Система образования России. Понятие о непрерывном образовании
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность следующих взаимодействующих компонентов:
· преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности;
· сеть образовательных учреждений, реализующих эти программы, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
· органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации.
Образовательные программы определяют содержание образования по направлениям и уровням. Например, в направлениях «Общее образование» и «Профессиональное образование» существуют несколько уровней.
Одной из важнейших характеристик деятельности сети образовательных учреждений в новых социокультурных условиях является непрерывность образования.
Непрерывное образование рассматривается как процесс и результат развития личности в реально функционирующей системе государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и специальной подготовки человека.
Целостная система непрерывного образования охватывает все
звенья, начиная от дошкольных учреждений и заканчивая высшими
учебными заведениями.
Основой непрерывного образования является базовое образование. Для реализации непрерывного образования государственные, негосударственные, общественные базовые, общественные дополнительные образовательные учреждения, функционирующие в системе
образования, взаимосвязаны между собой (рис. 3).
Рис. 3. Органы управления системой образования России
12.2. Государственный характер управления
образованием. Органы управления образованием
Государственный характер управления системой образования закреплен совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в Законе РФ «Об образовании».
Государственные органы управления образованием и их взаимосвязи внутри системы образования представлены на рис. 3. Органы управления образованием выполняют следующие функции:
· формирование и осуществление федеральной политики в области образования;
· правовое регулирование отношений в области образования, в том числе обеспечение государственных гарантий прав граждан в сфере образования;
· разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования;
· формирование государственных органов управления образованием, ведомственных органов управления образованием, назначение их руководителей;
· установление перечня профессий и специальностей, по которым осуществляется профессиональная подготовка;
· создание, реорганизация, ликвидация образовательных учреждений;
· аттестация, государственная аккредитация, лицензирование образовательных учреждений;
· аттестация педагогических работников;
· установление норм труда и нормативов оплаты труда в федеральных образовательных учреждениях;
· установление образовательного стандарта;
· решение вопросов финансирования;
· решение вопросов социальной поддержки различных групп, категорий обучающихся и педагогических работников;
· контроль выполнения законодательства Российской Федерации в части образования (Закон РФ «Об образовании»);
· ежегодное утверждение федерального перечня учебников (экспертиза) на основе государственной аккредитации;
· информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка учебных планов, программ, курсов, учебных пособий; создание единой для России системы информации.
Важная роль в системе управления образованием отводится краевым и областным министерствам образования, так как они обеспечивают в пределах своей компетенции:
1) проведение государственной политики в области образования;
2) создание системы непрерывного образования;
3) широкое применение эффективных форм интеграции образовательных учреждений с наукой и производством;
4) реализацию целевых программ;
5) реальную помощь районным управлениям образования.
Районный совет по образованию осуществляет следующие функции:
· определяет социальный заказ системе образования;
· решает важнейшие вопросы развития образования на перспективу (материально-техническое обеспечение, рационализация сети образовательных учреждений);
· осуществляет контроль за выполнением социального заказа и реализацией комплексных целевых программ.
Структура районного управления образования включает следующие отделы: учебно-воспитательного процесса, развития социально-экономической базы образования, научно-методического обеспечения, хозяйственно-эксплутационный, планово-экономический.
В рамках районного управления образования действует районный
научно-методический центр, который занимается организацией работы
районных методических объединений, проведением индивидуальных
и групповых консультаций, аттестацией педагогических кадров.
Районное управление образования создает банк информации по всем видам деятельности, планирует основные направления развития системы образования, обеспечивает связь школ с другими социальными институтами.
Развитие системы образования на основе традиционных подходов осуществить трудно. Необходимо изменение традиционных структур.
Вследствие этого возникает новая система организации и взаимодействия. Одной из отличительных особенностей современного периода в деятельности системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием.
12.3. Государственно-общественный характер
управления системой образования
Государственно-общественный характер управления системой образования реализуется через участие общественных организаций в управлении образованием.
На уровне образовательного учреждения такими организациями являются родительский совет, ученический совет.
На уровне районного управления образования работает совет директоров. Это общественный орган, планирующий и регулирующий деятельность учебных заведений совместно с районным управлением образования. Директора образовательных учреждений района собираются один раз в неделю для обсуждения проблем педагогической практики.
Важную роль в обеспечении связи между образовательной практикой и обществом играет совет по образованию. Он избирается из состава руководителей образовательных учреждений, хозяйств и предприятий, педагогов, представителей общественных организаций, местных органов власти. Совет по образованию решает следующие задачи:
· определение программы развития образования;
· организация разработки и реализации просветительской политики;
· планирование развития материальной базы образовательных учреждений;
· организация взаимодействия предприятий и образовательных
· учреждений;
· помощь местным административным органам в решении проблем просвещения.
Совет по образованию работает не только на уровне районных структур, но и на более высоких уровнях.
Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте систему образования России.
2. В чем заключается сущность понятия «непрерывное образование»?
3. Какова структура органов управления образованием?
4. Охарактеризуйте функции органов управления образованием.
5. В чем заключается государственно-общественный характер управления образованием?
ГЛАВА 13. СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИИ: ГЕНЕЗИС И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