Методические рекомендации по работе с Портфолио
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Психология и педагогика - 1 курс.
Преподаватель – Мануйлова Е.А.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
1 семестр
Смежные дисциплины по учебному плану | |||||||||||||||||||||||||
Педагогика (Введение в профессиональную педагогическую специальность - 1 модуль) | |||||||||||||||||||||||||
ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ (входной рейтинг-контроль, проверка остаточных знаний по смежным дисциплинам) | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ (проверка знаний и умений по дисциплине) | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ | |||||||||||||||||||||||||
ИТОГО МАКСИМУМ: 25-36 67-72 |
Изучение курса происходит в рамках разных форм организующей учебной деятельности. Основными среди них являются: лекции, практические занятия, самостоятельная работа с литературой, творческие и самостоятельные задания. Форма контроля – экзамен. Форма промежуточного контроля – работа над индивидуальным и (или) групповым проектом (портфолио) по курсу и его защита; самопрезентация.
Требования к организации и подготовке занятий.
Форма итогового контроля по курсу «Психология и Педагогика» является экзамен. Оценивание работы студентов проводится по рейтинговой системе, которая предусматривает 72 бальную шкалу (2 кредита), то есть 72 балла – это максимальное количество баллов, которые студент может получить за академические успехи в процессе изучения курса.
Рейтинг складывается из баллов, которые студент получает за выполнение всех видов учебной работы, предусмотренных курсом, на основе следующих форм контроля:
1. Рефлексивные задания на лекциях;
2. Письменный опрос на семинарских занятиях;
3. Выполнение творческих домашних заданий к семинарским занятиям с их презентацией на занятии;
Посещение лекций и семинарских занятий
Виды работ:
Рефлексивное задание на лекции – минимум – 0,2 балла; максимум – 2,7 балла
2.Посещение лекции (семинарского занятия) – 0,5 баллов;
3.Письменный опрос на занятии – минимум – 0, максимум 1,7 балла;
Выполнение творческого задания – минимум 1 балл, максимум 2,5 балла.
Результаты изучения курса фиксируются в рейтинг-карте студента.
Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: устное собеседование с преподавателем по проблемам пропущенных семинарских занятий, обязательное выполнение письменных работ, отразить через рубрики в портфолио.
РЕЙТИНГ-КАРТА СТУДЕНТА 1 курса физико-математического факультета, направление «прикладная математика»
_______________________________ (ФИО)
По дисциплине «Психология и Педагогика»
Виды работ и формы контроля | Рейтинг-баллы, набранные студентом | ||||
1 блок Вводный модуль. Входной рейтинг-контроль | Посещение | Эссе-размышление | Тест | ||
2 блок Базовый модуль Лекции | Посещение | Рефлексивные задания на лекции | |||
1 лекция | |||||
2 лекция | |||||
3 лекция | |||||
2 блок Базовый модуль Семинарские занятия | |||||
Семинарское занятие 1 | Посещение | Письменный опрос | Творческие задания | Всего | |
Семинарское занятие 2 | |||||
Семинарское занятие 3 | |||||
Семинарское занятие 4 | |||||
Семинарское занятие 5 | |||||
Семинарское занятие 6 | |||||
Семинарское занятие 7 | |||||
Семинарское занятие 8 | |||||
Семинарское занятие 9 | |||||
Семинарское занятие 10 | |||||
3 блок Дополнительный модуль | |||||
Творческая работа над портфолио по темам занятий | Всего | ||||
Итого: |
Методические рекомендации по работе с Портфолио.
Работа над предметом блока педагогических дисциплин – «Педагогика и Психология» через портфолиопроводится для решения четырех задач:
1. Портфолио для тех, кто будет работать над ним не формально, поможет накопить и систематизировать материал к будущей курсовой(а, возможно, и дипломной) работе.
2. С помощью портфолио Вы начнете накапливатьдля использования в ходе педагогической практикисамые современные педагогические технологии (портфолио – одна из них).
3. Портфолио – своеобразный «допуск» к сдаче экзамена;но работа над предметом с помощью портфолио – это еще возможность получить максимальное количество баллов по курсу(таким образом, при отличном содержании портфолиоу Вас есть «запас» для получения максимального количества баллов и экзамена).
4. Портфолио, качественно выполненный Вами – это «скорая помощь» для Вашей работы на педпрактике: копилка методических идей и разработок,которыми можно воспользоваться в нужный момент, не прибегая к услугам библиотеки или Интернета.
Тематический портфолио может быть представлен двумя вариантами:
1. Вы среди всех вопросов и тем, выносимых на изучение по предмету (с ними можно ознакомиться по программе курса) выбираете ту одну, которая отвечает Вашим интересам. Тема – любая, но отвечающая содержанию изучаемого предмета.Выбрав ее, Вы готовитесь к каждому занятию,пополняя свой портфолио теми материалами, в которых Вы находите связь с темой своего исследования.
