Тема 1. Объект, предмет и задачи семейной педагогики. Развитие идей семейной педагогики в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов
Воспитательная функция семьи как древнейшей формы организации жизнедеятельности родителей и детей. Идеи, положения и подходы к соотношению семейного воспитания и общественного воспитания, их целей, задач, содержании и методов в трудах отечественных философов (М.Т.Авласевич, С.Д.Лаптенок, Н.И.Латыш, П.Н.Савостенок, В.А.Салеев), педагогов (С.С.Бубен, С.Н.Бурова, Г.А.Бутрим, Д.И.Водзинский, А.К.Воднева, К.В.Гавриловец, В.Т.Кабуш, М.Е.Кобринский, В.Г.Сенько, Е.И.Сермяжко, Л.И.Смагина, В.В.Чечет и др.); зарубежных философов (Л.П.Буева, К.А.Гельвеций, Д.Дидро, Т.Кампанелла, М.Монтень, Т.Мор, Р.Оуэн, Н.Я.Соловьев, В.В.Розанов, Н.Ф.Федоров); психотерапевтов и психиатров (А.И.Захаров, Б.Д.Карвасарский, С.Ю.Куприянов, Р.Кэпбелл, А.Е.Личко, А.Фромм, Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий); педагогов (Ю.П.Азаров, И.В.Гребенников, Я.А.Коменский, Я.Корчак, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, И.Г.Песталоцци, М.М.Рубинштейн, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий и др.)
Тема 2. Сущность и специфика семейного воспитания
Определение понятия «семейное воспитание» в широком и узком смысле слова. Важнейшие задачи семейного воспитания: воспитание ребенка сознательным гражданином — патриотом своего отечества; воспитание честного труженика-профессионала; воспитание хорошего семьянина. Основные характеристики специфики семейного воспитания: содействие осуществлению непрерывной связи поколений; способность неприметно формировать у детей человеческие чувства и отношения к своим родителям и через них ко всем другим людям, обществу, своему народу, человечеству; наличие естественной теплоты, любви и сердечности в семейных отношениях и в общении; эмоциональный характер; непрерывность и многообразие воспитательных воздействий на детей людей разного пола и возраста, профессиональных интересов, жизненного опыта и человеческих ценностей; постоянное ежедневное практическое изучение индивидуальности ребенка; открытость, неформальность воспитательного процесса в семье.
Тема 3. Актуальные проблемы воспитания детей в современной белорусской семье
Детская ложь: сущность, мотивы, виды, ступени. Пути преодоления детской лжи: уклонение от запретов, предоставление детям безусловной свободы, проявление внимания, любви, доброты в периоды, когда ребенок наиболее близок ко лжи, своевременное диагностирование лжи, уменьшение устрашения в семейном воспитании, уменьшение лжи взрослых.
Гиперактивность: сущность, характеристики, причины, проблемы гиперактивных детей, пути преодоления.
Непослушание: сущность, признаки, мотивы. Возрастные кризисы детства: первого года жизни, 3 лет (2-4 года), от 6-7 до 8-9 лет, 10-15 лет. Характеристика поведения детей в разные критические периоды их жизни. Стратегия поведения родителей.
Тема 4. Методы семейного воспитания
Методы семейного воспитания как совокупность способов воспитательных воздействий родителей с детьми. Основные методы семейного воспитания: положительный пример, убеждение, приучение, упражнение, поручение, переключение, требование, стимулирование к самоконтролю. Поощрение и наказание как вспомогательные методы семейного воспитания.
Реализация прав детей как основа методов семейного воспитания.
Особенности воспитания ребенка во внутриутробном (пренатальном) периоде.
Тема 5. Методы народной педагогики в воспитании детей
Традиции народной педагогики белорусов и их роль в воспитании детей. Особенности внутрисемейных отношений и их воспитательное значение.
Задачи народной педагогики в воспитании детей. Методы семейного воспитания в народной педагогике белорусов – пример, внушение, включение детей в различные виды хозяйственно-трудовой деятельности, в отношения и общение; научение, упражнение, совет, разъяснение, беседа, предупреждение, поощрение, намек, требовательность, упрек, испытание, наказание, проклятие и др.
Основные критерии воспитанности ребенка: отношение и готовность к труду, прилежание, добросовестность, умельство; любовь и уважение к матери и отцу, их языку и вере, к родному дому, к соседям и соотечественникам; умение и готовность организовать свою будущую семейную жизнь, моральная и практическая подготовленность к ней.
Пути и направления использования традиций народной семейной педагогики в современной семье, в совместной работе школы, семьи и общественности.
Тема 6. Материнство и отцовство – основа семьи
И государственности
Особенности материнского воспитания. Выполнение функций социализации и воспитания детей. Дефиниция понятия «депривированный ребенок». Различные виды депривации: сенсорная, двигательная, эмоциональная, психосоциальная, материнская. Источники стимулирования детей, у которых частично или полностью отсутствуют сенсорные впечатления и чувства. Способы преодоления последствий двигательной депривации. Этапы в эмоциональном развитии ребенка. Определение понятия «привязанность». Механизмы формирования привязанности. Три стадии поведения ребенка, испытавшего материнскую депривацию. Сепарация (отделение) и ее последствия для жизнедеятельности ребенка.
Значимость материнства для самой женщины-матери, для детей, мужчин, государства, нации. Нормативно-правовой аспект государственной политики в области материнства и детства. Медицинская и социально-психолого-педагогическая поддержка материнства и детства.