Восприятие как персептивная деятельность. Свойство восприятия

Восприятие – это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств

В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Восприятие вкл. прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Восприятие человека невозможна без деятельности памяти и мышления. Специальных органов восприятия нет.

Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов. Любой предмет или явление действительности выступает как сложный, комплексный раздражитель. Восприятие есть результат аналитико-синтетической деятельности коры мозга: отдельные возбуждения, ощущения связаны друг с другом, образуя целостную систему.

Виды восприятия:

1. Простые(в зависимости от того какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль) – зрительные, осязательные, обонятельные, вкусовые,слуховые

2. Сложные(в зависимости от объекта отражения) – восприятие пространства, восприятие времени, речи, движения

Свойства восприятия:

1. Избирательность восприятия – выделение одного объекта от другого(т.е. что то является основным, что то второстепенным)

2. Апперцепция – зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта и знаний, интересов, чувствии определенного отношения к предмету восприятия(зависимость восприятия от прошлого опыта)

3. Иллюзия – обманы органов чувств(ошибочное восприятие). Истинность восприятия проверяют практикой

4. Целостность

5. Контактность

6. Предметность

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Содержание образования регламентируется уч. планами, уч. Программами по предметам, фиксируется в учебниках, уч. пособиях и электронных носителях информации.

Учебный план – нормативный документ, который определяет:

 Состав учебных предметов

 Последовательность их изучения по годам обучения

 Недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета

 Структуру и продолжительность учебного года

Он является руководством в работе зам директора: для составления расписания и определения нагрузки учителям

Типы учебных планов:

 Базисный – составная часть ГОСа, утверждается ГосДумой и Минестерством образования

 Типовой-федеральный – составляется на основе базисного, отражает систему знаний на территории РФ

 Регионально-учебный – составляется на основе федерального, учитывается национально региональный компонент

 План школы – составляется на основе регионального плана и отражает особенности учебного заведения

Структура учебного плана:

1. Инвариантная – вкл. обязательное изучение предметов на территории РФ

2. Вариативная – вкл. изучение предметов с учетом интересов учеников

Уч.план является руководством в работе зам.директора(для составления расписания и определения нагрузки учителям)

Образовательные программы определяют систему ЗУНов по каждому предмету. По закону «Об образовании» образовательные программы делятся на общеобразовательные и профессиональные.

Общеобразовательные: дошкольное,начальное,основное,среднее

Профессиональные: начальное ,средне-специальное ,высшее,послевузовское

Учебная программа – нормативный документ, очерчивающий круг основныхЗУНов, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому учебному предмету.

Виды:

 Типовые – составляются на основе ГОСа, носят рекомендательный характер

 Рабочие –составляются на основе типовых, утверждается директором

 Авторские – имеют отличительную структуру в зависимости от подхода автора(Занков, Эльконин-Давыдов)

Способы построения уч. программы:

 Линейный – последовательное изучение тем

 Концентрический – темы изучаются с усложнением уч.материала(русск. яз)

 Спиральный – предполагает углубленное изучение основных понятий

 Смешанный – вкл все предыдущие виды

Структура уч.программы:

 Пояснительная записка

 Требования к ЗУН

 Тематический план

 Краткое содержание разделов и тем

Учебная программа является обязательным документом учителя, на основе которой составляется календарно-тематический план и осуществляется уч. процесс

Учебники – это книги излагающие основу научных знаний по определенному уч. предмету

Функции:

 Является источником информации для учителя и ученика

 Является средством обучения

Требования:

 В учебнике должна быть отражена логика науки, уч программы, уч предмета

 Он должен быть утвержден министерством образования РФ или региона

 Уч материал должен быть высоко научным и доступным с учетом возрастных особенностей детей

 Язык изложения уч материала должен быть образным с элементами проблемности

 Оформление должно соответствовать возрастным особенностям и не наносить вреда здоровью

Наши рекомендации