Занятие 9 - 10. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
Вопросы для обсуждения:
1.Определение понятия «адаптация».
2.Факторы, определяющие характер и длительность привыкания детей к новым условиям.
3.Организация первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении:
А.приемы, обеспечивающие привыкание ребенка к условиям дошкольного учреждения;
В.общие медицинские и педагогические рекомендации по пребыванию ребенка в первые дни в ДОУ;
С. особенности работы с детьми первого, второго и третьего года жизни.
4.Степени адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
5. Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке ребенка к дошкольному учреждению.
Учебно-исследовательские задания:
1. Подготовить перспективный план сотрудничества с родителями по подготовке ребенка к ДОУ.
2. Подготовить сценарий проведения режимного момента – прием детей в период адаптации к ДОУ.
3. Выявить причины возникновения тяжелой степени адаптации.
4. Подготовить консультацию для родителей «Подготовка детей к условиям детского сада».
5. Анализ педагогических ситуаций по плану:
- показать особенности поведения каждого участника ситуации;
- определить чувства и эмоциональное состояние детей и взрослых;
- выявить мотивы поведения родителей, воспитателей, детей;
- определить какие потребности были нарушены;
- показать возможные пути решения конкретной ситуации.
Литература
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста.-М.,1981.
2. Воспитание и развитие детей раннего возраста/ Под ред. Г.М.Ляминой.- М.,1981.
3. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. – М., 1983.
4. Мышкис А.И. О некоторых вопросах адаптации // Дошкольное воспитание.- 1980.-№6.
5. Желеску Р. Психологические условия адаптации // Дошкольное воспитание.- 1982.-№6.
6. Николаева Е.И. Размышления о подготовке ребенка к посещению детского сада // Дошкольная педагогика.-2004.-№1.
7. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006.-№1.
8. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание.- 2006.-№3,4.
9. Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада // Дошкольное воспитание.- 1993.-№8.
10. Теплюк С. Как подготовить ребенка к детскому саду // Дошкольное воспитание.- 1991.-№8.
11. Жадинец М. Ребенок идет в детский сад // Дошкольное воспитание.- 1990.-№9.
12. Волкова Е. Поступаем в детский сад // Педагогический вестник.- 1995.-№2 (август).
13. Социальная адаптация детей к дошкольным учреждениям / Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской. – М., 1980.
14. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.- М., 2004.
15. К детскому саду готовы? // Счастливые родители.- 2002.- №8.
16. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации. – Краснознаменск, 2004.
Занятие 11-12. Диагностика психического развития
детей раннего возраста
Вопросы для обсуждения:
1. Необходимость организации комплексного контроля за развитием детей в раннем детстве (оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения).
Показатели, используемые для оценки поведения детей раннего возраста (настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности и черты личности):
Настроение:
- бодрое (положительно относится к окружающим, с интересом активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими);
- спокойное (положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими по своей инициативе);
- раздражительное (неадекватно относится к окружающим, возможна бездеятельность или деятельность неустойчива, может вступать в конфликт, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения – озлобленность, крик);
- подавленное (вял, бездеятелен, пассивен, неактивен, замкнут, грустен, может тихо плакать, долго);
- неустойчивое (весел, смеется, быстро может заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, переходить от одного настроения к другому).
Сон:
- засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное);
- характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный, с дополнительными воздействиями);
- длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту).
Аппетит(хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище).
Характер бодрствования(активный, малоактивный, пассивный).
Индивидуальные особенности, черты личности ребенка(контактен, инициативен, любознателен, дружелюбен, застенчив и др.).
2. Диагностика актуального уровня развития детей раннего возраста и зоны ближайшего развития.
3. Контроль за развитием детей первого года жизни.
4. Контроль за развитием детей второго и третьего года жизни.
Учебно-исследовательские задания:
1. Оценить развитие детей на основе характеристик, предложенных преподавателем.
2. Определить возраст детей на фотографиях.
3. Подобрать игрушки для диагностики развития детей.
4. Проанализировать показатели качественной и количественной оценки психического развития детей второго и третьего года жизни, разработанные К.Л.Печорой.
Литература
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста.- М., 1977.
2. Печора К.Л, Пантюхина Г.Б., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.- М., 1986.
3. Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я., Алферова И.Н. Основы медицинских знаний.- М., 1986.
4. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М., 1983.
5. Печора К.Л. Психолого-педагогическое обследование детей от 1 года 3 мес. до 6 лет. Реабилитационные игры и занятия. – М., 1995.
Вопросы к экзамену «Педагогика раннего детства»
бакалавриат 2014 - 2015 г.
Внутриутробное развитие плода. Поведение женщины во время беременности как условие полноценного развития ребенка. Перинатальная и пренатальная педагогика.
Период новорожденности. Особенности физического и нервно-психического развития детей в период новорожденности.
Особенности физического и нервно-психического развития детей первого полугодия первого года жизни.
Особенности физического нервно-психического развития детей второго полугодия первого года жизни.
Формирование у детей потребности общения со взрослыми.
Методические приемы развития речи детей на первом году жизни.
Методика развития движений детей на первом году жизни.
Развитие предметно-манипулятивной деятельности. Игры-занятия с дидактическими игрушками.
Особенности физического и нервно-психического развития детей второго года жизни.
Задачи развития ребенка на втором году жизни.
Методика развития речи ребенка второго года жизни.
Развитие способов действий с предметами на втором году жизни.
Условия формирования основных движений и организация двигательной активности детей второго года жизни.
Особенности проведения занятий с детьми второго года жизни в детском саду.
Особенности физического и нервно-психического развития детей третьего года жизни.
Задачи развития ребенка третьего года жизни.
Методика развития речи ребенка третьего года жизни.
Развитие предметной деятельности на третьем году жизни.
Условия формирования основных движений и организация двигательной активности детей третьего года жизни.
Особенности проведения занятий с детьми третьего года жизни в детском саду
Естественно-научные основы и психолого-педагогическое значение режима детской жизни.
Принципы построения режима дня. Особенности организации режима дня в разных группах раннего возраста.
Понятие «культурно-гигиенические навыки». Необходимость их формирования. Содержание культурно-гигиенических навыков детей раннего и дошкольного возраста.
Условия и методика формирования культурно-гигиенических навыков в разных возрастных группах.
Значение игры в развитии ребенка раннего возраста. Этапы развития игры в раннем возрасте.
Характеристика ознакомительного и отобразительного этапа игры.
Характеристика сюжетно-отобразительной игры. Структура игры.
Комплексное руководство сюжетно-отобразительной игрой.
Основное содержание игры и руководство развитием игровых умений на втором году жизни (1год - 1год 6 мес, от 1 года 6 мес. – до 2 лет)
Основное содержание игры и руководство развитием игровых умений на третьем году жизни.
Характеристика игровой среды в группах раннего возраста.
Игровые проблемные ситуации как компонент развития игровой деятельности у детей.
Понятие сенсорного воспитания. Принципы сенсорного воспитания детей. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста. Особенности методики проведения игр и упражнений с детьми раннего возраста по ознакомлению со свойствами и качествами предметов.
Понятие «адаптация». Факторы, определяющие характер и длительность привыкания детей к новым условиям.
Организация первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Особенности работы с детьми первого, второго и третьего года жизни.
Степени адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
Необходимость организации комплексного контроля развития детей в раннем детстве (оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения).