Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, внутренних и внешних
Одно из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, - противоречие между возникающими новыми потребностями и средствами (способами) их удовлетворения, а также противоречие между «сущностью» и «личностью». Проявляющееся при этом «рассогласование» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания, средства, формы поведения, усваивать нормы и правила.
Какую направленность приобретут эти новые качества, зависит от многих условий, например:
- деятельности (ее характера, насыщенности, качества);
- активности;
- жизненной позиции личности и ее ценностей и т.д.
Назначение воспитания поэтому — правильно сориентировать развитие личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентации, способностей и возможностей конкретного воспитанника; иначе говоря, нет воспитания вообще, «в среднем», — оно всегда конкретно, то есть относится (должно относиться) не к абстрактному, а вполне конкретному человеку.
Внешние противоречия также оказывают сильное воздействие на процесс воспитания: например,
• противоречия между школой и семьей, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям школы (а, может быть, вполне обоснованными?);
• противоречие в содержании информации (исторической, литературной, политической и др.). уровень и качество этой информации;
• информационное содержание школьных учебников и новые научные реалии и жизненные факты;
• сумятица в головах молодых умов и негативные ориентации, которые несут с собой фильмы-ужасы, боевики, мистика, литературный хлам, в изобилии лежащий на прилавках, нижайший содержательный, культурный и идеологический уровень телевидения и СМИ, массовая культура и т.д.;
• противоречие между Словом и Делом (кризис Поступка по Бахтину) становится причиной многих затруднений и недостатков в воспитании;
• преобладание словесных методов воспитания и их обособленность от практики поведения и жизни воспитанников и др.
Особенно сложное противоречие
между внешними и внутренними
стремлениями воспитанников
Как отмечал еще С.Л. Рубинштейн, без зоркости к внутреннему содержанию действий деятельность педагога обречена на безнадежный формализм.
В то же время внутренний мир личности, ее потребности, мотивы, ценностные установки и идеалы, духовная жизнь и искания мало кого интересуют в
d>jC____ (5Жеоретичес£ая, педагогика ILm^Jr
школе, продолжающей оставаться школой передачи знаний, а не школой создания условий для адекватного и полноценного развития и саморазвития личности.
Суть воспитания — в продолжении воспитания (Дж. Дьюи) и это означает, что воспитание — не приготовление ребенка к жизни — а что он делает «здесь — и — сейчас», не живет? — а создание условий для саморазвития личности, ее самоактуализации и самореализации, т.е. речь идет о самовоспитании, самообучении, совершенствовании и самосовершенствовании, как диалектическом переходе воспитания в самовоспитание.
Вот единственная задача воспитания — подвести личность к самосовершенствованию.
Подходы к современному образованию
Образование длительное время существует при острейшем дефиците духовной культуры, слепо и бездумно копируя все растущую дифференциацию науки и стремится объять необъятное, попадая в ситуацию, о которой говорил Розанов в «Сумерках просвещения», о которой говорил Л.С. Выготский: «Происходит увеличение ума при обнищании души». А ведь именно Культура есть среда, растящая и питающая личность (П. Флоренский).
Следовательно, подлинные детерминанты становления и развития человека и социума:
— человеческое сознание;
— человеческая воля;
— человеческая эмоция,
развиваемые в Поступке, предметной и социальной совокупной деятельности.
3. В. И. Волынкин
Для того, чтобы развеять сумерки просвещения, образование должно стать неотъемлемой частью культуры — это сегодня главный вопрос.
Забвение поисков и находок гуманистической этики в нашем обществе привело к неудержимому росту бездуховности, проявляющейся во всем, к потере человеком самого себя, веры в себя и свои силы (Э. Фромм), но воспитание и образование вне Культуры не осуществимы, ибо сами они, в свою очередь, часть культуры.
Суть воспитания — в трансляции культуры, как коллективной памяти человечества, как способа содействия личностному росту, как создания условий для самосовершенствования личности и ее самореализации. Лишь культура, задействуя рефлексивный слой человека (который более аксио-логичен, чем бытийный, ибо концентрируется на ценностях и смыслах, формируя «глаз внутренний», ведет личность к пониманию собственного «Я».
Развитие личности, ее рост и есть восхождение к духовному через присвоение культуры и пониманию себя в ней.
Функция обучения — формирование уин-
дивида таких типов деятельности, которые существуют в культуре. Это не просто трансляция знаний, в результате чего образование утрачивает культурный, нравственный, личностный, пред-метно-деятельностный, ценностно-смысловой и мировоззренческий контекст, ибо «многознание уму не научает» (М. Ломоносов), само по себе знание не ведет к формированию нравственности, а воспитание «по образцу» дает прямо противоположные результаты...
Это должна быть прежде всего трансляция способов деятельности, отношений, как нахождения смыслов, символа вещи. Через символ происходит одухотворение вещи, воплощение идеи, ее трансляция (П. Флоренский) и воспроизводство. Воспроизводство культуры — это формирование дея-тельностного и осознанного отношения к ней (рефлектирующее сознание) на основе умения это делать (осознавать, относиться, действовать), т.е. приобретение опыта общения, деятельности, чувствования, волевых усилий.
