Тестовые задания для контроля знаний

1. Выберите правильный вариант ответа.

1. Главный законодательный документ в области образования:

а) Конституция Республики Беларусь;

б) Кодекс Республики Беларусь об образовании;

в) Закон Республики Беларусь «Об образовании»;

г) Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.

2. Что представляет собой образование как система:

а) освоение в учреждениях образования системы знаний, умений, навыков;

б) развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня;

в) достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений;

г) целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности.

3. Совокупность учреждений, призванных решать образова­тельно-воспитательные задачи, - это:

а) содержание образования;

б) система образования;

в) концепция образования;

г) образовательное пространство.

4. На каких принципах основывается государственная об­разовательная политика в Республике Беларусь:

а) осуществление перехода к обязательному общему среднему об­разованию;

б) преемственность и непрерывность уровней и ступеней образо­вания;

в) демократический характер управления образованием;

г) отказ педагога от позиции носителя абсолютной истины, имею­щего право принимать решения за ученика.

5. Национальная система образования включает:

а) участников образовательного процесса;

б) образовательное пространство;

в) образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

г) учреждения образования.

6. Укажите, что является главным структурным элементом системы образования:

а) федеральные органы управления образованием;

б) образовательные программы и государственные образователь­ные стандарты;

в) образовательные учреждения;

г) коллегиальные органы управления.

7. Какие уровни включает основное образование в Республике Беларусь:

а) профессионально-техническое образование;

б) внешкольное воспитание и обучение;

в) повышение квалификации и переподготовку кадров;

г) послевузовское образование.

8. Основные направления и особенности развития системы образования в современных условиях:

а) переход к массовому высшему образованию;

б) учет образовательных потребностей человека;

в) ориентация на «среднего ученика»;

г) переход к массовому среднему образованию.

9. К учреждениям образования относятся:

а) детские дома;

б) дома отдыха;

в) центры профессиональной ориентации;

г) детские развивающие центры.

10. Расположите в правильной последовательности по степени их значимости для организации образовательного процесса:

1) учебный план;

2) учебная программа;

3) государственный образовательный стандарт;

4) учебник.

11.Отличительные черты процесса обучения от процесса научного познания:

1) научное познание – это открытие нового, а в процессе обучения открывается по-

знанное;

2) научное познание – процесс длительный;

3) научное познание – деятельность человека или группы людей;

4) познание в учебном процессе организуется в относительно короткое время.

12. Гуманизация образования – это создание условий:

1) реальных;

2) оптимальных;

3) необходимых;

4) лучших;

для развития способностей:

1) каждого учащегося;

2) всех учащихся;

на уровне:

1) познания;

2) формирования личности;

через:

1) самоопределение;

2) самопроявление;

3) самовоспитание;

4) саморазвитие.

13. Совокупность взаимосвязанных по содержанию законов, обеспечивающих тенденцию или направленность в изменении системы называется:

1) закономерностью;

2) законом;

3) принципом обучения;

4) движущей силой.

14. Стандарт образования определяет:

1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

2) максимальный объем учебной нагрузки;

3) условия для получения образования детьми с нарушениями в развитии;

4) требования к уровню подготовки выпускников.

15. Органическую связь между приобретенными учащимися знаниями, умениями, навыками и формированием личности обеспечивает обучение:

1) развивающее;

2) творческое;

3) воспитывающее;

4) репродуктивное

Задание 2.Восстановите текст.

Под ... образования понимают совокупность всех ... учрежде­ний и органов ... ими, взаимосвязи между ними и те ..., которы­ми руководствуются эти учреждения в своей работе. Государство определяет принципы ... политики в области ..., а также устанав­ливает государственные образовательные ..., регламентирующие ... образовательных учреждений.

Для справок: стандарты; принципы; управления; системой; госу­дарственной; учебно - воспитательных; деятельность; образования.

Модуль 3. Развитие, обучение и воспитание личности

План семинарского занятия

1. Развитие личности как педагогическая проблема

2. Сущность процесса воспитания

3. Обучение как целенаправленный процесс развития личности

Задания и упражнения

Вопросы для размышления.

1. В чем заключается специфика организации обучения в целях психического развития личности?

2. «Послушайте – и вы забудете, посмотрите – и вы запомните, сделайте и вы поймете» (Конфуций). Выразите свое отношение к этой мысли.

3. Существует точка зрения, что любимым или нелюбимым учебный предмет для студента становится, прежде всего, благодаря преподавателю. Сначала преподаватель, потом его наука, и никогда наоборот. Выразите свое мнение и аргументируйте свой ответ.

4. Существует мнение, что образованность – это не только то, что человеку предлагали, давали, объясняли, а то, что он реально взял, используя предоставленные учебным учреждением возможности. Образованность человека – результат его собственного учебного труда, ибо процесс познания индивидуален. Считаете ли вы достаточным уровень полученных вами профессиональных знаний, возможна ли избыточность знаний? Удовлетворены ли вы своей образованностью? Удается ли вам заниматься самообразованием?

5. Если бы вам пришлось выбирать, обучаться в вузе с контролем знаний или без контроля знаний, с отметками или без них, чтобы вы предпочли и почему? Поясните свой выбор.

6. Высшее образование должно быть бесплатным для всех желающих? Прокомментируйте.

Задание 1.Представьте себя в роли преподавателя и предложите наиболее целесообразные в педагогическом плане способы поведения в следующих ситуациях.

Ø Вы случайно услышали, как студент говорит своим приятелям, что предмет, который вы преподаете, совершенно не пригодиться ему как будущему специалисту. Как вы поступите в данной ситуации?

Ø Студент попросил вас освободить его от занятий по уважительной причине. Неожиданно выясняется, что он солгал. Какие действия вы предпримите?

Ø На зачет (экзамен) к вам пришел студент, которого вы видите в первый раз. Он не посещал занятий. Как поступить в данной ситуации?

Ø Студенты группы, в которой вы ведете занятия, приглашают вас на торжество в общежитие. Как вы поступите в подобной ситуации?

Ø Студенты не подготовились к очередному семинарскому занятию, хотя вы заранее дали задания и вопросы. Ваши действия?

Ø Молодой педагог замечает, что одна из студенток с ним заигрывает: строит глазки, кокетничает, задаёт провокационные вопросы. Что делать?

Ø Кто-то из учащихся (или их группа) создает звуки, мешающие проводить занятие, например, мычит «всей группой». Обнаружить источник звука трудно, шум нервирует педагога, и он в конце концов срывается.

Ø

Задание 2.Проанализируйте, какие способы стимулирования учебной деятельности могли бы оказать на вас наибольшее воздействие и почему? Опишите свою стратегию стимулирования собственной учебной деятельности.

Задание 3. Исходя из личных соображений, создайте свой портрет идеального студента и преподавателя.

Наши рекомендации