Воспитание на основе потребностей человека
(Е.Н.Степанов, Л.М.Лузина).
Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Созонов. Основные ее положения изложены автором в методическом пособии «Организация воспитательной работы в классе», опубликованном в издательстве «Педагогический поиск» в 2000 году.
Понятие «воспитание».В.П. Созонов выступает против существовавшей многие годы социоцентрической модели воспитательной деятельности. Он пишет: «Предлагаю другой подход к воспитанию: не от общества, а от ребенка, не от коллектива, а от самосознания отдельного члена, не от общественных потребностей, а от потребностей и внутренних проблем человеческого индивида, который пришел в человеческое сообщество и страстно стремится познать себя, непонятного и непокорного, найти в мире свое место, единственное, но законное, выразить, реализовать себя, уникального и неповторимого. И не надо его "формировать", пытаться сделать из маленького человека — вселенского чуда — болванку, унылый стандарт, повторяющий нас самих. Необходимо доверять человеческой природе».
В своих представлениях овлиянии воспитания на развитие личности ребенка ижевский ученый делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человека. Он убежден, что успех работы воспитателя во многом обусловлен поиском и установлением взаимосвязи процессов реализации базовых потребностей растущего человека и воспитательной деятельности педагога. Базовые потребности, по его мнению, есть главная цель, объект педагогической заботы и критерий эффективности воспитательной работы. Из такого понимания воспитательного процесса и вытекает определение воспитания как деятельности педагога, направленной на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:
1)в творческой деятельности;
2)быть здоровым;
3)в защищенности, безопасности;
4)в уважении, признании, необходимом социальном статусе;
5)в смысле жизни;
6)в самореализации (самоосуществлении);
7)в удовольствии, наслаждении.
Цель и принципы воспитания. Рассматривая человека как
существо саморазвивающееся, самоопределяющееся, В.П. Созонов подчеркивает, что ребенок — существо не самодостаточное для саморазвития в силу возраста, малых знаний,
слабости физических и духовных сил. Отсюда становится
очевидной цель воспитательной деятельности: обеспечивать
необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащегося.
Воспитание, в основе которого лежат потребности человека, может базироваться, по мнению В.П. Созонова, на
таких принципах:
1. Принцип природосообразности. Давайте откажемся от
переделки ребенка. Пусть нашей исходной позицией станет
доверие к нему, выращивание в нем личности с учетом,
имеющегося потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития; поиск, обнаружение и укрепление внутренних сил.
2.Принцип целостности в подходе к ребенку. Будем учиться понимать его как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.
3.Деятелъностный принцип. Постараемся осознать: воспитывает не только педагог и не столько нравоучениями сколько организацией живого опыта бытия, отношений членов сообщества.
4.Эгоцентрироеанный принцип: обращенность к внутреннему миру, развитие чувства «самости» и ответственности перед внутренним «Я». Критерии успешности воспитания - здоровая «Я-концепция», гармония внутреннего мира ребёнка, чувство собственного достоинства.
5. Возрастной принцип: подбор видов, содержания и форм
деятельности в соответствии с ведущими потребностями детей
разного возраста.
6.Принцип гуманизма: всестороннее взаимодействие воспитателя и воспитанника на объективном единстве целей;
Содержание воспитательного процесса. Оно должно служить целям жизни воспитанника и быть связано со становлением мотивационно-потребностной сферы личности ребенка. К числу основных направлений воспитательной деятельности Валерий Петрович относит следующие:
—организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в классе как модели, образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляются развитие и благополучная социализация воспитанника (реализация потребности в творческой деятельности);
—создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников (реализация потребности быть здоровым);
—формирование благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе, т.е. обеспечение условий защищенности каждого, даже самого слабого его члена (реализация потребности в защищенности, безопасности);
—создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности и общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого социального статуса в среде сверстников (реализация потребности в уважении, признании);
— обеспечение условий и оказание помощи ребенку (в том числе собственным примером и образом жизни) в поисках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания (реализация потребности в смысле жизни);
— психолого-педагогическое просвещение воспитанников; обучение их способам делать правильный выбор, принимать решения; обучение приемам самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания как основополагающим умениям для благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни (реализация потребности в самореализации);
-воспитание (развитие) чувств, привитие оптимистического мировосприятия, научение (и собственным примером) радостному проживанию жизни, каждой ее минуты (реализация потребности в удовольствии, наслаждении).
