Понятие воспитания. Характеристика основных видов воспитания (физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, межнациональное).

Воспитание – В узком смысле - система целенапр-х воздействий на л-ть с целью форм-я в заданном напр-ии мировоз-я, системы ценностей и установок. В широком смысле –целенапр-ый пр-с развития физ-х и дух-х сил л-ти, ее интеллекта. Т.е. восп-е яв-ся одним из видов д-ти по преобразованию ч-ка или группы людей.

Предмет воспитания - чел, испыт-ющий возд-вие.

Сущность восп-ия заключ-ся в таком взаимод-ии, что восп-ель намеренно стремится повлиять на воспит-ого. Т е воспит-е явл-ся одним из видов деят-ти по преобраз-ю чел или группы людей. Это практико-преобраз-щая деят-ть, направл на измен-е психич. сост-я, мировоззр. и сознания, знания и сп-ба деят-ти, лич-ти и цен-ых ориент-и воспитуемого.

Задача воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Среди воспит-ых фак-ров выд-ют 2 осн-ые группы: объект-ю и субъект-ю.

1.К группе объек-ых фак-ров относятся: - генетич-я наслед-ность и сост здор чел; -соц и культурн. принадл-ность семьи,; -, профес-ый и соц-ый статус;

2.Группу субъек-ых фак-ров сост-ют: -псих особ-ти, мировоззр, ценностные ориен-ции, внутр потреб-ти и интересы как восп-ля, так и воспит-го; -сист отнош с социумом; - возд-ия на чел со стороны отд людей, групп.

Цели воспит-я — это ожид-е измен-я в чел (группе люд), осуществленные под возд-ем спец подгот и планомерно провед-ых воспитат акций и действий. В кач-ве критер-в оценки воспитанности чел прин-ют: «добро», «истину», «красоту», степень ориент. в правилах, нормах, идеалах и цен-ях.

Виды:

1. Умств воспит ориент-но на разв-е интелл-ых способн-й чел, интереса к позн-ю окруж мира и себя. Оно предполаг: 1.развитие силы воли, памяти и мышлен;2формир-е культуры учебн и интеллект труда; 3.разв-е личн-х кач-в

Задачи умственного воспитания:усвоение определенного объема научных знаний;формирование научного мировоззрения;развитие умственных сил, способностей и дарований;развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки

2.Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:укрепление здоровья, правильное физическое развитие;повышение умственной и физической работоспособности;развитие и совершенствование природных двигательных качеств;развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

3. Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В качестве основных задач этического воспитания выделяют: 1накопл-е нрав-го опыта и знаний о правилах общ-го повед-я 2разв-е нрав-ых кач-в личн. Осн. Критер: нравств убежд-я, морал пр-пы, цен-ые ориентации, поступки по отнош к близк и незнак-ым людям.

4. Эстетическое (эмоциональное) воспитание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников.

Задачи эстетического воспитания: формирование эстетических знаний и идеала;воспитание эстетической культуры;формирование эстетического отношения к действительности;развитие эстетических чувств;приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

5. Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.

6. Межнациональное воспитание.

М-ды восп-я: 1.Приучение воспит.на премере для подражан., 2. Поощрение (похвала, одобр-е, награда, благ-ть). , 3.Наказание (замеч-е, выговор, общ-ое порицание, упрек). 4.Убеждение осущ-ет задачу включ-я воспит-ка в сист целесооб-ых действий по формир-ию конкретн опыта.

М-д самовосп-я- сист упражн-й и тренир-ок.

Формы воспитания - инд-е (инд. беседа на этическую тему), групп-е (сборы, собрания, классные часы и т.п.) и масс-ые (вечера отдыха, читательские конференции, военно-спортивные игры, соревнования.

Современные модели воспитания: традиционная модель(в основе национальные, семейные, религиозные, социально-групповые традиции, «отцы-дети»), государственно-политической модели, Функционально-ролевая модель(доминируют общественные интересы).

Система воспитания опирается на следующие принципы:1) общественная направленность воспитания;2) связь воспитания с жизнью, трудом; 3) опора на положительное в воспитании;4) гуманизация воспитания;

КОНЦЕПЦИИ: Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя. Гуманистическая концепция, имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я». Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора. Гуманистический идеал обнаружил свою устойчивость, сохранившись и в постсоветской России в условиях коренного изменения социальных целей, когда коммунистические установки сменились демократическими.В этой обстановке в современной России произошло возрождение гуманистических целей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, как А.С. Макаренко, В.Л. Сухомлинскийу В.Ф. Шаталов. Таким образом, сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. (Макаренко - воспитание в коллективе «Педагогич.поэма»)

Билет 27

Гендерология как наука.

Гендер – это социальный аспект отношений между мужчинами и женщинами, который проявляется во всех областях общественной жизни, включая политику, экономику, право, идеологию, культуру. Понятие «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, связанные с полом и сексуальностью, но возникающие во взаимодействии с другими людьми.

Гендер не сводится только к социальным ролям мужчины и женщины. Роль ситуативна, а гендерная вариация присутствует во всех ролевых репертуарах, является базовой идентичностью. Понятие «гендер» включает в себя 3 группы характеристик: 1) социальный пол; 2) полоролевые стереотипы; 3) «гендерный дисплей», т.е. предписанные обществом нормы мужского и женского действия и взаимодействия во всем многообразии их проявления.

К основным категориям гендерологии, помимо гендера, можно отнести понятия «пол», «мужчина/женщина», «маскулинность/феминность», «гендерная индентичность».