Культура является базой и для самовоспитания, ибо всякая новая идея, всякое новое представление рождается в личности. И именно трансляция культуры (а не чистое знание и опыт), присвоение ее индивидуумом создает новый тип знаний, которому нельзя научить: сущность его заключается в том, что это одна из сторон открытия самого себя (К. Роджерс). Оно не может быть навязано (о чем говорил Кьеркегор), оно может быть лишь «выработано» личностью, если создать для этого определенные условия.
Это все вопросы, связанные с культурой. Поэтому на первый план выдвигается задача модернизации школы на базе социальной педагогики и культуры
ориентиров бытия человека:
- единство человечества;
- свобода выбора;
- развитие потребностей;
- значимый Другой.
векторов поведения, как норм этого бытия:
- осознание другого как коренного; и необходимого условия существования каждого;
- категорический нравственный императив;
- непрерывное самосовершенствование.
Поэтому сейчас разрабатываются и у нас, и за рубежом различные модели школ и образовательные парадигмы, среди которых на первый план выходят культурологические и культуротворческие модели школ и парадигмы воспитания.
Ибо цель человека — быть самим собой, условия достижения этой цели — быть человеком для себя (Э. Фромм), софийность, соборность, Любовь.
Дидактические системы
Современные исследователи выделяют три принципиально отличающихся между собой дидактические системы:
Гербарт критически переосмыслил традиционную классно-урочную систему Я.А. Коменского, в основе которой лежали следующие положения:
■ классно-урочная система;
■ учить всех всему (идея);
■ всеобщность начального обучения;
■ учение на родном языке;
■ принцип сообразности образования и воспитания природе вообще (макромир) и природе ребенка в частности (микромир);
■ обучение должно воздействовать на нравственность («кто успевает в учебе, но отстает в добродетели, тот скорее отстает, чем успевает») и создал «научную систему педагогики», базирующуюся на теоретических достижениях этики и психологии.
Основные черты:
• задача — забота об интеллектуальном развитии учащихся, воспитание — дело семьи;
• формированию характера способствует правильное педагогическое руководство, дисциплина и основанное на ней обучение;
• обеспечение постоянной занятости, приучение к порядку (посредством запретов, ограничений, телесных наказаний);
• он вычленил этапы обучения: ясность — ассоциация — система — метод (практика отсутствует).
По современным оценкам эта система оказала неблагоприятное влияние на школу; это формальная, авторитарная педагогика.
Этой системе была противопоставлена дидактика Дж. Дьюи
Основные черты:
• акцент на развитие собственной активности учеников;
• разработал концепцию «полного акта мышления»: человек начинает мыслить тогда, когда сталкивается с трудностями (проблема);
• задача учителя — «подбрасывать» ученикам проблемы и помогать их разрешать в совместном поиске;
• основные формы — теоретические и практические занятия.
Джером Брунер, американский психолог и педагог, разработал систему обучения «через совершение открытий» (творческое обучение).
Функции образования понимаются как:
выращивание потребностей, норм,
способностей;
целостность воспитания, обучения,
развития в каждом
педагогическом действии;
подготовка к деятельности
(самоопределение,
критерии, способы деятельности).
ЦЕЛЬ— стержневая педагогическая категория, связывающая воедино все компоненты учебно-воспитательного процесса (содержание, парадигму, форму, технологию, контроль и т.д.), ибо не зная, ЗАЧЕМучишь и воспитываешь, нельзя знать, ЧЕМУи КАКучить и воспитывать.
Исходя из функций образования, необходим пересмотр к подходу в целях — сложившийся порядок постановки целей на процесс требует переориентации на РЕЗУЛЬТАТ.
Результат для каждого — ПРИРАЩЕНИЕк его потребностям (воспитание), к его нормам (присвоение новых норм — обучение), к его способностям(развитие) — это и есть результат образования.
Цель— это планируемый результат, выступающий как единство желаемого и возможного.
В процессе реализации цель выполняет 2 функции:
• побудительную (к началу и продолжению деятельности);
• направляющую и регулирующую.
При постановке целей конкретной образовательной и воспитательной работы необходимо учитывать:
• общественную значимость цели;
• реальность цели;
• сложность реализации (целостность).
Содержание цели связано с представлением и по
строением модели личности выпускника школы:
Категория | образование имеет 4 | аспекта: | ||
• | как | ценность; | ||
• | как | система; | ||
• | как | процесс; | ||
• | как | результат. |
Обучение — фактор воспитания, сущность которого в СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ для САМОРАЗВИТИЯ и САМООБУЧЕНИЯ через присвоение СПОСОБОВ деятельности (в том числе и учебной), развитие интеллектуальных умений (деятельность мышления, мыслительные операции, интуиция), развитие МОТИВАЦИИ.
■ развитие личности — есть результат воспитания и обучения (образования);
■ через содержательный компонент обучения формируется МИРОВОЗЗРЕНИЕ личности;
■ продуктивная деятельность на уроке, вне урока ведет к развитию ТВОРЧЕСКОГО потенциала личности;
■ в процессе учебной деятельности формируется и ЛИЧНОСТЬ в ее основных характеристиках (воля, эмоциональный мир, интеллект, духовность).