Общение, основанное на взаимопонимании
12. Ставка на самостоятельность и самодеятельность детей.
13. Право ребенка на свободный выбор.
При возникновении проблемы следует создать для воспитуемого поле выбора, но оставить выбор за ним. /Человек как личность должен уметь делать свой выбор и нести за него ответственность/.
Право ребенка на ошибку.
15. Право ребенка на свободную точку зрения.
16. Принятие ребенка таким, каков он есть.
Терпимость к детским недостаткам.
Не акцентировать недостатки ребенка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству ребенка.
Индивидуальный подход.
Учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе.
Исходить из возможностей, которыми располагает ребенок, учить с учетом его потенциальных возможностей.
Конструирование индивидуальных программ развития.
Отказ от ориентирования на среднего ученика.
19. Эмпатическое отношение к ученику (сочувствие, сопереживание, милосердие).
Любовь к детям, заинтересованность в их судьбе.
Гуманизация образовательного процесса предполагает:
ñ дифференциацию учебно-воспитательной деятельности.
ñ индивидуализацию процессов воспитания и обучения.
ñ создание благоприятных условий для развития наклонностей и способностей каждого воспитанника.
ñ комфортность учебно-воспитательной деятельности.
ñ психологическую безопасность, защиту учащихся.
ñ оказание помощи в решении жизненных проблем
ñ усиление роли гуманитарного образования.
Одним изсредств гуманизации является ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ образования.
Она связана, прежде всего, с
изменением структуры и характера содержания образования,
Повышением статуса гуманитарных дисциплин,
увеличением доли гуманитарных предметов в структуре учебного плана /этика, эстетика, история, литература…/; учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой.
Смысл гуманитаризации - затронуть внутренний мир личности, сформировать эмоционально-ценностное отношение человека к миру и самому себе.
КРОМЕ ТОГО, ВАЖНО:
Движение к гуманизму без движения к сотрудничеству чаще всего никуда не приводит.
Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель – ученик» - установления связей СОТРУДНИЧЕСТВА.
Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов работы учителя.
Педагогика сотрудничества – одно из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.
Сотрудничество – идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Сотрудничество в отношениях «учитель – ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов и принимает формы содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления.
№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№
№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№
№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№
ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ.
Закономерность отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся связи между составными частями, процессами воспитания.
1. Зависимость воспитания от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества.
2.Единство и взаимосвязь воспитания и развития личности.
3. В.Леви: чем сильнее наше воспитательное давление, тем меньше мы узнаем о подлинной жизни и внутреннем мире ребенка.
4. Ребенок нормально развивается в организуемой в процессе воспитания деятельности при условии его позитивного внутреннего состояния (радости, счастья, одухотворенности, жизнерадостности, хорошего настроения, уверенности в любви и уважении окружающих, чувства защищенности).
5. Воспитательный процесс эффективен, если ребенок в нем воспринимается как целостная личность со всеми достоинствами и недостатками, со всеми трудностями роста и противоречиями, со всей системой его многообразных отношений к окружающему миру.
6. /Закон/ параллельного педагогического действия: «В жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или отношения, которые помимо своего жизненного значения не имели бы значения воспитательного» (И.Ф.Козлов).
Принципы - основные положения, определяющиесодержание, организационные формы и методы воспитательного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
- руководящие идеи,нормативные требования к организации и осуществлению воспитательного процесса.
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
Принцип личностно-ориентированного подхода к воспитанию. | Принцип сочетания педагогического руководства деятельностью воспитанников с развитием их инициативы и самостоятельности. |
Принцип опоры на положительное в воспитаннике. | Принцип целостного подхода в воспитании. |
Принцип гуманистической направленности воспитания. | Принцип сотрудничества, партнерства в воспитании. |
Принцип стимулирования активности личности. | Принцип эстетизации детской жизни. |
Принцип культуросообразности /Маленкова/ | Принцип связи воспитания с жизнью. |
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. | Принцип подхода к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться /А.С.Макаренко/. |
Принцип восприятия и приятия воспитанника таким, каков он есть /Маленкова/. | Принцип учета возрастных, половых и индивидуальных особенностей в организации воспитательного процесса. |
++++++++++++++++++++