Восприятие как персептивная деятельность. Свойство восприятия
Восприятие – это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств
В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Восприятие вкл. прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Восприятие человека невозможна без деятельности памяти и мышления. Специальных органов восприятия нет.
Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов. Любой предмет или явление действительности выступает как сложный, комплексный раздражитель. Восприятие есть результат аналитико-синтетической деятельности коры мозга: отдельные возбуждения, ощущения связаны друг с другом, образуя целостную систему.
Виды восприятия:
1. Простые(в зависимости от того какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль) – зрительные, осязательные, обонятельные, вкусовые,слуховые
2. Сложные(в зависимости от объекта отражения) – восприятие пространства, восприятие времени, речи, движения
Свойства восприятия:
1. Избирательность восприятия – выделение одного объекта от другого(т.е. что то является основным, что то второстепенным)
2. Апперцепция – зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта и знаний, интересов, чувствии определенного отношения к предмету восприятия(зависимость восприятия от прошлого опыта)
3. Иллюзия – обманы органов чувств(ошибочное восприятие). Истинность восприятия проверяют практикой
4. Целостность
5. Контактность
6. Предметность
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Содержание образования регламентируется уч. планами, уч. Программами по предметам, фиксируется в учебниках, уч. пособиях и электронных носителях информации.
Учебный план – нормативный документ, который определяет:
Состав учебных предметов
Последовательность их изучения по годам обучения
Недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета
Структуру и продолжительность учебного года
Он является руководством в работе зам директора: для составления расписания и определения нагрузки учителям
Типы учебных планов:
Базисный – составная часть ГОСа, утверждается ГосДумой и Минестерством образования
Типовой-федеральный – составляется на основе базисного, отражает систему знаний на территории РФ
Регионально-учебный – составляется на основе федерального, учитывается национально региональный компонент
План школы – составляется на основе регионального плана и отражает особенности учебного заведения
Структура учебного плана:
1. Инвариантная – вкл. обязательное изучение предметов на территории РФ
2. Вариативная – вкл. изучение предметов с учетом интересов учеников
Уч.план является руководством в работе зам.директора(для составления расписания и определения нагрузки учителям)
Образовательные программы определяют систему ЗУНов по каждому предмету. По закону «Об образовании» образовательные программы делятся на общеобразовательные и профессиональные.
Общеобразовательные: дошкольное,начальное,основное,среднее
Профессиональные: начальное ,средне-специальное ,высшее,послевузовское
Учебная программа – нормативный документ, очерчивающий круг основныхЗУНов, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому учебному предмету.
Виды:
Типовые – составляются на основе ГОСа, носят рекомендательный характер
Рабочие –составляются на основе типовых, утверждается директором
Авторские – имеют отличительную структуру в зависимости от подхода автора(Занков, Эльконин-Давыдов)
Способы построения уч. программы:
Линейный – последовательное изучение тем
Концентрический – темы изучаются с усложнением уч.материала(русск. яз)
Спиральный – предполагает углубленное изучение основных понятий
Смешанный – вкл все предыдущие виды
Структура уч.программы:
Пояснительная записка
Требования к ЗУН
Тематический план
Краткое содержание разделов и тем
Учебная программа является обязательным документом учителя, на основе которой составляется календарно-тематический план и осуществляется уч. процесс
Учебники – это книги излагающие основу научных знаний по определенному уч. предмету
Функции:
Является источником информации для учителя и ученика
Является средством обучения
Требования:
В учебнике должна быть отражена логика науки, уч программы, уч предмета
Он должен быть утвержден министерством образования РФ или региона
Уч материал должен быть высоко научным и доступным с учетом возрастных особенностей детей
Язык изложения уч материала должен быть образным с элементами проблемности
Оформление должно соответствовать возрастным особенностям и не наносить вреда здоровью