи:

· определение программы развития образования;

· организация разработки и реализации просветительской политики;

· планирование развития материальной базы образовательных учреждений;

· организация взаимодействия предприятий и образовательных

· учреждений;

· помощь местным административным органам в решении проблем просвещения.

Совет по образованию работает не только на уровне районных структур, но и на более высоких уровнях.

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте систему образования России.

2. В чем заключается сущность понятия «непрерывное образование»?

3. Какова структура органов управления образованием?

4. Охарактеризуйте функции органов управления образованием.

5. В чем заключается государственно-общественный характер управления образованием?

ГЛАВА 13. СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИИ: ГЕНЕЗИС И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наши рекомендации