Категория «развитие». Развитие психическое, физическое, социальное. Понятия «актуальное развитие», «зона ближайшего развития»
Развитие – совершенствование от простого к сложному, от низшего к высшему физических и психических характеристик человека.
Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних (природная, социальная среда, воспитание, общение) и внутренних (физиолого-анатомические предпосылки, активность личности), управляемых и неуправляемых факторов.
Психическое развитие – качественное изменение психики, обусловленное усложнением взаимодействия индивида с внешней средой.
Физическое развитие начинается с самых первых мгновений жизни человека и достигает расцвета в возрасте от 20 до 30 лет.
Пренатальный период. Уже с 3-го месяца внутриутробной жизни у плода начинаются движения тела и глаз. На 7-м месяце внутриутробной жизни у плода уже функционирует большинство рефлексов и органов чувств, в частности, зрение и слух. Он сосет свой большой палец, реагирует на громкие звуки, может слышать голос своей матери и разговаривающих с нею людей.
Детство. В ранний период жизни моторное развитие происходит вдоль оси "голова – ноги". В первую очередь устанавливается контроль за положением и движениями головы. На 4-м месяце жизни происходит распрямление туловища. На 7-м месяце ребенок начинает самостоятельно сидеть, в возрасте 9-10 месяцев – ползать, на 13-14 месяце – стоять, на 14-15 месяце – ходить. Конечно, эти цифры являются усредненными.
Развитие тонкой моторики происходит в направлении от общих движений руки к кисти. Хватательные движения возникают к 5-му месяцу жизни и в дальнейшем совершенствуются. На 9-м месяце большой палец начинает противопоставляться другим пальцам руки, возникает координация работы пальцев в соответствии с целью движения. Однако заметное улучшение тонкой моторики происходит лишь между 3-м и 5-м годами жизни.
Сила ребенка удваивается за период с 3 до 11 лет. Спортивные достижения мальчиков растут с 5-го по 17-ый годы. У девочек, как показывают исследования, мышечная сила стабилизируется к 13-ти годам. Однако можно полагать, что это в большей степени связано с представлениями западных девочек-подростков об идеале женственности, нежели с истинно физиологическими различиями.
Юность. Физическое развитие в период отрочества связано с двумя основными сдвигами: общими анатомическими изменениями, с одной стороны, и развитием первичных и вторичных половых признаков – с другой.
Общее анатомическое развитие проявляется главным образом в ускоренном росте и заметном увеличении веса. Разные части тела, однако, развиваются не одновременно и не гармонично. Это иногда порождает у подростка психологические проблемы, связанные с принятием нового физического облика. Максимального роста девушки в среднем достигают к 17 годам, а юноши – к 21 году.
Вторичные половые признаки появляются в пубертатный период. Развитие грудных желез у девушек происходит в возрасте около 13 лет. У мальчиков голос ломается в 14-15 лет, рост бороды начинается в 17-18 лет, т.е. через 2-3 года после появления волос на теле.
Зрелый возраст. Начало зрелости приходится на промежуток 20-30 лет. Оно характеризуется наивысшим уровнем мышечной силы, быстроты реакции, ловкости, выносливости. Все эти показатели слегка понижаются вплоть до 60-детнего возраста, после которого снижение происходит с большей скоростью.
Большинство сенсорных функций достигает своего полного развития к 20-летнему возрасту и вплоть до 40 лет ослабевает очень медленно. Например, острота слуха в промежутке между 20-м и 40-м годами уменьшается только на 10 %, а зрение, вкус, обоняние и осязание до 40-летнего возраста вообще не обнаруживают заметного ухудшения. Среди людей в возрасте 65-74 лет у 13% отмечаются те или иные нарушения слуха, после 75 лет этот показатель удваивается. Вопреки распространенному мнению, значительное ослабление слуха отмечается лишь у 10% пожилых людей, а серьезные нарушения зрения – только у 2%.
Как молодые, так и многие пожилые люди убеждены, что половая функция в пожилом возрасте угасает. Опросы показали, что прекращение половой активности наступает у мужчин в среднем к 68 годам, а у женщин к 60 годам. Однако физиологических причин, которые могли бы объяснить такое положение вещей, нет. С возрастом наблюдается некоторое ослабление интенсивности физиологических реакций, которое может компенсироваться увеличением длительности полового акта и богатства форм сексуального поведения. В целом уровень половой активности пожилого человека зависит от того, каким этот уровень был в предшествующие годы.
Социальное развитие – развитие личности и психики в процессе установления многообразных социальных отношений.
Первое детство
Как уже неоднократно говорилось, для образования связи между ребенком и каждым из его родителей наибольшее значение имеют первые мгновения его жизни. В основе формирования этих связей лежат взгляды, движения и особенно улыбки ребенка. Cо второй недели жизни новорожденный не только проявляет интерес к человеческому лицу, но и отличает лицо своей матери
Между 8 и 12 месяцем начинают четко проявляться привязанности ребенка. Он разражается криком и плачем, когда его забирают от матери (или от лица, постоянно ухаживающего за ним). Это - не страх перед незнакомым человеком, а неузнавание в нем черт материнского. Граница этого этапа имеет происхождение в когнитивной сфере: именно в 7 месяцев ребенок начинает активно искать исчезнувший внезапно предмет, то есть формирует у себя представление о постоянстве (перманентности) предмета (до того, если закрыть игрушку бумажкой, ребенок мгновенно о нем забывает). Кроме того, именно постоянное присутствие социального партнера приводит к формированию у ребенка представления о собственной перманентности.