Понятие «пол» соотносится, прежде всего, с природно-биологическими характеристиками человека, и этот аспект изучается в рамках биологии, генетики, психологии. Однако человек – существо социальное, и его природные составляющие определяются жизнью в обществе. Если для общества вопрос физического выживания главный, то наблюдать будем одно отношение к полу; если руководящими окажутся более сложные проблемы духовного развития человека, отношение будет совершенно иным.

Наряду с понятиями «мужчина/ женщина», которые обычно относят человека к одному из биологических полов, в гендерологии появляется другая оппозиция – «маскулинное/феминное», акцентирующая внимание на сложившихся в конкретном обществе представлениях о «типичном мужчине» и «типичной женщине».

Гендерная идентичность представляет осознание себя как представителя данного пола, ощущение своего женского или мужского тела, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте.

Объектом гендерологии являются мужчины и женщины.

Предметом гендерологии являются социальные, политические, экономические, сексуальные и другие проблемы мужчин и женщин, а также существующие в данном обществе представления, стереотипы о различиях между мужчинами и женщинами.

Гендерология как новое научное направление находится в стадии становления и основывается, прежде всего, на феминологии – науке о женщине и социальном равенстве полов. Становление и развитие гендерологии и феминологии основывается на общефилософском диалектическом методе, что означает знание и применение законов и категорий общего порядка, а также общесоциологических законов и категорий. Используются и общефилософские принципы научного познания: единство исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному, диалектика общего, особенного и единичного и др. Метод гендерологии и феминологии представляет собой конкретизацию общефилософского метода применительно к конкретным проблемам и явлениям жиз- ни, среди которых есть и такие, как проблема изучения общественных явлений во взаимосвязи с другими, например, определение социального статуса женщины в обществе, определение противоречий в существующих отношениях между полами, которые необходимо преодолеть, и др.

Исследовательские методы гендерологии могут быть заимствованы как из естественнонаучных дисциплин, так и из гуманитарных и социальных наук. Следовательно, можно говорить о применимости методов психодиагностики, количественных (социологический опрос, контент анализ документов, метод интервью, наблюдение и эксперимент) и качественных(фокус группа, исследование случая («кейс стади»), этнографические исследования, неструктурированные интервью) методов социологии, историзма, количественных методов биологических наук

2.Педагогическая система и педагогический процесс.

Педагогика (с греч. детовождение)– наука и практика обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития. Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Педагогическая система — это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека.

Педагогический процесс - специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников), направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Принципы функционирования системы:

– оптимальность;

– структурность – выделение частей (компонентов) системы, их упорядочение и классификация;

– функциональность – в качестве компонентов системы выступают функции, регулирующие отношения и связи в системе;

– интегративность – особое внимание уделяется системообразующим элементам, которые объединяют ее компоненты и способствуют сохранению и функционированию целого.

Педагогические системы рассматриваются как динамические системы, отношения между компонентами которых постоянно изменяются.

Каждая педагогическая система состоит из структурных и функциональных компонентов. Структурные:1( субъект (педагог); 2) объект педагогического воздействия (ученик); 3) цели обучения и воспитания; 4) предмет их совместной деятельности; 5) средства педагогической коммуникации.

Развивая взгляды Кузьминой Н.В., Якунин В.А. выделяет такие функциональные компоненты педагогической деятельности: целеопределение; информационный компонент; прогнозирование; принятие решений; организация исполнения; общение и коммуникация; контроль; коррекция.

Педагогические системы можно рассматривать на макро-, мезо– и микроуровнях.

На макроуровне – это государственно-общественная система образования и воспитания, региональные системы образования и т. д.

На мезоуровне – это деятельность учебных заведений, детских организаций и других социальных институтов общества, реализующих педагогические цели.

На микроуровне – это педагогические системы, реализующие специфические задачи; авторские педагогические системы; педагогические системы, сложившиеся в рамках деятельности группы учителей и учащихся.

Компоненты педагогической системы: – деятельность учителей и учащихся;– управленческая деятельность, направленная на создание условий для решения образовательных задач;– педагогические средства (содержание педагогической деятельности, формы и методы педагогической работы).

Закономерностью педагогической системы являются связь между ее компонентами, они представляют собой те существенные связи, от которых зависит оптимальность педагогических задач.

Педагогический процесс - это развивающееся системное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, т.е. преобразованию их качеств и поведения, развитию личности.

Компонентами системы, в которой осуществляется педагогический процесс, являются: педагоги, воспитанники, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуется целью, задачами, содержанием, методами, формами взаимодействия педагогов и воспитанников, а также достигнутыми при этом результатами.

Выделяют основные компоненты педагогического процесса: 1. -целевой(разнообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - формирование всесторонне и гармонично развитой личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементе.),

2. содержательный(отражает сущность того, что реализуется в процессе достижения как общей цели, так и каждого задания частности),

3. деятельностный(предусматривает взаимодействие педагогов и воспитанников, их сотрудничество, организацию и управление процессом, имея в виду итоговый результат В научно-педагогической литературе этот компонент нази ивають еще организационным или организационно-управленческием.),

4. результативный(отражает эффективность его функционирования, характеризует достигнутые достижения в соответствии с определенной целью и задачами).

Между компонентами педагогического процесса выделяют определенные связи - информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные, управления и самоуправления, причинно-следственные, генетические, которые проявляют тенденции, традиции в обучении и воспитании, обеспечивают определенную преемственность и последовательность в планировании и реализации новых педагогических процессе.

Основные системы организации педагогического процесса

В дидактике известны три основные системы организации педагогического процесса:

1)индивидуальное обучение и воспитание;2) классно-урочная система;3) лекционно-семинарская система.

Эти системы отличаются одна от другой:• количеством учащихся, обучающихся в рамках этих систем; • соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников;• степенью их самостоятельности;• спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога.

Билет 28

Наши рекомендации