Тенденции развития современного образования
Отличительной особенностью современности является возрастание темпов и масштабов перемен, обусловленных становлением информационного общества, в котором приоритетную значимость имеют информация и информационные процессы, знания и высокие технологии.
Продолжающаяся с середины XX в. информационная революция охватывает сегодня все сферы не только производственной, но и социальной деятельности человека – формируется информационное единство всей человеческой цивилизации; реализуется свободный доступ каждого человека ко всем информационным ресурсам; превалирующими становятся гуманистические принципы управления обществом, основанные на прозрачности власти, всеобщем доступе к информации, демократичности принятия общественных решений.
Тенденции и темпы развития этих перемен убедительно свидетельствуют о том, что наступивший век будет веком информации, обладающей свойством взаимодействия как с духовным, так и с материальным миром человека.
Процессы компьютеризации и информатизации играют основополагающую роль в становлении информационного общества, когда главным объектом управления становятся не материальные объекты, а символы, идеи, образы, интеллект, знания; когда большинство работающих заняты производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.
Выделим сущностные черты информационного общества:
Информация, знания и квалификация субъекта становятся главными факторами власти и управления в информационном обществе, а информационные процессы – одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и общества.
Информационное общество характеризуется глобализацией процессов и явлений, формирующей единый мир; единое информационное пространство, способствующей взаимопроникновению культур; становлению единой глобальной культуры человечества, но и дальнейшему развитию, обогащению отдельных национальных культур.
Развитие информационных процессов в современном обществе определяет расширение поля культуры – трансформируются черты традиционных видов культур, изменяется, например, коммуникативная культура – общение в информационном обществе строится в принципиально иных формах личных и профессиональных связей с помощью телекоммуникаций.
Информационное общество определяет новый облик науки, изменяет ее статус, что проявляется в интенсивном использовании научных знаний в различных сферах человеческой деятельности; изменении характера научной деятельности, связанного с революцией в средствах получения, хранения информации и знаний; гуманитаризации науки – переосмыслении ее роли и места в развитии человечества; в стремлении к достижению целостности научного знания на основе формирования единой научной картины мира, фундаментализации, интеграции научного знания, отхода от узкой дисциплинарности в науке.
Понимание единства и целостности информационных процессов в технических системах, природе и обществе лежит в основе дальнейшего сближения естественнонаучного и гуманитарного знания, естественнонаучной и гуманитарной культур в целом. Основанием этого являются единство мира, единство процесса познания, единство всех форм человеческого опыта; целостность культуры; принципиальная “проницаемость” форм и методов познания; междисциплинарные и трансдисциплинарные связи, определяющие специфику культурных взаимосвязей современного мира.
Мировоззренческий статус науки сегодня сопряжен с решением проблемы поиска стратегии выживания человечества в условиях кризиса техногенной цивилизации и определением дальнейших путей ее развития.
Становление информационного общества породило ряд проблем специфического информационно-экологического характера:
информационная безопасность личности и общества,
информационные войны,
управление и манипуляция массовым сознанием,
компьютерная преступность,
компьютерная игровая наркомания,
интернет-зависимости разного рода,
виртуализация межличностного общения,
сохранение человеческой сущности в условиях создания искусственного интеллекта, киборгизации человека.
В информационном обществе возрастает роль отдельной личности, что определяет новое понимание сущности человека, его места во Вселенной, его интегральной природы.
На основе теоретико-методологического анализа сущностных черт информационного общества можно сделать предположение, что новые ориентиры образования информационного общества определяются следующими тенденциями развития современного образования:
Непрерывность образования – необходимость и доступность образования не только в начале жизненного пути человека, но и на всем его протяжении, преемственности и взаимосвязи всех звеньев образования, совместно и скоординировано решающего задачи по социализации личности и удовлетворяющего ее стремление к самообразованию, саморазвитию, самореализации.
Корреляция образования с современным уровнем научных знаний о мире и человеке, с реалиями современной культуры – встраивание образования в культуру, науку и прогрессивные инновационные технологии.
Усиление прогностической направленности образования – способность в своем современном развитии “предвидеть” и определенным опережающим образом удовлетворять потребности грядущих поколений людей; переход от концепции поддерживающего образования к концепции опережающего образования.
Создание единого информационного образовательного пространства страны и интеграция его в мировое информационное образовательное пространство – решение проблем управления сложной системой образования, предполагающей многоцелевую деятельность; интеграция и координация информационных потоков; повышение оперативности и эффективности управления всей системой национального образования в целом; становление мирового сетевого мультикультурного образовательного пространства; дистанционное образование, позволяющее получать образование в любое время, в любом месте, на протяжении всей жизни человека.