Показано также большое значение надежной социальной привязанности (в первую очередь - присутствия матери) для освоения ребенком незнакомых мести налаживания социальных контактов с другими детьми.
В то же время, как уже говорилось, эмоциональное общение ребенка со взрослым - ведущая деятельность младенца. Эта деятельность трудна для ребенка, поэтому нельзя постоянно тискать младенца, таскать его на руках и требовать его внимания, как это часто делается.
Детство и отрочество
В.преддошкольном возрасте (1 - 3 года) формируется основной механизм социализации и социального развития - речь, что позволяет:
· включать социально-фиксированные эталоны в перцептивную деятельность ребенка, то есть происходит переход к опосредованности понятий;
· включать произвольность в память и другие формы поведения (то есть идет переход "наблюдать - смотреть", "запоминать - выучивать" и т.д.); так формируется волевое регулирование, являющееся, кстати, основным показателем готовности ребенка к школе.
В этом же преддошкольном возрасте начинается формирование собственного "я". Тем не менее, к концу преддошкольного возраста "я" ребенка представляет собою весьма неустойчивый, элементарный, недифференцированный комплекс, включающий представление о своих простейших индивидных и социальных характеристиках.
Ребенок начинает называть себя по имени, выделять себя как постоянное целое из текущего потока изменяющихся собственных действий и состояний. Так, очень долго ребенок называет себя "он/она", практически только к трем годам он начинает говорить о себе "я".
К трем годам он может произвольно изменить поведение и затормозить непосредственные импульсы по словесному приказу взрослого.
Первый этап социального развития (3 - 6/7 лет) - дошкольный возраст.
Что может ребенок к 6/7 годам?
Природные формы психики приобретают вербальность ( связывает воспринимаемый объект со словом), произвольность (поступает не импульсно, а сознательно), опосредованность (тормозит свои реакции; волевая регуляция). Возникают нравственные оценки (хорошо - плохо), хотя еще неадекватные и в общей форме. Пример: на вопрос "что такое доброта" дается либо конкретный пример, либо общее понятие "это дядя хороший". Ребенок усваивает нравственные оценки как от общения со взрослыми, так и в непосредственной практике детского коллектива; важно, чтобы между этими каналами не было разрыва. Появляется определенный социальный статус ребенка в группе.
Обобщая, можно сказать, что к концу дошкольного периода у ребенка формируется готовность к обучению.
Второй этап социализации - школьный возраст.
Социальные воздействия принимают систематизированную форму. Формируются социальные характеристики - характер, процесс целеполагания, мотивационно-потребностная сфера и т.д.
Здесь особенно большую роль играют группы сверстников, особенно для развития идентификации и формирования установок. Показано, что подростки гораздо легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со старшими (даже если последние относятся к тому же полу, расе, религии и общине, что и сам подросток).
На этой стадии тесно связаны дружба и сексуальность. Так, у подростка "хороших друзей" обычно меньше, чем в любом другом возрасте (обычно не более 5), но среди них больше представителей другого пола
Зрелость.
Происходит развитие познавательной сферы, освоение новых социальных ролей (субъекта деятельности, родителя, начальника, пенсионера и т.д.). Объем социальных контактов в это время значительно варьирует. Так, обычно больше всего друзей у молодых взрослых людей, состоящих в браке (в среднем - 7 чел.). Они подбираются по сходству вкусов, интересов и склада личности, взаимности в помощи и обмене откровенностями, совместимости на основе взаимного удовольствия, извлекаемого из общества друг друга, удобству общения в географическом отношении, взаимному уважению.
В расцвете зрелости приоритеты отдаются деятельности, направленной на достижение поставленных жизненных целей; поддерживаются только самые прочные связи. Число друзей снижается до 5 и менее.
В старческом возрасте баланс "социальное-биологическое" опять, как в детстве, сдвигается в сторону биологического. Тем не менее, нужно отметить все усиливающуюся ретардацию старения - отодвигание (или ненаступление) собственно старческого возраста, то есть сохранение продуктивного периода вплоть до смерти. Особенно это характерно для лиц интеллектуального труда.
С приходом старости и в связи с драматическими событиями (уходом близких и спутников жизни), тем не менее, дружеские связи укрепляются, особенно, когда друзья оказываются в сходной ситуации. Среднее число друзей у человека, ушедшего на покой, составляет 6 чел.
Актуальное развитие - состояние в развитии ребенка, когда предлагаемая задача ориентирована на созревшие психические функции. Это проявляется в том, что ребенок может решить (выполнить) поставленную задачу самостоятельно.
Зона ближайшего развития – социальный опыт, овладение которым возможно растущей личностью с помощью взрослых.