2. Вы знакомитесь с темой первого занятия и определяетесь со своими педагогическими позициямив образовании (воспитании и обучении подрастающего поколения). И, сделав свой выбор, Вы к каждому лабораторному занятиюпополняете свой портфолио новыми материалами в соответствии с темой занятия.
Структура портфолио.
Рубрика | Разделы |
1. Самопрезентация | 1.Сделав свой выбор, Вы на первом занятии презентуете себя, но главным образом, свой выбор, доказывая актуальность профессии в сфере человек-человек. Почему – это ваш выбор? (Обосновать.) Осуществить самопрезентацию можно с помощью методического приема 1 раздел: «Коллаж», «Карта желаний»; 2 раздел: эссе-размышление по темам: Перспективы педагогической профессии; Ребенок XXI века; Учитель XXI века; 3 раздел: Сравнительная характеристика образа школы (учителя, ученика) в отечественном и западном кинематографе. Приемы: коллаж, эссе-размышление; статистические данные (информация в цифрах); глоссарий. |
2. Коллектор (не менее 2-х разделов): информация, собираемая в соответствии с темами семинарских занятий, отражающая теоретическую подготовку к занятию, не являющаяся продуктом деятельности автора портфолио. Однако, должна быть систематизирована, выверена и отобрана. | -Теоретический монолог: собираются основные теоретические положения по теме портфолио; - Чтобы это значило?: понятийно-терминологический словарь темы; - Статистические данные: информация в цифрах и фактах; - Законы, принципы, правила: теоретические основы рассматриваемого материала; - Нормативные документы. Работа над этим разделом портфолио ведется также к каждому занятию |
2. Рабочие материалы (не менее 2-х разделов):раздел, включающий информацию, которая была использована автором портфолио в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий, т.е. это копилка различного рода заданий и работ, выполненных автором по теме порфолио, интерпретация автора портфолио, изученного материала. | - Девиз темы, эмблема темы, реклама темы; -График-органайзер: схемы, графики, опорные конспекты, таблицы и т.п.; -Диверсант: аргументы и контраргументы на заданную тему; -Цитаты и афоризмы; - Банк идей: практические разработки форм работы. -Копилка разминок. - Глоссарий (наглядный образ (рисунок)к понятию) - Коллаж (схема связей и образов понятий, Явлений, фактов) Работа над этим разделом портфолио ведется также к каждому занятию в соответствии с выбором, который Вы предпочли, с Вашей фантазией. Оценивается оригинальность идей, методических приемов, творческость этой части портфолио. Напоминаем, что рабочие материалы – это не то, что Вы переписали или отксерокопировали из имеющихся источников информации, а то, что Вы создали (придумали, разработали) сами. |
3. Мои достижения (не менее 2-х разделов) | - Стимулы успеха: что в ходе работы помогало моему прогрессу; - Мои открытия: информация, которая удивила, закономерности, которые установил самостоятельно; -Неотправленные письма: неопубликованные размышления на тему; письма кому? -Где и когда я смогу использовать …: практическое применение полученных знаний; - Трансфертный лист. Этот раздел портфолио выполняется Вами для того, чтобы был осмыслен тот индивидуальный маршрут образования, который был Вами реализован в работе над предметом. Работа над этим разделом портфолио показывает и Вашу способность рефлекировать по поводу тех изменений, которые произошли с Вамив ходе работы над данным учебным предметом. Вам помогут следующие вопросы: · При работе над какими педагогическими понятиями Вы узнали для себя больше всего нового? Сформулируйте это новое. · Какие педагогические позиции стали для вас значимыми, ценностными? · Какие собственные позиции пересмотрены? · Какими были Ваши личностные смыслы в работе над: Ø курсом в целом; Ø конкретной темой; Ø отдельным вопросом; Ø базовым понятием курса; Ø творческим заданием; Ø портфолио в целом или его отдельными разделами? Менялись ли они по ходу освоения данного курса? · Какие цели-ценности в работе над собой четко обозначились? · Какие способы учебной работы были востребованы в ходе занятий? · В чем смогли реализовать себя по ходу занятий? · Какое занятие заставило в большей степени задуматься и над чем? · Какие общие учебные умения развивались в ходе занятий? Над развитием каких занятия помогли задуматься?
|
Портфолио
Портфолио — это коллекция работ за определенный период времени (обычно за семестр или учебный год), которая рассматривается либо с точки зрения прогресса обучающегося, либо с точки зрения соответствия учебной программе и стандартам обучения.
В портфолио могут входить одноплановые (контрольные, тесты), либо разноплановые материалы (домашние работы, тесты, выполненные в аудитории пятиминутные работы, сочинения, лабораторные работы, видео- или аудиозаписи работы обучающихся, проекты и т. д.).
Виды портфолио
Портфолио документации
Портфолио процесса
Портфолио показательное (презентационное)
Портфолио рабочее (работ)
Портфолио оценочное
Портфолио тематическое, проблемное