Метод обучения. Приёмы и средства обучения. Различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике, их анализ
Мо-упорядоченная деят-ть педагога и уч-ся, направленная на достижение цели обучения. Приём обучения-это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода. М. о. - категория историческая, они изменяются с изменением целей и содержания образования. Классификация: 1)Традиционная. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берётся источник знаний(практика, наглядность, слово). В данной классиф 5 методов: практический(опыты, упражнения, учебно-производительный труд), наглядный(иллюстрации, демонстрации), словесный(рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, инструктаж, разъяснение, объяснение), работа с книгой(чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, конспектирование, составление плана), видеометод(просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя», контроль). 2)Классификация методов по назначению(Данилов, Есипов). Общий признак-последовательные этапы, через кот проходит процесс обучения на уроке. Методы: приобретение знаний, формирование умений и навыков, приминения знаний, творческой деят-ти, закрепления, проверка знаний умений и навыков. 3)Класс-ия методов по типу познавательной деят-ти. ТПД-это уровень самостоятельности познавательной деят-ти, кот достигают уч-ся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Методы: объяснительно-иллюстративный(учитель орган-ет восприятие знаний, уч-ся осущ-ют восприятие и осмысление знаний, запоминают в памяти), репродуктивный(знания учащимся предлагают в «готовом» виде, уч-ся сознательно усваивают знания, многократное повторение знаний), проблемное изложение(учитель показ путь исследования проблемы, излагая её решение от начала и до конца, ученики наблюдатели), частично поисковый(уч-ся знания добывают самостоят, учит орган-ет поиск новых знаний с пом разнообразн средств), исследовательский(учитель вместе с у-ся формул-ет проблему, уч-ся сами добывают знания, деят-ть учит сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач). 4)По дидактическим целям выделяют две группы методов: 1)методы, способствующие первичному усвоению учебного материала: информационно-развивающие(беседа, устное изложение учителя, работа с книгой), эвристические(эврест беседа, диспут, лаборат раб), исследовательский метод. 2)методы, способств закреплению и совершенствованию приобретенных знаний: упражнения(по образцу, комментированные упражнения, вариативные упр), практические работы. 5)Бинарные и полинарные классификации. Махмутов- Кл-ия на сочетании методов преподавания и методов учения(метод препод-метод учения: информационно-сообщающий-исполнительный, объяснительный-репродуктивный, инструктивно-практический-продуктивно-практический, объяснительно-побужждающий-частично-поисковый, побуждающий-поисковый). 6)три группы методов. Бабанский. 1)методы организации и осуществления учебно-познавательной деят-ти (словесные, нагляд, практич, методы самост работы и под руководством учит; познавательные игры, учебные дискуссии) 2)М стимулирования и мотивации учебно-познавательной деят-ти(убеждения в значимости учения, предъявление требований, упражнения в выполнении требований, поощрения и порицания) 3)методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деят-ти.(методы устного контроля и самоконтроля(индивид. Опрос, фронтальный опрос, устный зачёт, устный экзамен, программированный опрос, устный самоконтроль), методыписьмен контроля и самоконтроля(контр письм работа, письм зачет и экзамен, программ письменных работ, письмнный самоконтроль), методы лабораторно-практического контроля(контрольные лаборат работы, машинный контроль, лабораторно-практический самоконтроль).
Проблемное обучение.
По –это такое обучение, при кот уч-ся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала.(Лернер). обучение, при к-ром преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению уч. проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоят, поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. П. о. направлено на формирование познават. самостоятельности учащихся, развитие их логич., рационального, критич. и творческого мышления и познават. способностей. Опираясь на закономерности психологии мышления, логику науч. исследования, П. о. способствует развитию интеллекта учащегося, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения. В этом и заключается гл. отличие П. о. от традиционного объяснительно-иллюстративного. П. о. предполагает не только усвоение результатов науч. познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. В основе организации П. о. лежит личностно-деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритет поисковой уч.-познават. деятельности учащихся, т.е. открытия ими под руководством обучающего выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знании к практике. Возникла система методов обучения, в к-рой создание проблемной ситуации учителем и решение проблем учащимися стало гл. условием развития их мышления. В этой системе различаются общие методы (монологич., показательный, диалогич., эвристич., исследо-ват., программированный, алгоритмический) и бинарные - правила взаимодействия учителя и учащихся. П. о. предполагает отличную от традиционной структуру урока, состоящую из трёх компонентов (являющихся одновременно и его этапами): актуализация опорных знаний и способов действия; усвоение новых понятий и способов действия; применение их (формирование умений и навыков). Такая структура урока обеспечивает реализацию познавательной, развивающей и воспитывающей функций обучения. Пробл ситуация-это психическая реальность, кот выявлена в экспериментальных исследованиях мышления как одно из закономерностей его процесса, пределяющих начальный момент мышления. Способы создания пробл сит: 1)столкнов уч-ся с жизненными явлениями, предметами, требующими теоретич объяснения. 20при организации практич работы уч-ся 30при побуждении уч-ся к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об этом явлении 4)при формировании гипотез 5)при побуждении уч-ся к предварительному обобщению новых фактов 7)при организации исследовательских заданий