Открытость образования – его способность к саморазвитию, предполагающая новый подход к определению целей и результатов образования, взаимодействию учителя и учащихся, к личности ученика и педагога, содержанию образования. Выбор человеком своей индивидуальной образовательной траектории на протяжении всей жизни за счет возникновения новых источников знания, изменение роли педагога в информационных условиях, главной компетенцией которого становится роль помощника, консультанта, навигатора как в мире знаний.
Ориентация образования на саморазвитие личности – опора на личностное знание, личностный опыт, индивидуальный интерес и мотивацию, личностно-творческую работу; развитие самостоятельности и независимости личности в образовании; поддержка проявлений самости – самоопределения, самопознания, саморазвития, самореализации.
Личностная ориентация образования – формирование разносторонне развитой личности, что наряду с овладением знаниями, умениями и навыками включает формирование убеждений, мировоззрения, идеалов, стремлений, интересов, способностей, привычек, внимания, воли, чувств и т.д.
Гуманизация образования – смещение акцента на интересы и роль личности учащегося и педагога; становление субъект-субъектных отношений в образовании; создание оптимальных условий разностороннего развития личности в новой информационной образовательной среде.
Гуманитаризация образования – формирование у человека особой собственно человеческой формы отношения к окружающему миру и самому себе, своей собственной деятельности в нем; смена акцентов и приоритетов – отказ от технократизма, противостоящего гуманитаризации, традиционного противопоставления гуманитарных и естественнонаучных дисциплин; создание ситуаций для принятия человекоориентированных решений; преодоление отрыва уникалий от универсальности, взаимодействие внесознательного и сознательного, образного и понятийного, универсального и уникального.
Фундаментализация образования – превращение образования в подлинный фундамент материальной, духовной, теоретической и практической деятельности людей; углубление теоретической общеобразовательной, общенаучной, общепрофессиональной подготовки учащихся, позволяющее им увидеть взаимосвязь предметов и явлений, создать собственную целостную картину мира; взаимодополнение.
Приоритетность креативности в учебной деятельности – передача рутинных репродуктивных функций в учебной деятельности системам обработки информации, информационным технологиям; расширение поля проектной деятельности в образовании для развития и реализации творческих возможностей учащихся.
Целостность образования – единство, неразрывность, взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного образования; реализация междисциплинарных связей; формирование целостного системного видения мира в контексте междисциплинарного диалога “двух культур”, способствующее становлению целостной личности; обеспечение функциональной связи гуманитаризации, фундаментализации и деятельностной направленности образования.
Эволюция новых информационных технологий в образовании как универсального, полифункционального средства познания – системообразующий, синтетический характер новых информационных технологий в образовании, обеспечивающий эффективную поддержку его целостности.
Этическая доминанта как смыслообразующий стержень образования – обусловленность возрастанием роли личности в информационном обществе; воспитание человека в духе мира, взаимопонимания, другодоминантности, толерантности и ответственности; формирование макромышления гражданина Мира, глобальной этики, ориентации личности на высокую меру ответственности за судьбу своей страны и человечества в целом.
Культуросообразность образования – образование как элемент культуры всей человеческой цивилизации и одновременно составляющей части и зеркала культурной традиции собственной страны; отражение в образовании положительной специфики модернизации поля культуры в условиях информационного общества, обусловленной проявлением информационных черт традиционных культур.
Поликультурность образования – адекватность культурному и этническому многообразию человечества; воспитание у человека толерантности к иным культурам и системам ценностей; выработка его социальной и личностной целостности и соразмерности, преодоление одномерности человека; культурная компетентность личности, связанная с облегчением доступа к культурным ценностям других наций и народов при сетевых взаимодействиях; трансформация монолога в свободный диалог и полилог и т.д.
Экологизация, природосообразность образования – ориентация образования на цели понимания и сохранения природы; инфоноосферное развитие общества, сохранение биосферы планеты и выживание человечества как вида; становление ноосферной личности, способной решать глобальные проблемы человечества; осознание путей обеспечения выживания цивилизации и сохранности человеческой сущности при создании искусственного интеллекта; практическое включение личности в природоохранную и природоисследовательскую деятельность.
Возрастание роли отбора и структуризации интегративных знаний в содержание образования – динамичность, мобильность определения стандарта знаний в образовании, обладающих устойчивостью ключевых понятий, теорий к происходящим переменам в науке и культуре, характеризующихся низким темпом устаревания, но и одновременно корреляция стандарта с современным уровнем научных знаний и спецификой современной социокультурной ситуации.
Развитие и углубление мировоззренческой функции информатики в образовании – формирование мировоззрения личности информационного общества; становление собственной информационной картины мира учащегося, базирующейся на системно-информационном, эволюционно-синергетическом подходах к анализу объектов, явлений и процессов окружающего мира; выработка гуманитарной, нравственной, этической позиции и ценностных ориентиров при взаимодействии, взаимоотношениях в информационной среде.
