Эстетическое воспитания
Эмоциональное (эстетическое) воспитание– один из базовых компонентов цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы – приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая – активного включения в эстетическую деятельность.
Задачи приобщения:
· формирование эстетических знаний;
· воспитание эстетической культуры;
· овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
· формирование эстетического отношения к действительности;
· развитие эстетических чувств;
· приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
· развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;
· формирование эстетического идеала;
· формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде,
Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т.п.
Эстетическое воспитание в современной школе еще не соответствует всем требованиям развития эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Современная концепция общего среднего образования и федеральная программа развития школы предполагают новые пути улучшения качества эстетического воспитания. Стройное здание эстетического воспитания, которое предстоит построить в школе, должно опираться на фундамент искусства. Школа не продвинется вперед на пути гуманизации до тех пор, пока предметы художественного цикла не займут достойного места в образовательном процессе, пока не пойдут от них лучи человеческой доброты и красоты, душевности и духовности на все остальные предметы, на всю жизнь школы.
Самовоспитание – формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью. Это сознательная, целенаправленная деятельность человека, направленная на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных. Элементы самовоспитания присутствуют уже у дошкольников. Хотя в этом возрасте ребенок еще не может осмыслить свои личностные качества, но он уже в состоянии понять, что его поведение может вызвать как положительную, так и негативную реакцию со стороны взрослых.
Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок ориентируется преимущественно на оценки взрослых, то при переходе к подростковому возрасту усиливается влияние коллектива сверстников на его личностное развитие. Наиболее благоприятной для самовоспитания можно считать такую организацию коллектива, при которой каждый ребенок может найти свое место в общей деятельности сообразно своим индивидуальным особенностям и склонностям.
Потребность в самопознании, самоанализе, самооценке и самоконтроле наиболее отчетливо начинает проявляться в подростковом возрасте, когда решающую роль в поведении начинает играть самооценка. Однако из-за отсутствия достаточного социального опыта и психологической подготовки подростки не всегда способны понять мотивы своих собственных поступков и нуждаются в тактичной педагогической помощи взрослых. Уровень самовоспитания – это результат воспитания личности.
К факторам, которые побуждают личность к развитию, относятся социальные идеалы, моральные образцы и примеры – всё это формируется в обществе. Поэтому так важно на любом этапе истории человеческого общества добиться положительного влияния социальной среды.
· У каждого ребёнка, а позднее и молодого человека должен быть свой положительный герой, жизнь и деятельность которого помогала личностному развитию и совершенствованию.
· Больше всего на подрастающего человека влияет соответствующий его возрасту коллектив в детских, школьных и вузовских учреждениях.
· Атмосфера борьбы за признание личности остается в игре, спортивных и творческих состязаниях.
· Подражание и работу над собой стимулируют примеры учителей, сверстников, родственников.
· Воспитывает обстановка в местах досуга, в общественном транспорте, на улицах и пр.
Самое большое влияние на ребенка имеет его семья. Именно с семьёй должно идти осмысление целей и содержания воспитательной работы. Умелое стимулирование активности учащихся возможно только при совместной работе школы, семьи и общественности.
Формы педагогической работы с семьёй:
· Организационно-педагогическая работа с родителями и общественными организациями;
· Педагогическое просвещение родителей и населения;
· Оказание индивидуальной помощи родителям в обучении и воспитании детей.
Педагогическое взаимодействие – процесс совместной деятельности воспитателя и воспитанника в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. Это одна из ключевых категорий педагогики, а также научный принцип, лежащий в основе воспитания.
Разработкой данной категории занимались В.И. Загвязинский, Л.В. Левшин, и др. Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из ряда взаимодействий: дидактических; воспитательных; социально-педагогических.
Компенсирующее обучение – это модель социальной среды общества, целью которой является создание целостной, общедоступной, адаптивной системы обучения, обеспечивающей детям с трудностями в обучении, проблемами в воспитании оптимальных педагогических условий. Основным подходом, используемым в – рамках компенсирующего обучения, является антропологический подход, который реализуется через личностно-ориентированную педагогику и требует иной ценностной парадигмы задач, в которой на первое место выходят социальные, воспитательные задачи, а уже потом обучающие.
К категории трудных детеймогут относиться самые разные учащиеся, имеющие:
· задержки в развитии отдельных личностных качеств и способностей;
· серьезные проблемы в знаниях, умениях и навыках по отдельным предметам;
· низкий уровень развития памяти;
· слабое здоровье, быструю утомляемость, низкую работоспособность;
· низкий уровень мотивации к обучению;
· повышенную конфликтность.