Механизм воспитания. При осуществлении процесса воспитания педагогу необходимо знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребенка, осознавать, что каждому этапу личностного развития соответствуют:
а) определенная общность людей, в которой ребенок пребывает и осваивает социальный опыт;
б) определенная ведущая деятельность, благодаря которой происходит психическое и социальное развитие школьника;
в)определенные психические новообразования, которые как краеугольные камни ложатся в основание личности растущего человека.
Имея отчетливые представления о половозрастных особенностях становления личности ребенка, этапах развития
его мотивационно-потребностной сферы, педагог должен соблюдать следующие требования:
1) учитывать, какие потребности для данного возраста воспитанников являются ведущими: младший школьник нуждается в психологическом комфорте, игре, участии в деле любимого учителя, который поможет, похвалит и т. д.; подросток жаждет самоутверждения, он хочет состязаться, испытывать себя в трудных, иногда экстремальных ситуациях; юноша занят поисками себя, он любит помечтать, пофилософствовать, «поиграть умом» и совершить нечто романтическое и высокое;
2) готовя воспитанника к мероприятию, необходимо, чтобы ребенок знал его цели, ход и ожидаемые результаты с позиции значимости для себя, ибо ребенок всегда хочет быть субъектом деятельности, а не пешкой, не марионеткой;
3)опираться на прошлый жизненный опыт ребенка (как бы ни был он мал), не противоречить его установкам, уже имеющимся нравственным ценностям и эмоциональной памяти; если же дело новое, то следует вооружить его знанием того, что способно убедить в своей правоте, нарисовать новые перспективы, порепетировать, потренироваться (выработать новые установки), исключить риск, замешательство, поражение;
4)мобилизовать, укрепить волю участников, веру в успех, стремление довести дело до конца, несмотря на трудности, апеллируя к их самолюбию;
5) обеспечить успех, получение ожидаемого удовольствия,
достижение общей «завтрашней радости» от самопроявления, преодоления трудностей; все это развивает, повышает
самооценку; увеличивает духовные силы.
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. Испытывая чувство неудовлетворения от существующих в педагогической науке и практике подходов и технологий определения эффективности процесса воспитаниям В.П. Сезонов предлагает два пути оценивания результатов воспитательной детальности.
Первый путь— это оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий для жизнедеятельности воспитанников. В роли критериев оценки результативности могут выступить такие параметры, как психологический климат коллектива, интеллектуальный и эмоциональный фон жизни, уровень психологической защищенности и свободы каждого ребенка, характер взаимоотношений ученика и учителя, детей между собой, степень доверия, взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничество всех членов школьного сообщества; возможность самопроявления, самоутверждения, самореализации каждого ребенка в формах жизнедеятельности данного коллектива.
Второй путьсвязан с поиском неких глубинных оснований и признаков для оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние формы поведения (их можно имитировать), а внутренний мир, отношения, установки. К числу свойств (качеств) внутренне свободного, здорового человека, способного к саморазвитию и самоактуализации, целесообразно отнести:
—самоприятие (подтверждение перед собой ответственности и законности собственного бытия), гармония и согласие внутренних «образов Я»;
—способность к рефлексии, умение оценивать и владеть
своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой;
—знание себя, своих психофизиологических особенностей: реакций, функций, влечений, способностей, темперамента, а в итоге — особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни;
—Признание и принятие окружающей среды, бытия других, внешнего «образа мира»; позитивное мироощущение
(уверенность в том, что окружающий мир целесообразен,
гармоничен, гуманен);
—способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому (эмпатийность);
—чувство собственного достоинства, самоуважение (высокая оценка себя вне зависимости от особых личных достижений и приобретений);
— активность, поиск новых способов отношений с другими, нацеленность на преодоление жизненных проблем, оптимизм, стрессоустойчивость, стремление к достижению, поставленных целей;
—признание и готовность к постоянному поиску целей жизни, идеалов, высших надличностных ценностей и смыслов жизни;
—эмоциональная и интеллектуальная независимость, готовность к самостоятельному жизненному выбору;
—включенность в настоящее, способность получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливым.
Таким образом, перечисленные качества личности и комплекс необходимых условий для их развития должны находиться, по мнению В.П. Созонова, в поле зрения того, кто оценивает результаты воспитательной деятельности педагога.