Общение, основанное на взаимопонимании

12. Ставка на самостоятельность и самодеятельность детей.

13. Право ребенка на свободный выбор.

При возникновении проблемы следует создать для воспитуемого поле выбора, но оставить выбор за ним. /Человек как личность должен уметь делать свой выбор и нести за него ответственность/.

Право ребенка на ошибку.

15. Право ребенка на свободную точку зрения.

16. Принятие ребенка таким, каков он есть.

Терпимость к детским недостаткам.

Не акцентировать недостатки ребенка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству ребенка.

Индивидуальный подход.

Учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе.

Исходить из возможностей, которыми располагает ребенок, учить с учетом его потенциальных возможностей.

Конструирование индивидуальных программ развития.

Отказ от ориентирования на среднего ученика.

19. Эмпатическое отношение к ученику (сочувствие, сопереживание, милосердие).

Любовь к детям, заинтересованность в их судьбе.

Гуманизация образовательного процесса предполагает:

ñ дифференциацию учебно-воспитательной деятельности.

ñ индивидуализацию процессов воспитания и обучения.

ñ создание благоприятных условий для развития наклонностей и способностей каждого воспитанника.

ñ комфортность учебно-воспитательной деятельности.

ñ психологическую безопасность, защиту учащихся.

ñ оказание помощи в решении жизненных проблем

ñ усиление роли гуманитарного образования.

Одним изсредств гуманизации является ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ образования.

Она связана, прежде всего, с

изменением структуры и характера содержания образования,

Повышением статуса гуманитарных дисциплин,

увеличением доли гуманитарных предметов в структуре учебного плана /этика, эстетика, история, литература…/; учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой.

Смысл гуманитаризации - затронуть внутренний мир личности, сформировать эмоционально-ценностное отношение человека к миру и самому себе.

КРОМЕ ТОГО, ВАЖНО:

Движение к гуманизму без движения к сотрудничеству чаще всего никуда не приводит.

Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель – ученик» - установления связей СОТРУДНИЧЕСТВА.

Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов работы учителя.

Педагогика сотрудничества – одно из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.

Сотрудничество – идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Сотрудничество в отношениях «учитель – ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов и принимает формы содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления.

№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№

№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№

№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ.

Закономерность отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся связи между составными частями, процессами воспитания.

1. Зависимость воспитания от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества.

2.Единство и взаимосвязь воспитания и развития личности.

3. В.Леви: чем сильнее наше воспитательное давление, тем меньше мы узнаем о подлинной жизни и внутреннем мире ребенка.

4. Ребенок нормально развивается в организуемой в процессе воспитания деятельности при условии его позитивного внутреннего состояния (радости, счастья, одухотворенности, жизнерадостности, хорошего настроения, уверенности в любви и уважении окружающих, чувства защищенности).

5. Воспитательный процесс эффективен, если ребенок в нем воспринимается как целостная личность со всеми достоинствами и недостатками, со всеми трудностями роста и противоречиями, со всей системой его многообразных отношений к окружающему миру.

6. /Закон/ параллельного педагогического действия: «В жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или отношения, которые помимо своего жизненного значения не имели бы значения воспитательного» (И.Ф.Козлов).

Принципы - основные положения, определяющиесодержание, организационные формы и методы воспитательного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

- руководящие идеи,нормативные требования к организации и осуществлению воспитательного процесса.

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

Принцип личностно-ориентированного подхода к воспитанию. Принцип сочетания педагогического руководства деятельностью воспитанников с развитием их инициативы и самостоятельности.
Принцип опоры на положительное в воспитаннике. Принцип целостного подхода в воспитании.
Принцип гуманистической направленности воспитания. Принцип сотрудничества, партнерства в воспитании.
Принцип стимулирования активности личности. Принцип эстетизации детской жизни.
Принцип культуросообразности /Маленкова/ Принцип связи воспитания с жизнью.
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Принцип подхода к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться /А.С.Макаренко/.
Принцип восприятия и приятия воспитанника таким, каков он есть /Маленкова/. Принцип учета возрастных, половых и индивидуальных особенностей в организации воспитательного процесса.

++++++++++++++++++++

Наши рекомендации