Для работы с трудными детьми необходимо знание специальных методов, приемов, значительных усилий и работы учителя.
Для творчески одаренных учащихсянеобходимы специальные учебные программы, а также специфическое содержание образования с большим числом предметов для максимального вовлечения ребенка в интеллектуальную деятельность. Кроме того, для этих детей требуются и более разнообразные формы проведения занятий: соревнования, конкурсы, диспуты, способствующие приобщению ребенка к различным сферам общественной жизни.
Учитель в работе с одаренным ребенком должен использовать индивидуальный подход в обучении и воспитании.
При проявлении у ребенка специальных способностей он должен получить возможность развивать их под руководством высококвалифицированного специалиста.
Педагогическое взаимодействие обусловлено и опосредовано учебно-воспитательной деятельностью, ее целями и задачами. Педагогическое взаимодействие проявляется в познавательной, трудовой, творческой деятельностях. Оно может рассматриваться и как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником), и как интегральный (совокупность различных воспитательных форм воздействия в конкретном обществе
«Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому он принадлежит».
«Сущность социализации состоит в том, что формирует человека как потенциального члена общества, к которому он принадлежит» (А.В. Мудрик). Содержанием процесса социализации является овладение социально-ролевыми функциями. Социализация осуществляется в процессе двух видов деятельности – социального обучения и социального воспитания. Таким образом,социализация – это процесс и результат диалектически взаимосвязанных деятельностей социального воспитания и социального обучения с целью овладения социально-ролевыми функциями жизнедеятельности личности и ее самореализации в социуме.
Содержательная сторона воспитательной деятельности обусловлена его целями и задачами. С этой точки зрениявоспитание классифицируется по разным основаниям:
§ в зависимости от того или иного содержательного аспекта наиболее обобщенно выделяются три аспекта: умственное, трудовое и физическое воспитание. По тому же основанию, но в более конкретизированном виде в качестве отдельных направлений рассматривают политическое, правовое, нравственное, экологическое, эстетическое и другие направления;
§ по институциональному критерию — семейное, дошкольное, школьное, внешкольное, воспитание по месту жительства;
§ по стилю взаимоотношений — демократическое и авторитарное воспитание.
Наиболее разработаны в педагогической теории основные направления воспитания, выделяемые по критерию аспекта его содержания. Они разработаны всем длительным процессом развития отечественной педагогической теории и практики и учитывают новые тенденции в их развитии. Рассмотрим некоторые из них.
Умственное воспитание — предполагает руководство развитием познавательных интересов, широких духовных запросов воспитанников. Важнейшую роль здесь играет проявление самостоятельности, критичности мышления. Только на этой основе формируются убеждения. В умственном воспитании особенно важно учитывать индивидуальные различия, не допуская ни их переоценки, ни недооценки. При возникновении трудностей у обучаемых важно преодолевать эти трудности их собственными усилиями, находить для этого нужные способы действия, а не предлагать решение этих задач в готовом виде. Опыт показывает, что даже младшие школьники способны выделять существенное в фактах и явлениях и на этой основе приходить к новым обобщениям, т.е. мыслить. Только воспитание, основанное на активности, может привести к развитию способности к эффективному, творческому мышлению.
Нравственное воспитание — одна из форм наследования нравственности в обществе. Существует несколько его видов: патерналистское, основанное на почитании родителей; религиозное, основанное на авторитете религиозной веры; просветительское, основанное на выводах разума.
Особенность нравственного воспитания состоит в том, что оно реализуется всем содержанием воспитания, а задачи нравственного характера решаются представителями всех педагогических профессий. Учитывая огромную роль в нравственном воспитании свободного выбора личности, его часто трактуют как «повивальное искусство» (Сократ). Еще одна особенность нравственного воспитания состоит в том, что нормы, с которыми оно имеет дело, находятся в основании всех форм человеческой деятельности, не теряя при этом свойств идеала.
Формирование этого идеала входит в содержание деятельности всех факторов воспитания. Важнейшим инструментом нравственного воспитания является нравственный поступок.
