Определение и образование значений или понятий
Существо, которое совсем не может понимать, ограждено, по крайней мере, от неправильного понимания. Но существа, приобретающие знание путем выводов и толкований, путем суждения, что обозначают вещи по отношению друг к другу, постоянно подвергаются опасности неправильного предположения, неправильного понимания, ошибки, — неправильного отношения к вещи. Постоянным источником неправильного понимания и ошибки является неопределенность понятия. Благодаря неясности понятия мы неправильно понимаем других людей, вещи и себя самих, благодаря его запутанности мы искажаем и извращаем. Сознательное искажение понятия может доставить удовольствие, как бессмыслица, ошибочное понятие, если оно ясно выражено, может быть прослежено и от него можно освободиться. Но смутные понятия слишком студенисты, чтобы явиться предметом анализа, и слишком мягки, чтобы служить обоснованием для других мнений. Они ускользают от проверки и ответственности. Неопределенность скрывает бессознательное смешение различных понятий, облегчает замену одного понятия другим и скрывает недостаток определенного мнения вообще. Это первородный логический грех — источник, из которого вытекает большинство плохих интеллектуальных последствий. Совершенно удалить неопределенность невозможно, чтобы уменьшить ее размер и степень, нужна искренность и сила. Чтобы быть ясным и очевидным, понятие должно быть выделено, обособлено, завершено в себе, однородно, как оно есть, и основательно. Техническим термином для обособленного таким образом понятия является содержание.
Процесс приобретения таких единиц понятия (и установления их, когда они достигнуты) есть определение. Содержание терминов человек, река, семя, честь, капитал, высший суд, это то значение, которое исключительно относится и характеризует эти термины. Это значение развивается в определения этих слов. Признаком ясности понятия является то, что оно с успехом отмечает группу предметов, которые являются частными случаями понятия, от других групп, особенно тех объектов, которые вызывают близко стоящие понятия. Понятия (или отличительный признак) реки обозначает Рону, Рейн, Миссисипи, Гудзон, несмотря на разницу их положения, длины, свойства воды, и должно быть таковым, чтобы не подразумевать течения в океане, пруде или ручье. Это применение понятия, чтобы отметить и сгруппировать вместе различные отдельные существования, составляет его объем.
Как определение выдвигает содержание, так деление (или обратный процесс, классификация) раскрывает объем. Содержание и объем, определение и подразделение, очевидно, являются соотносительными словами, как выражались прежде; содержание обозначало понятие, как принцип, объединяющий частные случаи, объем это группа объединенных и выделенных частных случаев. Понятие в смысле объема совершенно висело бы в воздухе и было бы нереально, если бы оно не указывало на какой-нибудь объект или группу объектов, в то же время объекты были бы так же разрозненны и независимы интеллектуально, как они независимы, по-видимому, пространственно, если бы они не были объединены в группы или классы на основании отличительных признаков понятий, которые они постоянно вызывают и частными случаями которых являются. Взятые вместе, определение и подразделение делают нас обладателями выделенных или определенных понятий и указывают, к какой группе объектов понятия относятся. Они символизируют установление и организацию понятий. На той ступени, на которой понятия ряда опытов настолько выяснены, что могут служить принципами для группирования этих опытов по отношению друг к другую этот ряд частных явлений становится наукой, т.е. определение и классификация являются признаками науки, отличающими ее как от несвязного накопления смешанного материала, так и от привычек, вводящих последовательность в наш опыт без того, чтобы мы сознавали этот процесс.
Определения бывают трех типов: обозначающие, объяснительные и научные. Из них первый и последний имеют логическое значение, между тем как объяснительный тип имеет значение социальное и педагогическое, как посредствующая ступень.
Обозначающие. Слепой никогда не может иметь правильного понимания значений цвета и красок, зрячийможет приобрести знание об этом только в том случае,если известные вещи указываются таким образом, чтовнимание останавливается на некоторых из их свойств.Этот метод выделения понятия путем выяснения известного отношения к объекту может быть назван обозначающимили указующим. Он необходим для всех чувственныхсвойств, звуков, вкусов, цветов, а также для всех эмоциональных и моральных качеств. Понятия чести, симпатии,ненависти, страха могли быть усвоены, явившись в первоначальном частичном опыте. Реакция реформатороввоспитания против словесного и книжного образованиявсегда принимала форму требования прибегать к личномуопыту. Как бы велики ни были познание и научноеобразование человека, понимание нового предмета илиновой стороны старого предмета должно всегда происходить путем этих процессов непосредственного исследования данного бытия или свойства.
