Структурные элементы интерактивной обучающей презентации
1. Титульный слайд
2. Справочная система по работе с управляющими элементами
3. Оглавление
4. Учебный материал (в том числе таблицы, иллюстрации, графики и др.)
5. Словарь терминов (глоссарий)
6. Система контроля знаний
7. Информационные ресурсы по теме
Титульный слайд:должен быть по возможности красочным. Для этого следует оформлять его с помощью графических вставок и фонов. Дизайн обложки должен способствовать улучшению эмоционального состояния учащихся и повышать их интерес к изучаемой теме и предмету вообще. На титульном слайде обычно указывают название темы, сведения об авторе, дату разработки, информацию о местоположении информации в сети, на локальном компьютере и имя файла.
Справочная система по работе с управляющими элементами презентации:отдельный слайд с описанием всех используемых экранных кнопок для уточнения их функционального назначения. Основные требования к элементам управления — понятность, наличие на экране нужных подсказок в нужный момент и минимальное (только необходимое) количество элементов управления на каждой странице. Основными управления являются:
Ø кнопки перехода из оглавления на начало тем;
Ø кнопки перехода со слайда на слайд вперед и назад;
Ø кнопка возврата в оглавление;
Ø кнопка вызова подсказки;
Ø кнопка перехода в словарь терминов;
Ø гиперссылки для перехода к иллюстрациям, таблицам, видео и т. п.
Оглавление: очень важный структурный элемент презентации. С одной стороны, оно быть достаточно подробным, чтобы обеспечивать оперативный доступ к ее сравнительно небольшим содержательным частям, с другой стороны — максимально обозримым, то есть находиться на одном слайде.
Информационное обеспечение презентацииудобно организовать в виде гипертекстовой системы. С помощью гиперссылок можно получить на экране дополнительную или поясняющую информацию, организовать многократное обращение к одним и тем же информационным объектам из разных мест презентации.
Учебный материалв презентации, представлен в краткой форме. Такое представление дает качественно иной ракурс для рассмотрения содержания, что достаточно эффективно как на этапе вводных занятий по теме, так и на этапе обобщения и систематизации учебного материала. Изложение содержания материала может осуществляться в виде текста, рисунков, таблиц, графиков и т. п. При этом мультимедийное представление учебного материала позволяет передать необходимый объем информации при краткости его изложения.
Наличие словаря терминоввесьма желательно в интерактивной презентации по изучению новой темы (обучающей, консультационной). Текст может оказаться чрезвычайно перегруженным выделениями, так как в нем могут присутствовать также и смысловые выделения, и гиперссылки на иллюстрации, таблицы, графики и др. Чтение и осмысление такого текста весьма затруднено. Поэтому предпочтительнее оформить словарь терминов и определений на отдельном слайде (серии слайдов).
Система контроля знаний: организована как эспресс-тестирование (в презентации-визуализации или через систему гиперссылок) в интерактивной презентации.
Информационные ресурсы по теме: перечень источников информации как на бумажных, так и электронных (DVD-ROM, распределенные информационные образовательные ресурсы) носителях, используемых педагогом при подготовке презентации. Список ресурсов может содержать обязательные и дополнительные источники информации, предлагаемые учащимся для самостоятельного изучения отдельны вопросов по теме урока.
Технологии использования интернет-ресурсов в работе педагога.
Дидактические возможности сети Интернет
Дидактические возможности сети Интернет можно разделить на две группы, исходя из технологии осуществления компьютерной связи: основанные на асинхронном режиме связи(off-line) и на синхронном жиме связи (on-line).
Режим off-line:
Ø Обеспечение электронной переписки
Ø Организация и участие в постоянно действующей телеконфенции распределенной группы
Ø Участие в работе всемирных тематических телеконференций
Ø Работа с электронными банками информации
Ø Размещение собственных ресурсов в сети Интернет
Режим on-line
Ø Навигация по ресурсам Интернет
Ø Поиск, анализ и систематизация материалов, имеющихся в сети Интернет
Ø Участие в несинхронизированной во времени дискуссии рабочей группы (форум)
Ø Участие в синхронизированной во времени дискуссии рабочей группы (чат)
Характеристика дидактических возможностей сети Интернет:
Обеспечение электронной переписки: Позволяет организовать оперативные консультации учащихся с учителем, а также делает возможным осуществление совместных творческих работ учащимися, разделенными территориально
Участие в работе всемирных тематических телеконференций: Заключается в получении материалов телеконференций и возможности отправки в них своих реплик.
Организация постоянно действующей электронной конференции для распределительной группы участников: Осуществляется на основе технологии листсервера, которая производит рассылку по электронной почте.
Работа с электронными банками информации: Позволяет пользователю отправить запрос и получить ответ на него посредством электронной почты. В сети Интернет учитель либо ученик может обращаться к банкам учебной, научной либо познавательной информации
Размещение собственных ресурсов в Интернет, отражающих результат той или иной деятельности:Позволяет учителям и ученикам разместить свои материалы с целью представления себя в сети, популяризации собственных идей, получения мнения и оценки своей работы и т. д.
Навигация по гипертекстовым ресурсам Интернет: Является наиболее распространенным способом работы в глобальной сети, поскольку оперативно обеспечивает практически необозримый набор источников информации. Для решения дидактических задач в Интернет можно найти электронные газеты и журналы, статьи, книги, учебники, методическую литературу и разработки, педагогические программные средства и др. Особое место занимают электронные библиотеки — сложные информационные структуры, в которых в структурированном виде хранятся вышеназванные источники информации.
Поиск, анализ и систематизация материалов, имеющихся в сети Интернет: Обеспечивается сетевыми каталогами и поисковыми системами, облегчающим пользователю отбор нужной информации. Сетевые каталоги, как и библиотечные, имеют иерархическую структуру. Поисковые системы автоматически сканируют доступные в сети Интернет страницы с целью поиска данных по ключевым словам.
Участие в несинхронизированной во времени дискуссии рабочей группы (форуме): Заключается в возможности отправки реплик на «доску объявлений с определенным адресом (URL), доступную для последующего просмотра участниками данной телеконференции в удобное для каждого из них время. Форум не требует согласования между участниками точного времени своего проведения. В ходе проведения форума реплики накапливаются на странице форума, так что участники, присоединившиеся позднее, могут ознакомиться с его полной предысторией. Форум может быть организован учителем для обсуждения различных вопросов совместно с учителями и учащимися.
Участие в синхронизированной во времени дискуссии рабочей группы:
Заключается в переписке в реальном масштабе времени и называется чат (от анг. «болтовня»). Участие в чате позволяет группе субъектов «встретиться» в предварительно согласованное время и в согласованном месте — на определенной веб-странице специально выделенной для проведения чатов. В назначенное время каждый участник встречи, независимо друг от друга «заходит» со своей машины на адрес чата. Дидактическая ценность чата, проводимого учителем по различным вопросам, как любого мероприятия, осуществляемого в «прямом эфире», зависит от уровня предварительной проработки его тематики, подготовки ведущего, а также умений участников быстро мыслить, четко и лаконично излагать суждения, оперативно работать на клавиатуре.