Физическое развитие детей и подростков как один из показателей состояния их здоровья. Показатели, характеризующие физическое развитие, методы оценки.

Основу гигиенической оценки состояния здоровья детей и подростков составляют:

• отсутствие или наличие хронических заболеваний в момент обследования;

• уровень достигнутого физического и психического развития и степень его гармоничности;

• степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;

• особенности функционирования основных физиологических систем организма.

Под термином «физическое развитие» детей и подростков понимается состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития. Физическое развитие отражает общий уровень социальных и гигиенических условий жизни. Изучение физического развития включается в любую программу оценки состояния здоровья детей и подростков.

Известно, что неравномерность темпа роста и развития организма на этапе созревания является общей закономерностью. Однако в этот период проявляются и некоторые индивидуальные особенности. Встречаются индивидуумы, темп развития которых ускорен и которые по уровню зрелости опережают свой хронологический (календарный) возраст; может наблюдаться и обратное соотношение.

Для уточнения (корректировки) уровня развития детей используют понятие биологического и хронологического возраста.

Хронологический возраст - это период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу - день, месяц, год.

Биологический возраст - совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.

Наиболее информативными показателями биологического возраста являются степень оссификации скелета, время прорезывания и смены зубов, появления вторичных половых признаков у подростков, начала менструаций у девочек, а также морфологические показатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки).

К показателям, определяющим здоровое физическое развитие относят:

-Соматометрические показатели включают в себя определение длины, массы тела, окружности грудной клетки.

- к соматоскопическим показателям относятся оценка состояний опорно-двигательного аппарата, степени полового созревания, кожных покровов, слизистых оболочек глаз и полости рта, определение степени жироотложения, осмотр зубов и составление зубной формулы.

-Физиометрические, или функциональные, показатели включают жизненную емкость легких, силу сжатия кисти рук.

Для индивидуальной оценки физического развития детей и подростков применяют: методы сигмальных отклонений (профиль физического развития), центильный, регрессионный (оценочные таблицы), комплексный и другие методы. Характеристика и способы применения данных методов подробно рассматриваются в соответствующих справочниках и руководствах к практическим занятиям по гигиене.

Комплексная оценка физического развития осуществляется в два этапа.

На первом этапе исследования устанавливают биологический возраст.

На втором этапе определяют морфофункциональное состояние по показателям массы тела, окружности груди в дыхательной паузе, мышечной силе кистей рук и жизненной емкости легких, измеряют толщину кожно-жировых складок.

Наряду с методами индивидуальной оценки физического развития применяется генерализующий метод, основанный на массовом исследовании больших групп детей (метод оценки физического развития коллективов).

При этом рекомендуется использовать следующие показатели:

• общая заболеваемость;

• инфекционная заболеваемость;

• индекс здоровья - процент длительно и часто болеющих детей;

• распространенность и структура хронических заболеваний;

• процент детей с нормальным физическим развитием и имеющих недостатки в умственном и физическом развитии;

• распределение по группам здоровья.

74. Задачи и содержание работы врача детского учреждения. Современные представления об акселерации и децелерации физического развития, ее социальное и гигиеническое значение.

Задачи врача:

1.охрана и укрепление здоровья детей и подростков,

2.разработка научного обоснования условий воспитания и обучения, а также допустимых учебных нагрузок, производственного обучения детей;

3.нормирование факторов внешней среды, т. е. установление санитарно-гигиенических норм и требований для детских учреждений, предметов пользования, одежды, игрушек, учебников;

4.регулярный контроль за соблюдением гигиенических норм и требований в местах проживания и временного пребыв детей о подростков.

Асселерация-ускоренный темпа роста и развит организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений

Длина тела детей в возрасте 15 лет с 1882 по 1970 г увеличилась на 19-20 см. В западной Европе, в целом, увеличение роста взрослого человека на 1 см каждое десятилетие отмечалось на протяжении 100 лет.

Такое ускоренное развитие коснулось и внутриутробного периода, что подтверждается неуклонным нарастанием средних показателей длины и массы тела новорожденных.

Ускорился также и срок биологического созревания. Об этом свидетельствуют более ранние, чем несколько десятилетий назад, сроки прорезывания постоянных зубов, прекращение роста, а также половое созревание.

Причины акселерации:

- миграция населения;
- смешанные браки;
- сменившиеся биологические ритмы жизни;
- изменение особенностей питания (если сравнить потребление мяса в различные периоды, то можно увидеть следующее: в 1812 году на душу населения потреблялось 14 кг в год, в 1933 году - 33 кг, в 1980 году - 50-60 кг);
- гипервитаминозы (избыточное поступление в организм витаминов и ускорение биохимических процессов);
- сменившийся температурный режим в жилых помещениях (центральное отопление поддерживает постоянную температуру воздуха в помещении);
- урбанизация - достижения цивилизации, такие как, электрический свет, телевидение, радио и другое - являются раздражителями для нервной системы, поддерживая возбуждение в ней, и стимулируют рост и развитие;
- наследственные механизмы.

Децелерация - процесс, обратный акселерации, т.е. замедление процессов биологического созревания всех органов и систем организма.

Ни одна из гипотез причин акселерации в отдельности не может объяснить эпохальные сдвиги в темпах роста и развития. Скорее всего, акселерация, так же как и намечающаяся в настоящее время децелерация является следствием влияния комплекса природных и социальных факторов на биологию современного человека.

За последние 20 лет стали регистрироваться следующие изменения физического развития всех слоев населения и всех возрастных групп: уменьшилась окружность грудной клетки, резко снизилась мышечная сила. Но имеются две крайние тенденции в изменении массы тела: недостаточная, ведущая к гипотрофии и дистрофии; и избыточная, ведущая к ожирению. Все это расценивается как негативное явление.

Причины децелерации:

-экологический фактор;

-генные мутации;

-ухудшение социальных условий жизни и, прежде всего, пита-ния;

-все тот же рост информационных технологий, который начал приводить к перевозбуждению нервной системы и, в ответ на это, к ответному ее торможению;

-снижение физической активности.

Наши рекомендации