Воспитание отношения к собственности и труду на основе справедливости как залог духовно-нравственного здоровья человека

Собственность в древних книгах, так же как и сегодня в российской Конституции, рассматривается, в том числе, и как имущество. Большое значение в понимании природы собственности имеет представление об источнике появления и приращения имущества. С одной стороны, основным источником провозглашается воля Господа, Создателя, но, с другой стороны, признается труд, умение, знание человека.

В свое время Д. Локк, опираясь на положения Ветхого Завета, поставил перед собой задачу доказать, каким образом у людей могла оказаться собственность на отдельные части того, что Бог отдал всему человечеству. Хотя земля и все низшие существа принадлежат сообща всем людям, каждый человек обладает некоторой собственностью, заключающейся в его собственной личности, на которую никто, кроме него самого, не имеет никаких прав. Человек опосредует потребление своим трудом. Бог отдал мир всем людям в целом, но не затем, чтобы земля всегда оставалась в общем владении и невозделанной. Он дал его для того, чтобы им пользовались прилежные и рассудительные люди. Подчинение земли человеческому труду или ее возделывание и владение ею связаны друг с другом.

С появлением денег, эквивалента товарного обмена, возделанная земля стала не только полезной, но и приобрела стоимость. Появились большие владения и право на них. «Подобный раздел вещей на неравные частные владения люди осуществили вне рамок общества и без какого-либо договора, только лишь приписав стоимость золоту и серебру и молчаливо согласившись на применение денег; потому что при государственном правлении законы регулируют право собственности, и владение землей определяется позитивными конституциями».

Согласно Локку, труд первоначально является основным источником собственности. В дальнейшем естественный источник собственности – труд – становится не таким уже очевидным фактором приращения собственности. Появляются обезличенные ценности в виде денег, власти, позитивных конституций, правовых форм, которые являются источником собственности и права собственности. Очевидно, приращения собственности, основанной на непроизводственном труде, и, тем более, присвоение чужой собственности будут иметь отрицательную философско-нравственную оценку, даже несмотря на то, что современная правовая форма этих явлений не будет вызывать сомнений.

В современной ситуации молодёжь, являясь самой чувствительной и восприимчивой социальной группой, в своём болезненном стремлении к самореализации, использует зачастую не лучшие образцы зарубежных ценностей (например, неудержимое потребительство или гедонизм – стремление к чувственным наслаждениям). И то, что молодежь еще находится в поиске своих приоритетов, создаёт отличные условия для внедрения идеологии, формирующей искусственные цели, манипулирующей общественным сознанием.

Идеология потребительства как основная цель человеческой жизни представляет собой большую опасность. Если в прошлые времена традиционной основой идентификации общества были религия, нация и нравственные стремления индивидов, сейчас эту роль выполняет экономика и все её составляющие и производные, в основе которых нет никаких моральных устремлений. А это ставит под вопрос дальнейшее развитие общества, так как свобода выбора сводится к сиюминутным материальным прихотям, которые, по сути, являются не обязательными. Истинные потребности заменяются навязанными, а счастье и успех ассоциируются исключительно с количеством материальных благ. В такой безнравственной ситуации молодое поколение становится рабом собственных желаний.

Из глобального общемирового потока информации с невероятной скоростью, и словно зараза, проникают в открытые умы новомодные ценности сомнительного качества. Формируется иллюзия свободы выбора, мышление становится примитивным. Новой религией становится реклама.

Однако, если исходить из того, что современные люди объективно умнее своих предшественников, и способны более разумно и рационально размышлять, то чем больше человек знает, тем больше возникает вопросов и противоречий. Возникают вопросы о том, как корректировать неблагоприятные факторы социализации, и какие критерии выбора ценностных ориентиров должны быть сегодня у молодёжи? Как в условиях современности формировать фундамент личности и к чему взывать?

