Тестовые задания для контроля знаний. 1.Педагогика как наука сформировалась в веке и связана с именем
1.Педагогика как наука сформировалась в … веке и связана с именем … .
2. Педагогика как область научного знания раскрывает:
а) содержание подготовки педагога к работе в школе;
б) способы научного познания;
в) психологические особенности личности;
г) закономерности педагогического процесса, а также становление и развитие личности в педагогическом процессе.
3. Процесс обучения – это
а) процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру;
б) процесс передачи педагогом социального опыта;
в) усвоение учебного материала учащимися.
4. Основными категориями дидактики являются:
а) воспитание;
б) образование;
в) психика;
г) преподавание;
д) рефлексия.
5. Объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека – это…
6. Основная цель воспитания – это:
а) содействие максимальному развитию личности, становлению как субъекта и стратега собственной жизни.
б) формирование и развитие интеллекта, характера, желаемого поведения и отношения к окружающим людям.
в) приобретение новых форм деятельности, поведения, общения и подготовка к активному участию в трудовой деятельности.
г) формирование высоких моральных мотивов трудовой деятельности.
д) формирование потребности в продуктивной социально одобряемой деятельности.
7. Охарактеризуйте сущность принципа научности?
8. Назовите основные функции, которые реализует образование в обществе:
а) воспроизводства культуры, опыта, деятельности людей;
б) развития общества, личности;
в) творческого отражения человеком действительности.
9.Из предложенного перечня педагогических понятий выберите основные факторы развития личности:
а) обучение;
б) окружающая среда;
в) наследственность;
г) бытовые условия;
д) воспитание;
е) собственная активность;
ж) друзья.
10.Согласны ли Вы с утверждением: «Педагог - это не профессия, это СТИЛЬ ЖИЗНИ. Педагог всегда должен быть педагогом, примером для учащихся (студентов). В противном случае это не его сфера». Аргументируйте.
11. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?
а) преимущественно воспитанием.
б) сочетанием врожденных задатков и условий среды.
в) главным образом врожденными задатками.
г) ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
12. Главный законодательный документ в области образования:
а) Конституция Республики Беларусь;
б) Кодекс Республики Беларусь об образовании;
в) Закон Республики Беларусь «Об образовании»;
г) Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.
13. Какой документ содержит положения о праве ребенка на жизнь и праве ребенка на родителей?
а) Конституция Республики Беларусь;
б) Международная конвенция ООН «О правах ребенка»;
в) Закон Республики Беларусь «Об образовании»;
г) Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.
14. Семья – это…
15.Семейная педагогика – это наука о....
а) воспитании детей в семье;
б) взаимоотношениях между детьми и родителями;
в) взаимодействии между супругами в семье;
г) межличностных отношениях между поколениями в семье.
16. Под семейным воспитанием в узком смысле слова понимается ... родителей с ..., основанное на родственной близости, любви, уважении и защищенности ребенка, и содействующее созданию ... условий для удовлетворения ... в полноценном развитии и саморазвитии его личности.
17. Основные функции семьи:
а) репродуктивная;
б) социально-экономическая;
в) психотерапевтическая;
г) воспитательная;
д) сексуальная;
е) все ответы верны.
18. Регулируемая обществом семейная связь между двумя людьми, достигшими брачного возраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям – это…
19. Действенность, силу, устойчивость результатов семейного воспитания обеспечивают...
а) глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания;
б) постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в разнообразных жизненных ситуациях;
в) наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи;
г) все ответы верны.
20. Показатель кризиса семьи в современном обществе – это …
а) ранний возраст вступления в брак;
б) эмоциональный характер отношений между супругами;
в) раздельное проживание молодой семьи от бабушек и дедушек;
г) увеличение хозяйственно-бытовых проблем;
д) снижение рождаемости.
Задание 2.Вставьте пропущенное слово:
………………. – это непрерывный процесс интеграции личности в социальную систему путем адаптации и творческой самореализации | воспитание |
………………. – это специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение знаний и способов деятельности, развитие познавательных и других способностей, формирование мировоззрения | образование |
………………. – это процесс и результат становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов | социализация |
………………. – это процесс и результат развития личности как субъекта познания, деятельности и отношений | развитие |
………………. – это процесс и результат количественных и качественных изменений различных сторон личности, ее взросление | формирование |
………………. – это целенаправленный процесс формирования и развития отношений личности с миром и с самим собой в специально организованных условиях – в школе, семье, внешкольных организациях | обучение |
Задание 3. Установите соответствие между структурными компонентами процесса обучения и их характеристиками.
Компоненты | Характеристика |
1. Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения | А. Представляет собой постановку педагогом и принятие обучаемыми целей и задач изучения темы (раздела, курса, учебного предмета) |
2. Оценочно-результативный компонент процесса обучения | Б. Отражает его процессуальные характеристики, формы, методы, средства |
3. Целевой компонент процесса обучения | В. Предполагает осуществление контроля педагога и самоконтроля обучаемых в целях установления обратной связи и корректировки хода процесса обучения |
4. Стимулирующе-мотивационный компонент процесса обучения | Г. Это содержание обучения, определяемое государственными образовательными стандартами, программами, учебниками и учебными пособиями |
5. Операционно-действенный компонент процесса обучения | Д. Отражает меры педагога по формированию познавательных потребностей, стимулированию мотивов учебной деятельности, интересов |
6. Содержательный компонент процесса обучения | Е. Объединяет оценку педагогом и самооценку обучаемыми результатов обучения, установление их соответствия поставленным целям, выявление причин их возможного несоответствия, постановку задач дальнейшей деятельности |
Задание 4. Сравните высказывания в первых двух столбцах таблицы и предложите свои суждения в третьем столбце.
Обучение — это преподавание и учение. | Обучение — это учение и преподавание. | Обучение — это... |
«Чтобы обучать Петра математике, нужно хорошо знать математику». | «Чтобы обучать Петра математике, нужно знать математику и Петра». | «Чтобы обучать Петра математике...» |
Каков учитель, таковы и ученики. У «сильного» учителя всегда «сильные» ученики. | Если есть ученик, для него найдется и учитель. Источник познания — в ученике, учитель лишь помогает ему реализовать себя. | Роль ученика в обучении... Роль учителя в обучении... |
Строгое следование научно-обоснованному подходу к изложению, закреплению и применению на практике учебного материала гарантирует его полноценное усвоение учащимися. | Учение через исследование неэкономично по времени и неэффективно по результатам, поскольку ученики не могут гарантированно получать качественных результатов. В таком обучении отсутствует фундаментальность и систематичность. | Чтобы обучение было эффективным... |
Основой творческой деятельности учащегося являются прочно усвоенные им базовые знания. Научившись применять их на практике, учащийся способен пойти дальше в своем творчестве и при необходимости создавать новое, опираясь на имеющийся у него багаж | Прочно усвоенные знания являются помехой творчеству учащегося, поскольку формируют стереотипы в его мышлении и последующей деятельности. Незнание общепринятых сведений помогает ученику создавать действительно новое. Творчество учащегося необходимо уже до приобретения знаний. | Соотношение знаний и творчества в обучении может быть следующим... |
Главный планируемый результат обучения в — вооружение учащегося базовыми знаниями для его последующей жизни и профессиональной деятельности. Задача учебного заведения — дать ученикам качественное образование, основанное на фундаментальных знаниях. | Задача учебного заведения — развить способности учащегося и научить его действовать в окружающем мире. Вместо «суммы знаний» учащийся овладевает совокупностью способов деятельности. При необходимости он всегда сумеет найти недостающие знания или воссоздать для решения возникающей проблемы. | Основная задача обучения состоит в.... |