Становление информатики как метапредмета в образовании – позиционирование информатики как кросскультурной, метаобразовательной области знания; детерминированность информационной деятельности как методологической основы любой деятельности в информационном обществе, в том числе и учебной.
Формирование информационной культуры личности – части общей культуры человека; интегративного качества личности, которое представляет собой динамическую систему гуманистических идей, ценностно-смысловых ориентаций, собственных свойств и позиции личности, реализуется в способах деятельности в информационной среде, в ее познании и преобразовании и определяет целостную готовность личности к гуманитарному, творческому, продуктивному освоению образа жизни в информационном обществе.
Таким образом, выделенные новые ориентиры образования информационного общества обуславливают решение важнейшей задачи в “стратегии выживания” человечества – обеспечение новому поколению “мягкой посадки в будущем”, успешной социализации новых граждан этого общества в условиях стремительно приближающейся информационной будущности.
Воспитание личности.
Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, ориентированное на достижение цели воспитания.
Классификация видов воспитания осуществляется по различным основаниям
Цель воспитания – определяющая характеристика воспитательного процесса, она выражает общую устремленность воспитания, это будущее, на достижение которого направлены главные усилия (по сути это формат конечного результата). Цели воспитания всегда выражают историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли
Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, служащие нормами для педагога как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в учреждении.
В принципах воспитания сконцентрированы и обобщены многолетний опыт воспитания людей и результаты научных исследований. Как и принципы обучения, принципы воспитания объективны по содержанию, но субъективны по форме своего существования, поэтому знание принципов воспитания, закономерностей воспитательного процесса, которые они отражают, позволяет педагогу сознательно и творчески решать задачи воспитания людей, систематизировать и упорядочивать свою деятельность, осуществлять ее педагогически обоснованно, с тем чтобы уверенно достичь поставленной цели воспитания.
Выбор педагогом принципов воспитания обусловлен его собственным мировоззрением, стилем общения, чертами характера, и от того, какими принципами он руководствуется, зависит эффективность его воспитательной работы с детьми. Следует учитывать, что соблюдение требований одних принципов и пренебрежение другими не способствует качественному решению педагогом воспитательных задач. Нельзя в воспитании людей поступать в одних случаях в соответствии с требованиями принципов, а в других – вопреки им; это снижает эффективность воспитательной работы, а нередко разрушает и весь процесс воспитания. Поэтому залогом успешности этого процесса является системный и комплексный подход к нему.
Основные принципы воспитания можно сгруппировать по различным основаниям:
содержание (например, гармоничное сочетание разных видов воспитания);
организационные принципы (например, воспитание в коллективе, преемственность воспитательных воздействий);
принципы руководства (например, стимулирование социальной активности, сочетание индивидуальных и групповых форм воспитательных воздействий).
Принципы воспитания тесно взаимосвязаны, их требования зачастую исходят одно из другого, обусловливая развивающий эффект воспитания. Совокупность требований принципов воспитания, реализованных в практической деятельности, обеспечивает системный подход руководителя образовательного учреждения к воспитательному процессу, комплексное воздействие на каждого человека и на коллектив в целом. Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, реализуясь через их практическое применение. Они также тесно связаны и с принципами обучения, обеспечивая тем самым воспитывающий характер обучения и развивающую направленность воспитательного процесса.
Под содержанием воспитания понимают специально отобранную и признанную обществом систему элементов объективного социального опыта человечества (взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения), которые надо усвоить и которые соответствуют поставленным целям и задачам.
Под методом воспитания понимается комплекс действий и приемов преподавателя и обучающегося, выполняя которые можно решить поставленную задачу, достигнув желаемого результата. (+9 вопр)
Формы воспитания – способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термин «воспитательное мероприятие, организационные формы воспитания». Мероприятие – организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.
В процессе коллективного планирования, подготовки и проведения мероприятий создается обстановка сотворчества, что способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений. Мероприятие реализуется как целенаправленное взаимодействие педагога-воспитателя с каждым учащимся, учебным коллективом в целом, направленное на решение определенных воспитательных задач.
В педагогической литературе нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся:
– массовые формы (участие всего класса);
– кружковая групповая;
– индивидуальная.
Содержание формируется, форма наполняется содержанием. (к слову о содержании воспитания)
Средства воспитания - это предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.
К средствам относятся:
- знаковые символы;
- материальные средства;
- способы коммуникации;
- мир жизнедеятельности воспитанника;
- коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;
- технические средства;
- культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства...);
- природа (живая и неживая).
Условия - (не нашла определения, предполагаю свое) это обстановка, в которой воспитывается ребенок. Совокупность факторов и ситуаций, влияющих на этот процесс.