Формирование адекватных современным социальным процессам нравственно-психологических характеристик является доминантой социализации молодёжи. Нравственно-психологические свойства человека формируются в процессе воспитания и образования, первичной и вторичной социализации, а работа по самосовершенствованию должна продолжаться всю жизнь. Нравственность способна выступить основным регулятором в ситуациях жизненного выбора. Являясь одним из регуляторов поведения, нравственность оказывает влияние на систему ценностей, устремлений, моральный выбор. В условиях современных, во многом деструктивных, тенденций общественной жизни, возникает естественное стремление к справедливости. Признание приоритета культуры нравственности становится выбором, не имеющим альтернатив.

Что бы в своём стремлении к комфортной, счастливой жизни не стать марионеткой в руках безнравственного капитализма, нужно выбирать приоритеты. Важно осознавать, почему нравственное поведение выгоднее.

В формировании социально зрелого человека важно добиваться, чтобы нравственные стремления и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья. Важно понимание того, что нравственность внутренняя категория, которая всегда была присуща человеку. Нравственность проявляется в процессе оценки чужих поступков и анализе своих собственных. Нравственность это вовсе не абстрактная категория, а реальные жизненные обстоятельства, размышления над которыми формируют определённые ценности для гармонии человека и общества. Совершенно очевидно, что с другими нужно поступать так же, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой, и если нравственные ценности станут ведущими, то и все остальные структуры деятельности общества будут развиваться по-другому. Нужно развеивать миф о том, что нравственность не совместима с бизнесом. Общественность должна осознавать, что нет сфер жизнедеятельности, которым была бы чужда нравственность. Высокая нравственная культура сможет противостоять примитивизму навязываемой идеологии.

Уровень нравственности естественно зависит от уровня умственного развития личности. Роль воспитания и образования сложно переоценить. Но не стоит забывать, что в основе нравственного выбора всегда участвуют две составляющие – эмоциональная и рациональная. Поэтому образование должно давать не только знания, но и развивать эстетическое восприятие. Поэтому образование должно сочетаться с воспитанием, а техническим специальностям не должны быть чужды гуманитарные знания. Так же важно отметить, что исходя из специфики нравственности, как внутренней оценочной категории, нет необходимости в формировании отдельных институциональных структур, чтобы не вызывать внутренних противоречий. Нравственность сопровождает человека во всех сферах жизнедеятельности, и ей свойственно трансформироваться в зависимости от конкретных жизненных ситуаций.

Должно быть чёткое понимание того, что есть ценности общечеловеческие, а есть ценности, обусловленные национальным менталитетом. Мнимые ценности, навеянные массовой культурой, совсем не свойственны обществам с традиционной культурой. Возвращение к незыблемым для нашей культуры ценностям (честность, доброта, взаимопомощь, любовь к Родине) станет ответной реакцией на негативные последствия глобализации. Очень важно осознавать своё единство и свои интересы.

При этом рациональному развитию обществу и культуре нравственности не чужды ни индивидуализм ни стремление к самореализации посредством собственных сил. А именно эти гипертрофированные черты так актуальны среди современной молодёжи. Многие исторические реалии доказывали нам, что стремление индивида к совершенству ради собственных целей, оказывалось более продуктивным, нежели абстрактное стремление к улучшению жизни общества в целом. Это ещё раз подтверждает крах идеологий, направленных на безличные массы, и, в идеале, торжество нравственности как личной категории, основанной на свободе и ответственности.

Формирование адекватных нравственно-психологических характеристик личности в условиях глобализации видится сложным неоднозначным процессом. Однако критичность ситуации не является фатальной, человечество на грани гибели не в первый раз, да и маргинальность молодёжи не новость.

Какими бы не были внешние обстоятельства, нельзя рассматривать индивида только как жертву соответствующих обстоятельств. Чтобы свести к минимуму дискомфорт адаптации в общемировое сообщество и снизить болезненность противоречий важно осознать потенциальную силу и возможности эмоционально-рациональной составляющей человеческой личности. Реализовывать свои способности и быть полезным окружающим, не быть средством, в чьих-то руках, а стать самоцелью в стремлении избавляться от всех форм идеологического рабства, среди которых отношение к собственности занимает не последнее место.

Глава 4

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ
И СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Наши рекомендации