Эстетическое воспитание — процесс формирования эстетического сознания личности и соответствующих форм деятельности. Цель эстетического воспитания — развитие готовности личности к воспроизводству и оценке эстетических объектов в действительности и искусстве. Среди средств эстетического воспитания главное место занимает искусство как наиболее универсальное выражение эстетических сторон действительности. Вместе с тем средства эстетического воспитания охватывают все сферы жизни, которые могут быть включены в воспитательный процесс: природа, окружающая предметная среда, трудовая деятельность, которая тоже может быть организована по законам красоты; спортивная деятельность, которая также обладает большой эстетической привлекательностью. Большое значение в эстетическом воспитании имеет облик и речь самого воспитателя, эстетика педагогического общения.
Физическое воспитание — организованный процесс передачи способов деятельности и знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель его — всестороннее развитие личности, ее физических качеств и способностей. Основные средства: физические упражнения, использование естественных сил природы (солнце, воздух, вода), соблюдение правил гигиены. Физическое воспитание, как и другие формы воспитательной работы, требует строгого учета индивидуальных, возрастных особенностей.
Экологическое воспитание — имеет своей задачей формирование глубокого понимания многогранного значения природы для жизни людей, их здоровья, духовного и физического совершенствования.
В процессе экологического воспитания формируется понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил человека и общества, вырабатываются умения изучения и оценки состояния окружающей природной среды, развивается потребность в общении с природой, сознательное соблюдение норм поведения в природе, активизируется деятельность по улучшению окружающей природной среды. Важнейшей задачей экологического воспитания является повышение экологической культуры производства, формирование навыков пропаганды эффективных способов решения современных проблем охраны природы.
Умственное воспитание
Умственное воспитание — один из основных видов воспитательной деятельности. Умственное воспитание нацелено на совершенствование познавательной деятельности человека, его мышления, которое признается главной из человеческих способностей. Мышление есть человеческая способность к наиболее обобщенному отражению предметов и явлений действительности, их существенных свойств, связей и отношений.
Мышление выступает по отношению к ощущениям, восприятиям и представлениям как качественно иная форма познания, его высшая ступень.
Так или иначе соединяя полученные ощущения, комбинируя их, человеческое мышление выходит за пределы чувственного познания, проникая в такие свойства и отношения, которые не даны непосредственным ощущениям и восприятиям. «Что не видит око, видит разум» — гласит народная мудрость.
Мышление появляется в связи с развитием потребностей в познании и преобразовании тех или иных условий жизни людей, с появлением тех или иных трудностей, неожиданностей и т.п. Разрешение подобных противоречий и представляет собой цель мышления.
Таким образом, источник мышления — та или иная проблемная ситуация. Мышление начинается с анализа проблемной ситуации и формулирования ее в виде задачи. Мышление осуществляется по законам, общим для всех людей, которые формулируются логикой — наукой о правильном мышлении. Но вместе с тем в мышлении проявляются и различия людей, их индивидуальные особенности. Они выражаются в его последовательности, быстроте, глубине, в различном соотношении операций анализа и синтеза. Одни люди склонны к художественному, образному мышлению, другие — к понятийному, абстрактному, научному. Различия в мышлении являются важнейшими компонентами общих различий в способностях людей. Воспитывая мышление, следует учитывать эти индивидуальные различия.
Необходимой общей предпосылкой умственного развития людей является обогащение их чувственного опыта, развитие наблюдательности, овладение речью. Содержание каждого наблюдения дает возможность ставить перед обучаемым вопросы, требующие не только восприятия и воспроизведения, но и размышления.
Такая работа играет решающую роль в формированииспособности думать, т.е. ставить вопросы, находить пути их решения. Умение осуществлять мыслительные операции успешнее вырабатывается там, где обучаемые постепенно переходят от пользования готовыми признаками понятий к их самостоятельному выявлению и обобщению.
Большие возможности для умственного развития несут в себе проблемные методы обучения. При этом обучаемые ставятся в положение исследователя, ищущего решение той или иной проблемы, конечно, открывая для себя вновь те истины, которые уже открыты наукой. Самостоятельное решение обучаемыми познавательных задач — лучшая школа мышления. Согласно выводам выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского (1896- 1934), обучение должно ориентироваться не на достигнутый уровень развития, а на «зону ближайшего развития». Умственное развитие обеспечивается подбором заданий исследовательского характера в целях установления причинно-следственных связей, сравнения и т.п.
Выявляя те или иные трудности, с которыми при этом приходится сталкиваться обучаемым, следует помогать им преодолевать эти трудности собственными усилиями.
Одна из основных задач преподавателя состоит в том, чтобы раскрыть резервытворческого мышления обучаемых.
Современный американский исследователь проблем умственного воспитания Г. Драйден разработал рекомендации в виде двенадцати шагов по реализации творческих возможностей мышления. В сокращенном виде их можно свести к следующему:
§ Определите, в чем заключается задача.
§ Как возможно более четко представьте себе идеальное решение.
§ Соберите факты: если вы не владеете достаточным количеством фактов для решения данной проблемы, то вряд ли найдете правильное решение. Вы станете великим творцом идей, если будете неустанным искателем информации.
§ Разрушьте шаблоны, откажитесь от стереотипов: чтобы решать проблемы творчески, нужно открыть новые пути, найти новые пересечения, обнаружить новые связи.
§ Выходите за рамки своей специализации. Без этого вы получите лишь старые решения. Ответы на вопросы сельского хозяйства могут обнаружиться в области космических исследований. Помните, что один из членов американского правительства, занимавший должность директора Федерального патентного бюро сша в 1899 г., авторитетно заявил: «Все, что может быть изобретено, уже изобретено».
§ Пробуйте новые комбинации уже известного: читайте как можно больше; постоянно спрашивайте себя: «А что если?..»
§ Используйте все органы чувств: Альберт Эйнштейн придумал свою теорию относительности, мечтая, что он путешествует на луче лунного света.
§ Отключитесь от проблемы, пусть все уляжется в голове: после сытного обеда к работе подключается желудочный сок, позвольте поработать «желудочному соку» своего подсознания. Это приведет ваш мозг в наиболее эффективное творческое состояние.
§ Расслабьтесь, послушайте музыку, отдохните на природе: это откроет мозг для новых впечатлений.
§ Ложитесь спать: утро вечера мудренее. Перед тем как отправиться спать, напомните себе о задаче и ее идеальном решении; затем к действию приступит подсознание; оно никогда не спит.
§ Эврика! Идея появилась. Причем она может прийти к вам и во сне, как это не раз случалось в жизни творчески мыслящих людей.
§ Перепроверьте: узнайте, полным ли является решение, нельзя ли его улучшить, исправить?
Развитие интеллекта во всех его проявлениях тесно связано с мотивационной сферой личности, ее потребностями, мотивами, интересами. Средствами стимулирования мотивационной сферы является прежде всего содержание учебного материала, методы его подачи, создание в процессе мыслительной деятельности положительных эмоций и настроения.
Трудовое воспитание
Важным направлением воспитательной работы учебных заведений всех типов является трудовое воспитание. Его основная задача — приобретение обучаемым знаний о предметах, средствах и процессах труда, общетрудовых и специальных умений и навыков, необходимых для выполнения производительного труда и овладения какой-либо профессией.
Основными принципами трудового воспитания являются политехническая направленность, связь с изучением основ наук, творческий подход к решению трудовых задач и полезный для личности и общества характер результатов труда.
Одним из важных условий трудового воспитания является его связь с учебными предметами по основам наук. Межпредметные связи, реализуемые в процессе трудового воспитания, помогают раскрыть естествен но-научные основы орудий труда и трудовых операций, а также организационно-экономические принципы, личную и общественную значимость трудовой деятельности. Использование в процессе трудового воспитания мсжпрсдмстных связей делает более действенными знания по основам наук, формируют сознательное творческое отношение к трудовым заданиям, полнее раскрывают причинно-следственные связи явлений объективной действительности.
Основными методами трудового воспитания являются упражнения, эксперименты, лабораторно-практические работы, сельскохозяйственные исследования, решение технических задач, экономические расчеты, работа над технической документацией.
Трудовое воспитание организуется преимущественно в виде трудовой практики, экскурсий и т.п. Занятия проводятся как в учебных, так и в учебно-производственных условиях. В учебно-воспитательном процессе участвуют не только преподаватели, но и инженерно-технические работники предприятий.
Необходимой предпосылкой трудового воспитания в современных условиях является учет новых социально-экономических условий, сложившихся в современной России: развитие частного предпринимательства, рыночных отношений. Сегодня важно формировать цивилизованные представления о бизнесе, рыночных отношениях, предпринимательской деятельности. Важно убедить обучаемых, что при решении всех хозяйственных вопросов ни в коем случае нельзя противопоставлять потребности хозяйства и принципы социальной справедливости, общечеловеческой нравственности и что эффективным может быть только честный бизнес.