Система отраслей педагогической науки
Ядром в системе отраслей педагогической науки является общая педагогика, изучающая общие закономерности образования, воспитания, обучения, развития личности, педагогической деятельности.
Родовыми составляющими являются:
общие основы теории воспитания, дидактики,
методология и методика воспитания и обучения, самоформирования,
школоведение (вузоведение).
Видовыми же формами по отношению к общей педагогике являются
сравнительная,
специальная педагогика,
история педагогики,
возрастная,
профессиональная,
социальная педагогики.
Каждая из них имеет свои подвиды.
Юридическая педагогика — это особая область научного педагогического знания — юридико-педагогического, особая отрасль педагогики, разновидность профессиональной педагогики.
Юридическая педагогика является междисциплинарной областью научного знания, находящейся на стыке юридического и педагогического знания, но по преобладающим признакам она отрасль педагогики, а не юриспруденции.
Предметом юридической педагогикиявляется юридико-правовая действительность, т.е. педагогические факты, закономерности и механизмы образования, обучения, воспитания и развития, существующие, действующие в правовой сфере и влияющие на ее состояние, а также в обществе, но влияющие на состояние законности, правопорядка и деятельность правоохранительных органов.
В настоящее время сфера педагогической науки значительно расширилась. Интенсивному исследованию подвергаются не только закономерности формирования личности ребенка, подростка (ясельная, дошкольная педагогики, педагогика школы), но и людей взрослых — андрогогика. Возникла и оформилась специальная отрасль возрастной психологии и педагогики — акмеология, занимающаяся исследованием взрослого человека (молодости, среднего и пожилого возраста), способов достижения им вершин своего развития и утверждения в жизни, его переквалификации и овладения новыми профессиями, психогигиены и профилактики, рациональной организации труда, быта, досуга.
Отраслями педагогической науки о взрослых является вузовская педагогика, педагогика профессионального образования, педагогика специального образования, в том числе юридическая педагогика, специальные педагогические науки (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика), лечебная педагогика. Частью педагогики стала аутогогика — наука о закономерностях самовоспитания и самообучения. В систему педагогических наук входят также методики обучения и воспитания школьников, студентов, взрослых людей.
Таким образом, педагогика представляет собой систему взаимосвязанных отраслей педагогической науки, в которой возникают все новые направления: коррекционная педагогика, педагогическая прогностика, превентивная педагогика.
Каждая из отраслей педагогической науки в разработке своих проблем использует данные многих смежных наук:
психология | физиология | социология |
история | педагогика | этика |
философия | антропология | культура |
- при определении целей воспитания — философии, социологии, психологии, физиологии, аксиологии, этики, эстетики, истории, медицины и др.;
- при изучении объема, структуры, логики изложения учебно-воспитательной информации — математики, статистики, логики, теории информации, теории коммуникации, кибернетики и др.
Педагогика прежде всего тесно связана с психологией. Последняя изучает законы функционирования психики человека. Предметом же педагогики являются закономерности целенаправленного изменения этой психики педагогическими средствами. Очевидно, что без учета психологии педагогическая деятельность не может быть результативной.
Педагогика тесно связана с социологией, которая является наукой об обществе как целостной системе, неизбежно рассматривает и область образования, воспитания. Имеются связи педагогики и с другими науками.
Вывод по второму вопросу.
Таким образом, педагогика – это наука о воспитании подрастающих поколений и взрослых людей — целенаправленную, специально организованную и непрерывно проводимую деятельность, отвечающую общественным потребностям. Она имеет свой предмет, объект исследования, структуру, опирается на категории и взаимосвязана с различными науками.
Во все времена педагоги стремились помочь людям становиться лучше, развивать и реализовывать присущие им способности с наибольшей пользой для себя и общества. С этих позиций педагогические знания необходимы и юристам, профессиональная деятельность которых предполагает постоянное взаимодействие с другими людьми.
Основная педагогическая задача юриста – получить знания, умения и навыки, которые позволят путем необходимых воспитательных воздействий добиться усвоения человеком общественных норм и побудить его к правопослушному поведению.
При выполнении своих профессиональных задач сотрудник может использовать различные методы: метод убеждения, а также упражнение, приучение, поручение, создание воспитывающей ситуации, поощрение, наказание, внушение, пример и т. п.