Занятие 9 - 10. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Вопросы для обсуждения:

1.Определение понятия «адаптация».

2.Факторы, определяющие характер и длительность привыкания детей к новым условиям.

3.Организация первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении:

А.приемы, обеспечивающие привыкание ребенка к условиям дошкольного учреждения;

В.общие медицинские и педагогические рекомендации по пребыванию ребенка в первые дни в ДОУ;

С. особенности работы с детьми первого, второго и третьего года жизни.

4.Степени адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

5. Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке ребенка к дошкольному учреждению.

Учебно-исследовательские задания:

1. Подготовить перспективный план сотрудничества с родителями по подготовке ребенка к ДОУ.

2. Подготовить сценарий проведения режимного момента – прием детей в период адаптации к ДОУ.

3. Выявить причины возникновения тяжелой степени адаптации.

4. Подготовить консультацию для родителей «Подготовка детей к условиям детского сада».

5. Анализ педагогических ситуаций по плану:

- показать особенности поведения каждого участника ситуации;

- определить чувства и эмоциональное состояние детей и взрослых;

- выявить мотивы поведения родителей, воспитателей, детей;

- определить какие потребности были нарушены;

- показать возможные пути решения конкретной ситуации.

Литература

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста.-М.,1981.

2. Воспитание и развитие детей раннего возраста/ Под ред. Г.М.Ляминой.- М.,1981.

3. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. – М., 1983.

4. Мышкис А.И. О некоторых вопросах адаптации // Дошкольное воспитание.- 1980.-№6.

5. Желеску Р. Психологические условия адаптации // Дошкольное воспитание.- 1982.-№6.

6. Николаева Е.И. Размышления о подготовке ребенка к посещению детского сада // Дошкольная педагогика.-2004.-№1.

7. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006.-№1.

8. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание.- 2006.-№3,4.

9. Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада // Дошкольное воспитание.- 1993.-№8.

10. Теплюк С. Как подготовить ребенка к детскому саду // Дошкольное воспитание.- 1991.-№8.

11. Жадинец М. Ребенок идет в детский сад // Дошкольное воспитание.- 1990.-№9.

12. Волкова Е. Поступаем в детский сад // Педагогический вестник.- 1995.-№2 (август).

13. Социальная адаптация детей к дошкольным учреждениям / Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской. – М., 1980.

14. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.- М., 2004.

15. К детскому саду готовы? // Счастливые родители.- 2002.- №8.

16. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации. – Краснознаменск, 2004.


Занятие 11-12. Диагностика психического развития

детей раннего возраста

Вопросы для обсуждения:

1. Необходимость организации комплексного контроля за развитием детей в раннем детстве (оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения).

Показатели, используемые для оценки поведения детей раннего возраста (настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности и черты личности):

Настроение:

- бодрое (положительно относится к окружающим, с интересом активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими);

- спокойное (положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими по своей инициативе);

- раздражительное (неадекватно относится к окружающим, возможна бездеятельность или деятельность неустойчива, может вступать в конфликт, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения – озлобленность, крик);

- подавленное (вял, бездеятелен, пассивен, неактивен, замкнут, грустен, может тихо плакать, долго);

- неустойчивое (весел, смеется, быстро может заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, переходить от одного настроения к другому).

Сон:

- засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное);

- характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный, с дополнительными воздействиями);

- длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту).

Аппетит(хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище).

Характер бодрствования(активный, малоактивный, пассивный).

Индивидуальные особенности, черты личности ребенка(контактен, инициативен, любознателен, дружелюбен, застенчив и др.).

2. Диагностика актуального уровня развития детей раннего возраста и зоны ближайшего развития.

3. Контроль за развитием детей первого года жизни.

4. Контроль за развитием детей второго и третьего года жизни.

Учебно-исследовательские задания:

1. Оценить развитие детей на основе характеристик, предложенных преподавателем.

2. Определить возраст детей на фотографиях.

3. Подобрать игрушки для диагностики развития детей.

4. Проанализировать показатели качественной и количественной оценки психического развития детей второго и третьего года жизни, разработанные К.Л.Печорой.

Литература

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста.- М., 1977.

2. Печора К.Л, Пантюхина Г.Б., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.- М., 1986.

3. Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я., Алферова И.Н. Основы медицинских знаний.- М., 1986.

4. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М., 1983.

5. Печора К.Л. Психолого-педагогическое обследование детей от 1 года 3 мес. до 6 лет. Реабилитационные игры и занятия. – М., 1995.

Вопросы к экзамену «Педагогика раннего детства»

бакалавриат 2014 - 2015 г.

Внутриутробное развитие плода. Поведение женщины во время беременности как условие полноценного развития ребенка. Перинатальная и пренатальная педагогика.

Период новорожденности. Особенности физического и нервно-психического развития детей в период новорожденности.

Особенности физического и нервно-психического развития детей первого полугодия первого года жизни.

Особенности физического нервно-психического развития детей второго полугодия первого года жизни.

Формирование у детей потребности общения со взрослыми.

Методические приемы развития речи детей на первом году жизни.

Методика развития движений детей на первом году жизни.

Развитие предметно-манипулятивной деятельности. Игры-занятия с дидактическими игрушками.

Особенности физического и нервно-психического развития детей второго года жизни.

Задачи развития ребенка на втором году жизни.

Методика развития речи ребенка второго года жизни.

Развитие способов действий с предметами на втором году жизни.

Условия формирования основных движений и организация двигательной активности детей второго года жизни.

Особенности проведения занятий с детьми второго года жизни в детском саду.

Особенности физического и нервно-психического развития детей третьего года жизни.

Задачи развития ребенка третьего года жизни.

Методика развития речи ребенка третьего года жизни.

Развитие предметной деятельности на третьем году жизни.

Условия формирования основных движений и организация двигательной активности детей третьего года жизни.

Особенности проведения занятий с детьми третьего года жизни в детском саду

Естественно-научные основы и психолого-педагогическое значение режима детской жизни.

Принципы построения режима дня. Особенности организации режима дня в разных группах раннего возраста.

Понятие «культурно-гигиенические навыки». Необходимость их формирования. Содержание культурно-гигиенических навыков детей раннего и дошкольного возраста.

Условия и методика формирования культурно-гигиенических навыков в разных возрастных группах.

Значение игры в развитии ребенка раннего возраста. Этапы развития игры в раннем возрасте.

Характеристика ознакомительного и отобразительного этапа игры.

Характеристика сюжетно-отобразительной игры. Структура игры.

Комплексное руководство сюжетно-отобразительной игрой.

Основное содержание игры и руководство развитием игровых умений на втором году жизни (1год - 1год 6 мес, от 1 года 6 мес. – до 2 лет)

Основное содержание игры и руководство развитием игровых умений на третьем году жизни.

Характеристика игровой среды в группах раннего возраста.

Игровые проблемные ситуации как компонент развития игровой деятельности у детей.

Понятие сенсорного воспитания. Принципы сенсорного воспитания детей. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.

Задачи сенсорного развития детей раннего возраста. Особенности методики проведения игр и упражнений с детьми раннего возраста по ознакомлению со свойствами и качествами предметов.

Понятие «адаптация». Факторы, определяющие характер и длительность привыкания детей к новым условиям.

Организация первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Особенности работы с детьми первого, второго и третьего года жизни.

Степени адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

Необходимость организации комплексного контроля развития детей в раннем детстве (оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения).

Наши рекомендации