Определяющие. Раз дан известный запас понятий, отмеченных обозначающим или прямым образом, язык является средством, благодаря которому могут построитьсяв воображаемые комбинации и вариации. Колер (определенная окраска) может быть определен для человека,который его не видел, как средний цвет между зелеными синим, тигр может быть определен (т.е. идея его сделанаопределеннее) путем выбора некоторых качеств от известных членов кошачьей породы и соединения их качествами величины и веса, взятых у других объектов. Примеры по природе своей относятся к определяющим определениям, таковы же объяснения понятий, данные в словаре. Путем выбора и ассоциирования более известных понятий полученный запас понятий из окружающего, в котором человек живет, представляется в его распоряжение. Но сами по себе эти определения производны и условны; существует опасность, что вместо того, чтобы побуждать человека искать личного опыта, который бы подтвердил на примере и проверил их, они будут приняты на основании авторитета, как заместители.
Научные. Даже популярные определения служат правилами для узнавания и классифицирования частных случаев, но цель таких узнаваний и классифицирований чисто практическая и социальная, а не интеллектуальная. Понятие о ките, как о рыбе, не препятствует успеху китоловов и не мешает узнавать кита по виду, между тем как понятие о ките как не о рыбе, а о млекопитающем, так же хорошо служит практическим целям, а в то же время доставляет гораздо более ценные принципы для научного узнавания и классификации. Популярные определения избирают известные, явно очевидные признаки, как основания для классификации. Научные определения избирают, как отличительный материал, условия причинения, порождения и образования. Признаки, использованные для популярных определений, не помогают нам понять, почему объект обладает общим значением и качествами, они просто устанавливают тот факт, что он ими обладает. Причинные и генетические определения устанавливают путь, каким создался объект, как разъяснение, почему он является объектом определенного рода, и таким образом объясняют, почему у него есть; классовые или общие признаки.
Если бы, например, спросить обывателя с известным! практическим опытом, что он разумеет или понимает под\ металлом, он бы, вероятно, ответил определением качеств, полезных (I) для узнавания каждого данного металла и (II) для искусств. Гладкость, твердость, блеск и глянец, тяжелый по объему вес, вероятно, были бы внесены в его определение, так как эти черты облегчают нам узнавать определенные вещи, когда мы их видим и трогаем; практические свойства, способность подвергаться кованию и вытягиванию, не ломаясь, размягчаться от жара и отвердевать от холода, сохранять данные вид и форму, сопротивляться давлению и разрушению были бы, вероятно, включены независимо от того, были бы употреблены такие термины, как ковкий и плавкий, или нет. Теперь научное понимание, вместо того, чтобы пользоваться, даже с добавлениями, такого рода чертами, определяет понятие на другом основании. Современное определение металла приблизительно следующее: под металлом мы разумеем всякий химический элемент, который соединяется с кислородом, образует основной окисел, т.е. соединение, которое с кислотою дает соль. Это научное определение основано не на непосредственно воспринятых качествах или непосредственно полезных свойствах, но на том, каким образом известные вещи причинно связаны с другими, т.е. оно указывает на связь. Как химические понятия становятся все более и-более понятиями связей и взаимодействий при образовании новых веществ, так физические понятия все более и более выражают отношения деятельности: математические выражают функции зависимости и порядок группирования: биологические — отношения дифференцирования потомства, вызываемые приспособлением к различной среде, и так далее через всю сферу науки. Короче, наши понятия достигают максимума определенного отдельного бытия и общности (применимости) на той ступени, когда они показывают, как вещи зависят друг от друга, или влияют друг на друга, вместо того, чтобы выражать качества, которыми объект обладает статически. Идеалом системы Научных понятий является достижение последовательности, свободы и гибкости при переходе от одного факта и понятия ко всякому другому; это требование встречается постольку, поскольку мы овладели динамическими связями, которые соединяют вещи в постоянно меняющемся процессе, — принцип, устанавливающий полное знание происхождения или роста.